Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить некоторые детерминанты учебной мотивации студентов.
Задачи исследования:
Осуществить анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению феномена перфекционизма и мотивации достижения успеха/ избегания неудач в отечественной и зарубежной психологии;
Определить уровень перфекционизма у испытуемых;
Определить тип преобладающей мотивации у студентов;
Изучить особенности взаимосвязи уровня перфекуионизма и мотивации;
Выявить дополнительные связи между шкалами использованных методик.
Представления о психологической структуре перфекционизма британской группы также уязвимы. Они содержат разные основания классификации: наряду с индивидуальными характеристиками включают показатели родительского стиля, что не является личностной чертой. Американская модель описывает скорее разнообразные негативные последствия перфекционизма (тревогу, интерперсональные затруднения), чем параметры, входящие в его структуру.
В
дальнейшем такие параметры, как
«озабоченность ошибками», «родительская
критика», «родительские ожидания»
и «сомнения в действиях», а
также «перфекционизм, адресованный
другим» и «социально-
Считается, что при «здоровом» перфекционизме индивиды получают удовольствие от усилий. Они стараются преуспеть в деле, но при этом достаточно свободны не быть скрупулезными, если ситуация это позволяет. Успех приносит чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы и повышает самооценку. Таким образом, определённые параметры перфекционизма связаны с конструктивным стремлением к достижению и другими адаптивными качествами.
Однако
в ряде случаев перфекционизм
принимает невротическую форму,
которая взаимосвязана с
Страх
неудачи, сопутствующий
Таким
образом, стремление воплотить совершенство
в повседневной жизни, по-человечески
понятное и продуктивное на первый взгляд,
на деле оказывается не столь адаптивным
и далеко не безопасным. Перфекционизм
не является ни определённым типом поведения,
ни борьбой за совершенство. Он возникает
в результате межличностного общения,
редко мотивирован изнутри, представляет
собой попытку оправдать ожидания значимых
других и не разочаровать их, а поэтому
никак не может быть «здоровым». Перфекционисты
оценивают себя в терминах неустойчивой
самооценки, т. е. они очень чувствительны
к психологическому дистрессу при столкновении
с ситуациями, которые представляют угрозу
их самооценке.
Одновременно с зарубежными коллегами российскими исследователями (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова) была выдвинута гипотеза о структуре патологического перфекционизма. Были выделены следующие параметры данного конструкта:
Селектирование информации о
собственных неудачах и
1. 3 Мотивация в структуре учебной деятельности студента
Весь период обучения в вузе можно разделить на последовательные этапы подготовки студентов к профессиональной деятельности (начальный, основной, заключительный). Согласно С.А. Пакулиной, на данных этапах обучения студентов в вузе происходит смена видов учебной деятельности от учебно-познавательной к учебно-исследовательской, а затем учебно-профессиональной, что приводит к мотивационным изменениям [18, c. 8].
Мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых.
Основными структурными элементами мотивации учебной деятельности студентов вуза являются познавательная мотивация и мотивация достижения успеха. Их стимулирование непосредственно способствует повышению эффективности учебной деятельности [9, c. 308].
В
ходе смены видов учебной
В связи с этим в структуре мотивации учения можно выделить мотивационно-смысловые образования (познание, достижение, доминирование, аффилиация), которые представляют собой сложную многофункциональную систему, объединяющую мотивационные и смысловые составляющие.
Познание выражается в стремлении к глубине профессиональных знаний, к объяснению нового, в любознательности, расширении жизненного опыта. Удовлетворенность познания выражается в связи личностных смыслов с познавательной деятельностью и в воплощении получаемых знаний в реальной практике.
Достижение характеризуется установкой на результативность и успех, уверенностью человека в себе, осознанием ценности любого дела, настойчивостью в достижении целей, самокритичностью и самостоятельностью. Удовлетворенность достижения влечет осознание своей роли в достигнутом, обеспечивает реалистичное целеобразование, надежду на успех, постоянное самоусовершенствование и улучшение результатов деятельности за счет познания и усиления работоспособности [10, c. 205].
