Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить некоторые детерминанты учебной мотивации студентов.
Задачи исследования:
Осуществить анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению феномена перфекционизма и мотивации достижения успеха/ избегания неудач в отечественной и зарубежной психологии;
Определить уровень перфекционизма у испытуемых;
Определить тип преобладающей мотивации у студентов;
Изучить особенности взаимосвязи уровня перфекуионизма и мотивации;
Выявить дополнительные связи между шкалами использованных методик.
В ходе проведения исследования с помощью данной методики испытуемым предлагается ответить на 41 вопрос, выражая свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет". Ответы суммируются по одному баллу при совпадении с ключом.
Таким
образом, определяются уровни выраженности
мотивации достижения. Выделяют 4 уровня:
от 1 до 10 баллов – низкая мотивация к достижению
успеха; от 11 до 16 баллов – средний уровень
мотивации к достижению успеха; от 17 до
20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации
к достижению успеха; свыше 21 балла – слишком
высокий уровень мотивации к достижению
успеха [19, c. 626 – 628].
3. Методика диагностики мотивации к избеганию неудач Т. Элерса
Методика предназначена для диагностики уровня защитного поведения в процессе деятельности, выделенного такими авторами как Д. Мак-Клелландом и Ф. Буркардом. Считается, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий учёный Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов: степени предполагаемого риска, преобладающей мотивации, опыта неудач на работе. Достижение безопасного результата при рискованном поведении ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию неудач.
Методика состоит из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Испытуемому нужно выбрать в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует его, и пометить соответствующую ячейку любым знаком.
Ответы суммируются по одному баллу при совпадении с ключом.
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
свыше
20 баллов: слишком высокий уровень мотивации
к избеганию неудач, защите [19, c. 628 – 630].
2. 2 Изучение уровня перфекционизма
При изучении уровня перфекционизма были получены следующие результаты, которые представлены в приложении 1. Описательная статистика данной выборки по 3 шкалам выглядит следующим образом (Таблица 1 «Описательная статистика»):
Шкалы | Среднее | Стандартное отклонение |
ПОС (перфекционизм, направленный на себя) | 54, 09091 | 21,03196 |
ПОД (перфекционизм, направленный на других) | 42,63636 | 14,33510 |
СПП (социально предписываемый перфекционизм) | 48,01818 | 17,36694 |
По этим данным можно говорить о том, что в целом, у испытуемых преобладает низкий уровень перфекционизма, стандартное отклонение от среднего значения велико.
Результаты свидетельствуют о том, что испытуемые не предъявляют чрезвычайно высокие требования к себе, к окружающим и не считают требования, предъявляемые к ним окружающими завышенными и нереалистичными.
Процентное соотношение данных показателей следующее: ПОС низкий уровень – 63,64%, средний уровень – 20%, высокий – 16,34%; ПОД низкий уровень – 80%, средний – 9,09%, высокий – 14, 55%; СПП низкий уровень – 63,64%, средний – 12,72%, низкий – 21,82%.
О преобладании уровня определённой шкалы перфекционизма у испытуемых можно судить по результатам, которые представлены на рис. 1 «Уровень перфекционизма».
Рис. 1
Количественные показатели
уровня перфекционизма
по шкалам методики
«МШП»
У
большинства испытуемых преобладает
низкий уровень перфекционизма.
2. 3 Изучение мотивации достижения успеха и избегания неудач
При изучении особенностей мотивационной сферы студентов были получены результаты, представленные в приложении 1. Описательная статистика данной выборки по типам мотивации представлена в таблице 2.
Тип мотивации | Среднее | Стандартное отклонение |
Мотивация достижения успеха | 14,94545 | 4, 160743 |
Мотивация избегания неудач | 15,72727 | 5, 376404 |
По данным результатам можно сделать вывод, что у испытуемых преобладает средний уровень по мотивации достижения успеха и средний уровень мотивации избегания неудач. Стандартное отклонение от среднего значения достаточно высоко.
Из этого следует, что у испытуемых недостаточно выражено стремление к успеху, к высоким результатам в своей деятельности.
Средний
уровень мотивации избегания
неудач свидетельствует об адекватном
отношении к неудачам, способны к
определённому риску для
Но процентное соотношение данных даёт несколько другие показатели: мотивация достижения успеха – низкий уровень – 16,36%, средний – 47,27, высокий – 36,6%.
Процентное соотношение мотива избегания неудач: низкий уровень – 18,18%, средний уровень – 24,45 %, высокий уровень – 56,36. графическое отображение результатов представлено на рис. 2.
где МУс – мотивация достижения успеха;
МНеуд – мотивация
избегания неудач.
Рис. 2
Соотношение уровней
мотивации достижения
успеха и избегания
неудач
Данные
показатели свидетельствуют о том, что
для большинства студентов приоритетной
стратегией в достижении результатов
деятельности является избегания неудач.
2. 4 Анализ взаимосвязи уровня перфекционизма и типа мотивации
Целью данного исследования, как отмечалось ранее, является выявление взаимосвязи уровня перфекционизма и определённого типа мотивации.
Гипотеза: уровень перфекционизма влияет на развитие мотивации избегания неудач / достижения успеха.
