Соотношение уровня перфекционизма и мотивации достижен я успеха у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить некоторые детерминанты учебной мотивации студентов.
Задачи исследования:
Осуществить анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению феномена перфекционизма и мотивации достижения успеха/ избегания неудач в отечественной и зарубежной психологии;
Определить уровень перфекционизма у испытуемых;
Определить тип преобладающей мотивации у студентов;
Изучить особенности взаимосвязи уровня перфекуионизма и мотивации;
Выявить дополнительные связи между шкалами использованных методик.

Работа состоит из  1 файл

МАТЕРИАЛ.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

   В ходе проведения исследования с помощью данной методики испытуемым предлагается ответить на 41 вопрос,  выражая свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет".  Ответы  суммируются  по одному баллу при совпадении с ключом.

   Таким образом, определяются уровни выраженности мотивации достижения. Выделяют 4 уровня: от 1 до 10 баллов – низкая мотивация к достижению успеха; от 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации к достижению успеха; от 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха; свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха [19, c. 626 – 628].  

   3. Методика диагностики мотивации к избеганию неудач Т. Элерса

   Методика  предназначена для диагностики  уровня защитного поведения в  процессе деятельности, выделенного  такими авторами как Д. Мак-Клелландом и Ф. Буркардом. Считается, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий учёный Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов: степени предполагаемого риска, преобладающей мотивации, опыта неудач на работе. Достижение безопасного результата при рискованном поведении ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию неудач.

   Методика состоит из 30  строк, по 3 слова в каждой строке. Испытуемому нужно выбрать в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует его, и пометить соответствующую ячейку любым знаком.

   Ответы  суммируются по одному баллу при  совпадении с ключом. 

   Чем больше сумма баллов, тем выше уровень  мотивации к избеганию неудач, защите.

   От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к  защите;

   от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

   от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

   свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите [19, c. 628 – 630]. 

2. 2 Изучение уровня перфекционизма

    При изучении уровня перфекционизма были получены следующие результаты, которые представлены в приложении 1. Описательная статистика данной выборки по 3 шкалам выглядит следующим образом (Таблица 1 «Описательная статистика»):

                                          Таблица 1. «Описательная статистика» 

Шкалы Среднее Стандартное отклонение
ПОС (перфекционизм, направленный на себя) 54, 09091 21,03196
ПОД (перфекционизм, направленный на других) 42,63636 14,33510
СПП (социально  предписываемый перфекционизм) 48,01818 17,36694
 

    По  этим данным можно говорить о том, что в целом, у испытуемых преобладает низкий уровень перфекционизма, стандартное отклонение от среднего значения велико.

    Результаты  свидетельствуют о том, что испытуемые не предъявляют чрезвычайно высокие требования к себе, к окружающим и не считают требования, предъявляемые к ним окружающими завышенными и нереалистичными.

    Процентное  соотношение данных показателей следующее: ПОС низкий уровень – 63,64%, средний уровень – 20%, высокий – 16,34%; ПОД низкий уровень – 80%, средний – 9,09%, высокий – 14, 55%; СПП низкий уровень – 63,64%, средний – 12,72%, низкий – 21,82%.

    О преобладании уровня определённой шкалы перфекционизма у испытуемых можно судить по результатам, которые представлены на рис. 1 «Уровень перфекционизма».

                   

  Рис. 1 Количественные показатели уровня перфекционизма по шкалам методики «МШП»  

      У большинства испытуемых преобладает низкий уровень перфекционизма.  

  2. 3 Изучение мотивации достижения успеха и избегания неудач

    При изучении особенностей мотивационной сферы студентов были получены результаты, представленные в приложении 1. Описательная статистика данной выборки по типам мотивации представлена в таблице 2.

                                                            Таблица 2

Тип мотивации Среднее Стандартное отклонение
Мотивация достижения успеха 14,94545 4, 160743
Мотивация избегания неудач 15,72727 5, 376404
 

    По  данным результатам можно сделать вывод, что у испытуемых преобладает средний уровень по мотивации достижения успеха и средний уровень мотивации избегания неудач. Стандартное отклонение от среднего значения достаточно высоко.

    Из  этого следует, что у испытуемых недостаточно выражено стремление к успеху, к высоким результатам в своей деятельности.

    Средний уровень мотивации избегания  неудач свидетельствует об адекватном отношении к неудачам, способны к  определённому риску для достижения цели в деятельности.

    Но  процентное соотношение данных даёт несколько другие показатели: мотивация достижения успеха – низкий уровень – 16,36%, средний – 47,27, высокий – 36,6%.

    Процентное  соотношение мотива избегания неудач: низкий уровень – 18,18%, средний уровень – 24,45 %, высокий уровень – 56,36. графическое отображение результатов представлено на рис. 2.

где МУс –  мотивация достижения успеха;

МНеуд – мотивация  избегания неудач. 

Рис. 2 Соотношение уровней мотивации достижения успеха и избегания неудач 

    Данные показатели свидетельствуют о том, что для большинства студентов приоритетной стратегией в достижении результатов деятельности является избегания неудач. 

2. 4 Анализ взаимосвязи  уровня перфекционизма  и типа мотивации

    Целью данного исследования, как отмечалось ранее, является  выявление взаимосвязи уровня перфекционизма и определённого типа мотивации.

