Соотношение уровня перфекционизма и мотивации достижен я успеха у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить некоторые детерминанты учебной мотивации студентов.
Задачи исследования:
Осуществить анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению феномена перфекционизма и мотивации достижения успеха/ избегания неудач в отечественной и зарубежной психологии;
Определить уровень перфекционизма у испытуемых;
Определить тип преобладающей мотивации у студентов;
Изучить особенности взаимосвязи уровня перфекуионизма и мотивации;
Выявить дополнительные связи между шкалами использованных методик.

Работа состоит из  1 файл

МАТЕРИАЛ.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

   Представления о психологической структуре  перфекционизма британской группы также  уязвимы. Они содержат разные основания  классификации: наряду с индивидуальными характеристиками включают показатели родительского стиля, что не является личностной чертой. Американская модель описывает скорее разнообразные негативные последствия перфекционизма (тревогу, интерперсональные затруднения), чем параметры, входящие в его структуру.

   В дальнейшем такие параметры, как  «озабоченность ошибками», «родительская  критика», «родительские ожидания»  и «сомнения в действиях», а  также «перфекционизм, адресованный другим» и «социально-предписываемый перфекционизм», были интерпретированы как дезадаптивный или «невротический» перфекционизм, а «личные стандарты» и «организацию», а также «Я-адресованный перфекционизм» было предложено рассматривать как адаптивный, или «здоровый» перфекционизм [6, c. 82].

   Считается, что при «здоровом» перфекционизме индивиды получают удовольствие от усилий. Они стараются преуспеть в деле, но при этом достаточно свободны не быть скрупулезными, если ситуация это позволяет. Успех приносит чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы и повышает самооценку. Таким образом, определённые параметры перфекционизма связаны с конструктивным стремлением к достижению и другими адаптивными качествами.

   Однако  в ряде случаев перфекционизм  принимает невротическую форму, которая взаимосвязана с широким  кругом психических расстройств, повышенной тревогой, психосоматическими расстройствами, мигренью, сексуальными дисфункциями. Невротический перфекционизм определяется интенсивной потребностью в избегании неуспеха, на который перфекционисты реагируют симптомами депрессии. Индивиды с невротическим перфекционизмом испытывают значительные негативные аффекты перед, во время и после деятельности, качество которой они оценивают значимо ниже, чем другие индивиды.

   Страх неудачи, сопутствующий дисфункциональному перфекционизму, может активировать компенсаторные стратегии поведения, нацеленные на чрезмерно высокие стандарты, например, тщательную перепроверку собственных действий, постоянный поиск одобрений или разубеждений со стороны других людей, постоянную критику других людей, чрезмерно длительные размышления перед принятием решений. Альтернативой перечисленному может стать стратегия стойкого избегания ситуаций, где индивид ожидает от себя соответствия завышенным стандартам, - «паралич деятельности». Одной из наиболее распространённых форм избегающего поведения служит откладывание начала деятельности в силу желания выполнить его совершенно, что делает это начало тяжёлым и неприятным. Другой формой избегающей стратегии может стать прерывание деятельности, незавершение задания из-за опасений, что оно не будет удовлетворять перфекционистским требованиям [8, c. 14 – 18].

   Таким образом, стремление воплотить совершенство в повседневной жизни, по-человечески понятное и продуктивное на первый взгляд, на деле оказывается не столь адаптивным и далеко не безопасным. Перфекционизм не является ни определённым типом поведения, ни борьбой за совершенство. Он возникает в результате межличностного общения, редко мотивирован изнутри, представляет собой попытку оправдать ожидания значимых других и не разочаровать их, а поэтому никак не может быть «здоровым».  Перфекционисты оценивают себя в терминах неустойчивой самооценки, т. е. они очень чувствительны к психологическому дистрессу при столкновении с ситуациями, которые представляют угрозу их самооценке. 

   Одновременно с зарубежными коллегами российскими исследователями (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова) была выдвинута гипотеза о структуре патологического перфекционизма. Были выделены следующие параметры данного конструкта:

  1. Завышенные, по сравнению с индивидуальными возможностями, стандарты деятельности и притязания. Параметр описывает чрезмерные требования, предъявляемые к собственной личности в разных сферах деятельности.
  2. Чрезмерные требования к другим и завышенные ожидания от них. Этот параметр перфекционизма идентичен перфекционизму, «адресованному другим» в канадской концепции. Предполагается, что этот интерперсональный аспект служит источником гнева в межличностных отношениях.
  3. Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (искажённые социальные когниции). Параметр аналогичен социально предписываемому перфекционизму в канадской модели и отражает субъективное ощущение «принуждения к совершенству» окружающими.
  4. Постоянное сравнение себя с другими людьми при ориентации на самых успешных индивидов (персонализация).
  5. Дихотомическая оценка результата деятельности и её планирование по принципу «всё или ничего» (поляризованное мышление). Параметр отражает особый стиль мышления, при котором индивид представляет лишь два варианта выполнения деятельности: полный провал или блестящее выполнение, достижение очень трудной цели или отказ от активности.

     Селектирование информации о  собственных неудачах и ошибках  (негативное селектирование). Это  параметр отражает склонность  фиксироваться на неудачах при  избирательной слепоте к собственным достижениям и удачам [8, c. 9 – 11].   

   1. 3 Мотивация в структуре учебной деятельности студента

   Весь  период обучения в вузе можно разделить  на последовательные этапы подготовки студентов к профессиональной деятельности (начальный, основной, заключительный). Согласно С.А. Пакулиной, на данных этапах обучения студентов в вузе происходит смена видов учебной деятельности от учебно-познавательной к учебно-исследовательской, а затем учебно-профессиональной, что  приводит к мотивационным изменениям [18, c. 8].