Доминирование раскрывается в конфликтах и спорах, в умении быстро убеждать других, в получении удовольствия от участия в принятии важных решений, в прямоте высказывания своего несогласия, в стремлении к старшинству и ответственности, в легкости выступления перед большой аудиторией. Удовлетворенность доминирования достигается в активном влиянии на вкусы и взгляды людей, в убеждении других, в непосредственном участии в решении общих проблем, в стремлении к социальному первенству, в проявлении собственной компетентности.
Аффилиация включает в себя радость оказания помощи другим людям, предпочтение общества одиночеству, интерес к друзьям и сострадание к их неприятностям, сопереживание успеху других, преобладание обязанностей над правами в отношениях с людьми, большое количество друзей. Удовлетворенность аффилиации сопряжена с общением с приятными людьми, с помощью окружающим в преодолении трудностей, с возможностью получения помощи от других, с удовлетворенностью своим социальным положением, с отсутствием чувства одиночества[23, c. 12 – 16],
Мотивация достижения является одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу и влияющих как на характер, так и на качество выполнения труда.
Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен в классификации Г. Мюррея. Рассматриваемую диспозицию Г. Мюррей понимал как устойчивую потребность достижения результата в работе, как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации независимо от конкретного ее содержания. Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать – в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение [4, c. 127 – 128]. Первая формализованная модель мотивации достижения была развита Дж.Аткинсоном. В его исследованиях мотивация достижения успеха представляет собой интеграционное образование, в котором выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. Мотивационные тенденции являются сложными по составу. В них входят: постоянные личностные диспозиции – мотивы; ситуативные непосредственные детерминанты поведения – ожидание или вероятность и субъективная побудительная ценность будущего успеха или неудачи.
Соответственно, в модели выделяются три главных детерминанты мотивации достижения: мотив, ожидание, ценность. Ожидание понимается как предвосхищение того, что выполнение некоторого действия приведет к определенным последствиям.
Поведение, ориентированное на достижение цели, определяется результирующей тенденцией достижения, возникающей при совместном влиянии двух тенденций: тенденции стремления к успеху и тенденции избегания неудачи. Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху.
Тенденция избегать неудачи понимается как сила, подавляющая у индивидуума выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Тенденция избегать неудачи проявляется в том, что человек стремится выйти из ситуации, содержащей угрозу неудачи. Эта тенденция создается мотивом избегания и ожиданием вероятности неудачи.
Модель мотивации достижения Дж. Аткинсона в дальнейшем подвергалась нескольким модификациям. Фитер попытался учесть параметр восприятия собственной ответственности за исход. Райнер разработал модель, в которой учитываются особенности ориентации на будущее [22, c. 101, 116 – 123].
В
отечественной психологии разрабатывается
принципиально иной подход, согласно
которому, личность осуществляет деятельность
в системе определенных социальных отношений
и во взаимодействии с другими людьми.
В отечественной психологии проблема
мотивации достижения стала активно разрабатываться
с середины 70-х гг. И первые исследования
(Р.С. Вайсмана, 1973; Р.С. Немова, 1973; А.Б. Орлова,
1974; В.И. Степанского, 1981 и др.) касались
лишь отдельных аспектов мотивации достижения.
Мотивация достижения, а также тесно связанная
с ней тема уровня притязаний исследовалась
такими специалистами, как М.Ш. Магомед-Эминов,
Т.В. Корнилова, И.М. Палей и многими другими.
М.Ш. Магомед-Эминов, первый среди отечественных
психологов, предпринял попытку изучить
структуру и механизмы функционирования
мотивации достижения. Ученый предложил
динамическую модель мотивации, состоящую
из четырех структурных компонентов (инициации
или побуждения деятельности, целеобразования,
реализации намерения, постреализации
– процессов, направленных на прекращение
действия или смену одного действия другим),
каждый из которых выполняет конкретные
мотивационные функции в ходе осуществления
деятельности [20].
Считается, что результат деятельности сам по себе не реализует мотив достижения. Одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения, выступает мотивационно-эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения.
Информация о работе Соотношение уровня перфекционизма и мотивации достижен я успеха у студентов