Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:39, реферат
Пожалуй одной из самых спорных и дискуcивных теорий в психологии - это теория психоанализа Зигмунда Фрейда, которая в равной степени имела и успех и запрещалась самым строжайшим образом. Самыми непримиримыми оппонентами психоанализа были советская власть времен Сталина и Брежнева и Гитлеровская Германия
Введение
1. Психоаналитические корни социальной психологии
1. 1. Роль психоанализа в социальной психологии
1. 2. Значение психоанализа для социальной психологии в теоретических работах отечественных и зарубежных психологов
2. Методологический аспект психоанализа в социальной психологии
2. 1. Главные проблемы психоанализа
2. 2. Диалектические категории индивидуального и социального бессознательного
Заключение
Использованная литература
В итоге сделаем два вывода в пользу концепции социального психоанализа.
Первый вывод состоит в том, что "кирпичиком" здания социального психоанализа является "социальный факт - социальное переживание", - социально-психологический след". Любая война, например, социальный акт. От него - масса драматических переживаний. И.Ильин социальные переживания связывает с феноменами "не имеющими внешнего эмпирического бытия" (например, "психология мифа") или "уже не имеющими его" (например, "психология кладбища") или "еще не получившими его" (переживания о потомстве). А также исходящих, например, от "полуосознанных уколов общения". Это дает нам основание для анализа современных переживаний.
Но решение этой проблемы предстоит далее перевести с философского уровня на предметный социально-психологический, на теорию, собственно, социального психоанализа, что мы ниже и попытаемся сделать.
Второй вывод-гипотеза: социальное переживание многослойно, многозначно и проявляется на всех уровнях с разной силой и с разной мотивацией, т.е. на каждом уровне структуры душевной жизни своя сила и окраска переживания. Но это еще предстоит доказать.
В этой связи сразу оговорим еще один аспект проблемы. У нас как-то сложилось, что понятие "переживание" связано с горем, бедой, традицией. На самом деле это не так. Ученый переживший состояние озарения в момент открытия, испытывает радость. Не забудем энтузиазм 30-х годов нашего народа. Или День Победы в 1945 году. Мы видели на экранах радость, ликование чеченцев в день вывода федеральных войск 28 августа 1996 года.
Но тут же мы видели слезы чеченских матерей, потерявших на войне детей, родных и близких. Не видели, правда, слез русских, российских матерей, лишившихся единственного сына, но они тоже были. И очень горькие. И.Ильин точно и утвердительно подметил, что "на всем протяжении взаимодействия с другими людьми душа наша полна осознанных и полуосознанных ощущений приятного - неприятного, вечно подвижных и иногда неожиданно всплывающих в сознании и мотивирующих наши поступки".
От характера переживания и оставленного от него следа, исходит соответствующий мотив поведения в явном или неявном виде. Или под воздействием пережитого происходит вытеснение его следа (например, гражданской войны, репрессий, раскулачивания, уничтожения ряда этносов и наций) в глубины психики в форме, скажем, затаенной ненависти, мстительности, которая может там храниться десятилетиями, столетиями, но в определенный момент выплеснуться в массовом акте.
Укажем еще на один методологический аспект философии социального психоанализа. Исходя из его объекта на этом уровне, т.е. развернутой сущности человека и социума и ее психологического среза - психогенеза.
Действительно, "чем больше мы искусственно расщепляем и распыляем материю, - писал Пьер де Шарден, - раскрывая свой целостный взгляд на сущность человека. - тем больше выступает ее фундаментальное единство".
Он говорит о единстве "преджизни", "жизни", "мысли" и "сверх-жизни". П.Шарден вводит понятие механизма "гомонизации" - это "скачок от инстинкта к мысли". При этом отмечает: "Психогенез привел нас к человеку".
Теория социального психоанализа неизбежно должна и будет в силу фундаментального единства человека в сущности опираться на арсенал многих наук: биологии, психофизиологии, нейропсихологии, антропологии, социологии, культурологии и т.д., естественно, на арсенал всех психологических наук. Почему? Да потому, что коллективное бессознательное, по Юнгу, это "потрясающее прозрение в бездны", здесь переживание "напоминает темную метафизику", "состояние помраченного духа", оно оказывается перемещенным "в самый освещенный пункт читательского сознания" и опускается в "тайны филогенеза". Одним словом оно многослойно, многогранно, многоуровнево и потому объективно требует "стыка" наук и различных направлений в психологии.
Так, например, если есть "страстное переживание", "страсть и ее судьбы", то продуктивным будет использование в социальном психоанализе теории пассионарности Л.Н.Гумилева, его взглядов на социогенез и культурогенез.
Если доказуемы "высшие переживания", то неизбежно обращение к теориям философии и психологии, духовности, психосинтеза. Если существуют трансперсональные переживания - значит не обойтись без трансперсональной психологии и т.д. Все острее встает проблема информационно-психологической безопасности. И здесь также не обойтись, во-первых, без философского осмысления бурного увеличения объема передаваемой и воспринимаемой людьми информации в современном мире. Во-вторых, так или иначе, механизм защиты от информационно-психологической безопасности охватывает бессознательное (на этом уровне действуют технологии манипулирования и зомбирования) и его взаимодействие с сознательным. То есть два феномена: информация и психика, а в ней коллективное бессознательное ворвались в XX веке в жизнь человечества и будут во многом предопределять его будущее уже в начале XXI века по справедливому замечанию Бориса Егорова о том, что СМИ как феномен цивилизации "сжал время и то, что не дало своего созревания десятки лет, сегодня протекает за один год. Все это способствует убыстрению процесса осознания многих бессознательных переживаний. И он считает, что на этой 48 Институт психологии РАН начал выпуск спецбюллетеня "Информационно-психологическая безопасность".