    Гипотеза: уровень перфекционизма влияет на развитие мотивации избегания неудач / достижения успеха.

    Результаты, полученные в результате обработки  проводимых методик, были обработаны в программе STATISTICA 6,0. Для проверки корреляционной связи между переменными (уровень перфекционизма, уровень мотивации достижения успеха, уровень мотивации избегания неудач) был выбран коэффициент корреляции Пирсона, так как переменные относятся к шкале (отношений интервалов).

    Корреляционные  значения по всем переменным представлены в приложении 2.

    В результате обработки обнаружились значимые связи только между перфекционизмом, ориентированным на себя, и мотивацией достижения успеха [17, c. 53 – 59]. 

    Значения  коэффициентов

    ПОС х МУс = 0,49 – положительный, умеренный, значимый

    (при  r=0,493>0,05);

    ПОС х МНеуд = 0,16 – положительный, слабый, незначимый

    (при r=0,157>0,05);

    ПОД х МУс = 0,27 – положительный, слабый, незначимый

    (при r=0,269>0,05);

    ПОД х МНеуд = -0,04 – отрицательный, слабый, незначимый

    (при r=-0,044>0,05);

    СПП х МУс = 0,01 – положительный, слабый, незначимый

    (при r=0,013>0,05);

    СПП х МНеуд = 0,01 – положительный, слабый, незначимый

    (при r=0,009>0,05). 

    Корреляционная матрица значимой связи представлена на рис. 3 

    

    Рис. 3 Корреляционная матрица  значимых результатов 

    Связь между результатами положительная, что можно проинтерпретировать  следующим образом: чем выше уровень  перфекционизма, обращённого на себя, тем выше проявление мотивации достижения успеха.

    Такой результат частично подтверждает гипотезу исследования, так как перфекционизм, обращённый на других и социально предписываемый перфекционизм не коррелируют с мотивацией достижения успеха и избегания неудач. 

    2. 5 Анализ переменных между студентами платной и бюджетной

    форм  обучения 

    При сравнении результатов между  студентами платной и бюджетной  форм получения образования были выявлены некоторые различия. Данные представлены в таблице 3. Количество респондентов в каждой группе: бюджетная основа – 18 человек, платная – 37 человек.

    Таблица 3

    Сравнение показателей переменных у студентов различных  форм обучения 

Шкалы (переменные) Уровни  Бюджет (%) Платное (%)
ПОС (перфекционизма, ориентированный на себя) Высокий 33,3 8,11
Средний 16,6 21,62
Низкий 55,5 57,57
ПОД (перфекционизма, ориентированный на других) Высокий 22,2 10,81
Средний 11,1 8,11
Низкий 66,6 84,48
СПП (социально предписываемый перфекционизм) Высокий 44,4 10,81
Средний 11,1 13,5
Низкий 44,4 72,97
Мотивация достижения успеха Высокий 55,5 27,03
Средний 22,2 59,46
Низкий 22,2 13,5
Мотивация избегания неудач Высокий 55,5 56,76
Средний 22,2 27,03
Низкий  22,2 16,22
 

    Данные  показатели свидетельствуют о преобладании тенденции к перфекционизму у студентов бюджетной формы получения образования. И лишь по шкале мотивации избегания неудач распределение данных практически совпадает. Можно предположить, что у студентов, получающих образование на бюджетной основе высока возможность проявлять перфекционизм в учебной деятельности, а в дальнейшем – и вне её, что в сочетании с мотивацией на достижение успеха может стать предпосылкой для развития некоторых патологических черт личности.

    В то же время у студентов платной  формы высокие показатели лишь по шкале мотивации избегания неудач. Что может свидетельствовать о слабом стремлении добиться эффективности и результативности в учебной деятельности, о сниженном интересе к процессу обучения, о некоторой формальности в отношении получения знаний.

    Данные  сведения могут стать основой для дальнейшего исследования в области мотивации учебной деятельности студентов.  

    Вывод

    Таким образом, в ходе исследования подтвердилась  гипотеза о взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения успеха. Но данные результаты относятся не к перфекционизму, как многомерному понятию, а лишь к перфекционизму, обращённому на себя. Взаимосвязь с мотивацией избегания неудач слабая.

    При этом у студентов бюджетной формы  получения образования показатели по всем шкалам превышают значения студентов платной формы.

    Ни  по одному из показателей не обнаружилось сильной корреляционной связи. Это  может быть связано с тем, что  методика для изучения уровня перфекционизма в основном применяется для личностей  с перфекционизмом, как патологической чертой, хотя апробация методики в отечественном исследовании происходила на выборке старших школьников. 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ходе изучения проблемы перфекционизма удалось выяснить, что данный феномен  стал неотъемлемой составляющей личности современного человека, стремящегося к успеху. Эта тенденция также  проявляется в учебной деятельности. 

    Исследование  мотивации достижения успеха и избегания неудачи показало, что среди студентов 3-го и 4-го курсов преобладает мотивация избегания неудач, что может являться показателем неудовлетворённости большинства респондентов условиями обучения, сниженным интересом к ситуации обучения, низким стремлением добиваться успехов и проявлять активность, неуверенность в будущей профессиональной деятельности.

Информация о работе Соотношение уровня перфекционизма и мотивации достижен я успеха у студентов