Результаты, полученные в результате обработки проводимых методик, были обработаны в программе STATISTICA 6,0. Для проверки корреляционной связи между переменными (уровень перфекционизма, уровень мотивации достижения успеха, уровень мотивации избегания неудач) был выбран коэффициент корреляции Пирсона, так как переменные относятся к шкале (отношений интервалов).
Корреляционные значения по всем переменным представлены в приложении 2.
В
результате обработки обнаружились
значимые связи только между перфекционизмом,
ориентированным на себя, и мотивацией
достижения успеха [17, c. 53 – 59].
Значения коэффициентов
ПОС х МУс = 0,49 – положительный, умеренный, значимый
(при r=0,493>0,05);
ПОС х МНеуд = 0,16 – положительный, слабый, незначимый
(при r=0,157>0,05);
ПОД х МУс = 0,27 – положительный, слабый, незначимый
(при r=0,269>0,05);
ПОД х МНеуд = -0,04 – отрицательный, слабый, незначимый
(при r=-0,044>0,05);
СПП х МУс = 0,01 – положительный, слабый, незначимый
(при r=0,013>0,05);
СПП х МНеуд = 0,01 – положительный, слабый, незначимый
(при
r=0,009>0,05).
Корреляционная
матрица значимой связи представлена
на рис. 3
Рис.
3 Корреляционная матрица
значимых результатов
Связь между результатами положительная, что можно проинтерпретировать следующим образом: чем выше уровень перфекционизма, обращённого на себя, тем выше проявление мотивации достижения успеха.
Такой результат частично подтверждает гипотезу исследования, так как перфекционизм, обращённый на других и социально предписываемый перфекционизм не коррелируют с мотивацией достижения успеха и избегания неудач.
2. 5 Анализ переменных между студентами платной и бюджетной
форм
обучения
При сравнении результатов между студентами платной и бюджетной форм получения образования были выявлены некоторые различия. Данные представлены в таблице 3. Количество респондентов в каждой группе: бюджетная основа – 18 человек, платная – 37 человек.
Таблица 3
Сравнение
показателей переменных
у студентов различных
форм обучения
Шкалы (переменные) | Уровни | Бюджет (%) | Платное (%) |
ПОС (перфекционизма, ориентированный на себя) | Высокий | 33,3 | 8,11 |
Средний | 16,6 | 21,62 | |
Низкий | 55,5 | 57,57 | |
ПОД (перфекционизма, ориентированный на других) | Высокий | 22,2 | 10,81 |
Средний | 11,1 | 8,11 | |
Низкий | 66,6 | 84,48 | |
СПП (социально предписываемый перфекционизм) | Высокий | 44,4 | 10,81 |
Средний | 11,1 | 13,5 | |
Низкий | 44,4 | 72,97 | |
Мотивация достижения успеха | Высокий | 55,5 | 27,03 |
Средний | 22,2 | 59,46 | |
Низкий | 22,2 | 13,5 | |
Мотивация избегания неудач | Высокий | 55,5 | 56,76 |
Средний | 22,2 | 27,03 | |
Низкий | 22,2 | 16,22 |
Данные показатели свидетельствуют о преобладании тенденции к перфекционизму у студентов бюджетной формы получения образования. И лишь по шкале мотивации избегания неудач распределение данных практически совпадает. Можно предположить, что у студентов, получающих образование на бюджетной основе высока возможность проявлять перфекционизм в учебной деятельности, а в дальнейшем – и вне её, что в сочетании с мотивацией на достижение успеха может стать предпосылкой для развития некоторых патологических черт личности.
В то же время у студентов платной формы высокие показатели лишь по шкале мотивации избегания неудач. Что может свидетельствовать о слабом стремлении добиться эффективности и результативности в учебной деятельности, о сниженном интересе к процессу обучения, о некоторой формальности в отношении получения знаний.
Данные
сведения могут стать основой для дальнейшего
исследования в области мотивации учебной
деятельности студентов.
Вывод
Таким образом, в ходе исследования подтвердилась гипотеза о взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения успеха. Но данные результаты относятся не к перфекционизму, как многомерному понятию, а лишь к перфекционизму, обращённому на себя. Взаимосвязь с мотивацией избегания неудач слабая.
При
этом у студентов бюджетной формы
получения образования
Ни
по одному из показателей не обнаружилось
сильной корреляционной связи. Это
может быть связано с тем, что
методика для изучения уровня перфекционизма
в основном применяется для личностей
с перфекционизмом, как патологической
чертой, хотя апробация методики в отечественном
исследовании происходила на выборке
старших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
ходе изучения проблемы перфекционизма
удалось выяснить, что данный феномен
стал неотъемлемой составляющей личности
современного человека, стремящегося
к успеху. Эта тенденция также
проявляется в учебной
Исследование мотивации достижения успеха и избегания неудачи показало, что среди студентов 3-го и 4-го курсов преобладает мотивация избегания неудач, что может являться показателем неудовлетворённости большинства респондентов условиями обучения, сниженным интересом к ситуации обучения, низким стремлением добиваться успехов и проявлять активность, неуверенность в будущей профессиональной деятельности.
Информация о работе Соотношение уровня перфекционизма и мотивации достижен я успеха у студентов