   Мотивация учебной деятельности – это соотнесение  целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых.

   Основными структурными элементами мотивации  учебной деятельности студентов  вуза являются познавательная мотивация и мотивация достижения успеха. Их стимулирование непосредственно способствует повышению эффективности учебной деятельности [9, c. 308].

   В ходе смены видов учебной деятельности от учебно-познавательной через учебно-исследовательскую  к учебно-профессиональной деятельности меняется предмет деятельности и  ее мотивы. По мере развития учебной  деятельности ее смысл становится «психологически решающим» и приобретает функцию побуждения, мотив становится личностным образованием, а не «преходящим, случайным внешним стимулом».

   В связи с этим в структуре мотивации учения можно выделить мотивационно-смысловые образования (познание, достижение, доминирование, аффилиация), которые представляют собой сложную многофункциональную систему, объединяющую мотивационные и смысловые составляющие.

   Познание выражается в стремлении к глубине профессиональных знаний, к объяснению нового, в любознательности, расширении жизненного опыта. Удовлетворенность познания выражается в связи личностных смыслов с познавательной деятельностью и в воплощении получаемых знаний в реальной практике.

   Достижение характеризуется установкой на результативность и успех, уверенностью человека в себе, осознанием ценности любого дела, настойчивостью в достижении целей, самокритичностью и самостоятельностью. Удовлетворенность достижения влечет осознание своей роли в достигнутом, обеспечивает реалистичное целеобразование, надежду на успех, постоянное самоусовершенствование и улучшение результатов деятельности за счет познания и усиления работоспособности [10, c. 205].

   Доминирование раскрывается в конфликтах и спорах, в умении быстро убеждать других, в получении удовольствия от участия в принятии важных решений, в прямоте высказывания своего несогласия, в стремлении к старшинству и ответственности, в легкости выступления перед большой аудиторией. Удовлетворенность доминирования достигается в активном влиянии на вкусы и взгляды людей, в убеждении других, в непосредственном участии в решении общих проблем, в стремлении к социальному первенству, в проявлении собственной компетентности.

   Аффилиация включает в себя радость оказания помощи другим людям, предпочтение общества одиночеству, интерес к друзьям и сострадание к их неприятностям, сопереживание успеху других, преобладание обязанностей над правами в отношениях с людьми, большое количество друзей. Удовлетворенность аффилиации сопряжена с общением с приятными людьми, с помощью окружающим в преодолении трудностей, с возможностью получения помощи от других, с удовлетворенностью своим социальным положением, с отсутствием чувства одиночества[23, c. 12 – 16],

1. 4 Основные подходы к исследованию мотивации достижения

    Мотивация достижения является одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу и влияющих как на характер, так и на качество выполнения труда.

    Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен  в классификации Г. Мюррея. Рассматриваемую диспозицию Г. Мюррей понимал как устойчивую потребность достижения результата в работе, как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации независимо от конкретного ее содержания. Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать – в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение [4, c. 127 – 128]. Первая формализованная модель мотивации достижения была развита Дж.Аткинсоном. В его исследованиях мотивация достижения успеха представляет собой интеграционное образование, в котором выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. Мотивационные тенденции являются сложными по составу. В них входят: постоянные личностные диспозиции – мотивы; ситуативные непосредственные детерминанты поведения – ожидание или вероятность и субъективная побудительная ценность будущего успеха или неудачи.

    Соответственно, в модели выделяются три главных  детерминанты мотивации достижения: мотив, ожидание, ценность. Ожидание понимается как предвосхищение того, что выполнение некоторого действия приведет к определенным последствиям.

    Поведение, ориентированное на достижение цели, определяется результирующей тенденцией достижения, возникающей при совместном влиянии двух тенденций: тенденции стремления к успеху и тенденции избегания неудачи. Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху.

    Тенденция избегать неудачи понимается как  сила, подавляющая у индивидуума  выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Тенденция  избегать неудачи проявляется в  том, что человек стремится выйти из ситуации, содержащей угрозу неудачи. Эта тенденция создается мотивом избегания и ожиданием вероятности неудачи.

    Модель  мотивации достижения Дж. Аткинсона  в дальнейшем подвергалась нескольким модификациям. Фитер попытался учесть параметр восприятия собственной ответственности за исход. Райнер разработал модель, в которой учитываются особенности ориентации на будущее [22, c. 101, 116 – 123].

   В отечественной психологии разрабатывается  принципиально иной подход, согласно которому, личность осуществляет деятельность в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с другими людьми.  
В отечественной психологии проблема мотивации достижения стала активно разрабатываться с середины 70-х гг. И первые исследования (Р.С. Вайсмана, 1973; Р.С. Немова, 1973; А.Б. Орлова, 1974; В.И. Степанского, 1981 и др.) касались лишь отдельных аспектов мотивации достижения. Мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М.Ш. Магомед-Эминов, Т.В. Корнилова, И.М. Палей и многими другими. М.Ш. Магомед-Эминов, первый среди отечественных психологов, предпринял попытку изучить структуру и механизмы функционирования мотивации достижения. Ученый предложил динамическую модель мотивации, состоящую из четырех структурных компонентов (инициации или побуждения деятельности, целеобразования, реализации намерения, постреализации – процессов, направленных на прекращение действия или смену одного действия другим), каждый из которых выполняет конкретные мотивационные функции в ходе осуществления деятельности [20].

   Считается, что результат деятельности сам  по себе не реализует мотив достижения. Одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения, выступает мотивационно-эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения.

Информация о работе Соотношение уровня перфекционизма и мотивации достижен я успеха у студентов