Соотношение уровня перфекционизма и мотивации достижен я успеха у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить некоторые детерминанты учебной мотивации студентов.
Задачи исследования:
Осуществить анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению феномена перфекционизма и мотивации достижения успеха/ избегания неудач в отечественной и зарубежной психологии;
Определить уровень перфекционизма у испытуемых;
Определить тип преобладающей мотивации у студентов;
Изучить особенности взаимосвязи уровня перфекуионизма и мотивации;
Выявить дополнительные связи между шкалами использованных методик.

Работа состоит из  1 файл

МАТЕРИАЛ.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

   Для ситуации достижения, по М.Ш. Магомед-Эминову, характерны следующие особенности: наличие задачи, требующей индивидуального  выполнения деятельности; возможность  успешного или неуспешного выполнения деятельности; наличие стандартов мастерства выполнения (внешних и внутренних критериев оценки результата); переживание субъектом чувства собственной ответственности за исход действия; самооценка, оценка со стороны других [3, c. 89].

   Мотивация достижения изучается в социально-психологическом  аспекте. Так, М.Л. Кубышкина попыталась рассмотреть мотив достижения в широком социальном контексте как стремление к социальному успеху. М.Л. Кубышкиной выделены и проанализированы основные аспекты мотива социального успеха: стремление к достижению высоких результатов в значимой деятельности и связанных с ними авторитета и уважения; стремление к завоеванию высокого общественного положения, престижа и влияния среди окружающих; стремление к соперничеству, противоборству, конкуренции [12, c. 5 – 6].

   Мотивация достижения изучается также в социально-психологическом аспекте, как мотив социального успеха, способствующий достижению значимых результатов в деятельности и завоеванию высокого общественного положения. Большое внимание ученые уделяют исследованию роли мотивации достижения в профессиональной деятельности, влиянию мотивации достижения на эффективность деятельности групп, на формирование психологического климата в коллективе, изучается связь мотивации достижения с личностными особенностями (самооценкой, уровнем притязаний, тревожностью и др.).

1. 5 Сравнение особенностей личности с выраженным мотивом достижения успеха и мотивом избегания неудач

   Ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотив избегания неудачи.  
Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающихся на особенностях других личностных черт. Каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. Преобладание мотива достижения успеха или избегания неудачи определяет некоторые личностные особенности человека. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи – с тревожностью и защитным поведением [13, c. 374].

   Преобладание  той или иной мотивационной тенденции  всегда сопровождается выбором трудности  цели. Субъекты, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней или  чуть выше средней трудности. 3 легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновероятными и исход становится максимально зависимым от собственных усилий человека. При преобладании у человека мотивации избегания неудачи, он предпочитает задачи, наиболее легкие или наиболее трудные, которые практически невыполнимы. Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудачу, напротив, переоценивают свои успехи.

   Мотивированные  на неудачу в случае простых и  хорошо отработанных навыков (наподобие  тех, что используются при сложении пар однозначных чисел) действуют  быстрее, и их результаты снижаются  медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, эти же люди ухудшают работу в условиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается. Люди, ориентированные на неудачи нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний [1, c. 5 – 6].

   Согласно Х. Хекхаузену, люди, мотивированные на достижение успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на "большой цели", они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать.

   Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избегания неудачи. В то время, как, стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае. Опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу.

   Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человеком собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.

   Люди, обладающие таким качеством личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени сложности, способны взять на себя ответственность за то, что происходит с ними и зависящими от них людьми, что соответствует выбору людей, мотивированных на достижение успеха. Как правило, такие люди обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний – тем практическим результатом, которого субъект рассчитывает достичь в работе [21, c. 459 – 467, 471].

   В настоящее время мотивация как  психическое явление трактуется по-разному: как совокупность факторов, детерминирующих поведение; как совокупность мотивов (К.К. Платонов); как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, как процесс психической регуляции конкретной деятельности [15, c. 271]; как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности; как совокупная система процессов, отвечающих за побуждения и деятельность, как особая сфера, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии (Дж. Аткинсон, А. Маслоу); как динамический процесс формирования мотива (Е.П. Ильин). Важным является то, что мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности [2, c. 97].  
 
 
 
 

   Вывод

   Таким образом, мотивацию можно рассматривать мотивацию как процесс побуждения к деятельности определенным мотивом для достижения поставленной цели. Г. Мюррей мотивацию достижения понимал как устойчивую потребность достижения результата в работе, как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. "Мотив достижения", по Д. Макклелланду, – это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. В модели Аткинсона мотив стремления к успеху понимается как способность переживать гордость и удовольствие при достижении успеха. Мотивация достижения (в понимании М.Ш. Магомед-Эминова) – это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения. В данной работе мотивация достижения будет пониматься нами как психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения. Мотив достижения, в свою очередь, мы будем понимать как обобщенную, относительно устойчивую диспозицию личности, стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности.  
 
 

 

     ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ 

    2. 1 Описание использованных методик и организация исследования

    Теоретические положения, выявленные в ходе анализа  литературы, посвященной проблеме перфекционизма и мотивации достижения успеха/ избегания неудач, легли в основу проведенного эмпирического исследования.

    Целью данного исследования, как отмечалось ранее, является  выявление взаимосвязи  уровня перфекционизма и определённого типа мотивации.

    Гипотеза: уровень перфекционизма влияет на развитие мотивации избегания неудач (достижения успеха).

    Выборку исследования составили студенты факультета психологии Белорусского государственного университета 3 – 4 курсов в возрасте от 19 до 23 лет в количестве 55 человек.  

    2. 1. 1 Процедура исследования

  1. На первом этапе исследования производился выбор необходимых диагностических методик, позволяющих выявить уровень перфекционизма и особенности мотивационной сферы студентов. Перечень методик включает:
  • Методика «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и

             Г. Флетта;

  • Методика Т. Элерса «Мотивация к успеху»;
  • Методика «Методика избегания неудач» Т. Элерса.
  1. На втором этапе исследования проводилась диагностика мотивационной сферы студентов.
  1. Третий этап – математическая обработка данных, интерпретация полученных результатов, выводы о соотношении уровня перфекционизма и определённого типа мотивации у студентов.
 
 

    2. 1. 2 Методы и методики исследования

    В данной работе использовались следующие методы: психодиагностические методы, позволяющие определить уровень перфекционизма, мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач, методы обработки результатов. 

    Исследование  включало в себя проведение следующих  методик:

  1. Методика «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г.Флетта (адаптация И. И. Грачёвой);
  2. Методика Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация избегания неудач».

    Наряду с психодиагностическими методами были использованы математические методы обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона). Подсчёт данных производился в программе STATISTICA 6.0.

2. 1. 3 Описание методик исследования

  1. Методика «Многомерная  шкала перфекционизма» 

  П. Хьюитта и Г.Флетта

  Многомерная шкала перфекционизма (МШП) разработанная  канадскими учеными П. Л. Хьюиттом и  Г. Л. Флеттом, позволяет измерить уровень перфекционизма и определить характер соотношения его составляющих у испытуемого.

   Авторы  определяют перфекционизм как стремление быть совершенным, безупречным во всем. Основываясь на результатах как  собственных исследований, так и  исследований, проведенных другими учеными, они описывают три составляющих перфекционизма: перфекционизм, ориентированный на себя (ПОС), перфекционизм, ориентированный на других (ПОД), социально предписанный перфекционизм (СПП). При высоком уровне ПОС человеку свойственно предъявлять чрезвычайно высокие требования к себе; при высоком уровне ПОД –  чрезвычайно высокие требования к окружающим. При высоком уровне СПП человек расценивает требования, предъявляемые к нему окружающими как завышенные и нереалистичные.

    Соотношение составляющих перфекционизма может быть разным. Таким образом, даже при одинаковом уровне выраженности этой черты могут складываться разные профили. МШП состоит из трех субшкал, каждая из которых измеряет степень выраженности одной из составляющих перфекционизма у испытуемого. Сумма баллов, набранная испытуемым по всем трем субшкалам МШП, отражает общий уровень перфекционизма [7, 65 – 73]. 

      2. Методика Т. Элерса  «Мотивация к успеху»

     Методика предназначена для диагностики,  выделенной Хекхаузеном, мотивационной  направленности личности на достижение успеха. Мотивация достижения по Элерсу – это, прежде всего стремление к успеху, к высоким результатам в своей деятельности. И если человек, стремится достичь успеха, высоких результатов в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения. Одни люди отводят достижению успехов слишком большую роль, для других — это менее важно.

   Выделяют  факторы, определяющие наличие сильной  мотивации достижения:

  1. Стремление достигнуть высоких результатов (успехов).
  2. Стремление делать все как можно лучше, лучше всех.
  3. Выбор сложных заданий и желание их выполнить.
  4. Стремление совершенствовать себя в своем мастерстве.

   Таким образом, методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху.

Информация о работе Соотношение уровня перфекционизма и мотивации достижен я успеха у студентов