Наконец, о ядре "философского камня" в социальном психоанализе - о законах формирования и проявления бессознательного. Есть ли они или нет?
Если есть, то надо ли знать их, не получится ли нечто похожее на атомную бомбу. Налимов с Дрогалиной именно так ставят вопрос, когда пишут: "Если объективные законы бессознательного действительно существуют и если рано или поздно мы их познаем, или хотя бы приблизимся к их пониманию, то бессознательное утратит свой статус - оно будет описываться формальной логикой и управляться через познанные нами законы так же, как управляются ими устройства, созданные нами в физическом мире. Грехопадение, выраженное в незнании истинного закона, будет преодолено через новое знание. Человек станет управляемым автоматом" (выделено нами - В.П.).
Встает вопрос, зачем человек столько боролся и продолжает бороться за свою свободу?
На наш взгляд, законы бессознательного есть, и они независимо от нашей воли действуют. Борис Егоров в работе "Российское коллективное бессознательное" открывает нам еще одного русского философа-эмигранта - Ивана Лукьяновича Солоневича (1891-1953), которого он называет "аналитиком российского этноса", который в сущности открыл некие законы этого бессознательного не с позиции бердяевских идей, вех и мифов, а с "позиции голых фактов". Вот один из таких законов. "Жизнь народов вообще, а великого народа - в особенности, развивается по закону больших чисел, - писал И.Солоневич. - Миллионы, десятки и сотни миллионов людей, поколение за поколением, в течение тысячи лет сменяют друг друга. В этой массе, в этой смене, сглаживаются отдельные случайности отдельных людей и человеческих усилий. Вырисовывается некая определяющая линия . Б.Егоров выделяет "статистические" и "динамические" доминанты коллективного бессознательного. Надо ли самому народу знать такие законы-доминанты?
Или знать тем, кому народ доверил свою судьбу, т.е. российским властям?
Или пусть их познают соперники за рубежом и пусть управляют нами как автоматами? А потом появится "искреннее признание" в победе над нами в психологической войне как это сделал Петер Швейцер в книге "Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря" (Минск: СП "Авест", 1995).
Из сказанного подчеркнем следующее, любой закон и построенное на его знании управляемое устройство (автомобиль, самолет, ракета и т.д.) можно использовать против или на благо человека. Любую идею, как говорят, можно опорочить. Так и с законами бессознательного. Речь ведь идет о психологии воздействия на людей на основе познания таких законов в интересах этих людей.
Ученые выделяют механистические, манипулятивные, диалоговые технологии (Г.А.Ковалев) психологического воздействия. Наиболее гуманны и созидательны - диалоговые. С этих позиций мы оцениваем свою целесообразность в разработке социального психоанализа. Далее встает проблема защиты россиян от манипулятивных технологий изнутри и извне, зачем же сидеть и ждать, когда тебя оболванят, а не готовиться к защите, создавать информационно-психологическую безопасность в своем Отечестве?
Мы сторонники гуманистической психологии. Сегодня около трети россиян нуждается в социальной психотерапии. Современные процессы в России - это непрерывный поток "бесчисленных переживаний (К.Юнг), а, значит, психических следов в форме неврозов, автономных комплексов и прочих недугов, подрывающих психическое, душевное здоровье народа.
Поэтому у нас конструктивная мотивация в разработке проблем социального психоанализа. Проблемы очень сложные, они действительно выглядят как "реальность нереального" и часто нерешаемые в русле известной методологии и философской психологии.
В настоящее время, время сложных, турбулентных процессов в России и мире, очевидна потребность в переходе от рационалистической философской схоластики, от общественной психологии к достаточно глубокому и ясному понятию "социально-психологического опыта" в современной социальной психологии. Другая очевидная современная тенденция - смена методологической парадигмы - переход к постнеклассическому методу исследования. Последняя особенно важна для разработки социального психоанализа.
Опыт предков, опыт многих поколений, опыт крепостного права, общественного движения 1861-1866 гг., опыт революционного народничества, духовный опыт "золотого" XIX века, опыт революций 1905-1907 годов, Великой революции 1917 г., потрясений 1991-1993 гг., опыт "русской общины, раскулачивания и создания колхозов, реформы 1860-1866 гг. и столыпинские, сталинские, хрущевские и ельцинские реформы - все это и социально-психологический опыт, ибо в нем сплав "социального факта" с "социальным переживанием". Как архетипически перекликаются эпохи, какие переживания и какой оставили след в психике социума, в душе народов. Какие потоки переживаний и как они пересеклись, выпали в запасники бессознательного, какие оттуда выбросили как вулкан горящую лаву, какие еще спят, но могут проснуться и в каких социальных группах, кластерах? - все это актуальнейшие, но наисложнейшие проблемы, связанные с вероятностными факторами формирования и проявления бессознательного.
И еще один философско-психологический вопрос для России: почему на ее территории и народах, населяющих ее, суждено проводить самые глобальные эксперименты (крепостное право до конца XIX века трехсотлетняя монархия, несколько революций в одном столетии, коммунизм и т.д.)?
История, культура, глубинная психология российского народа его традиции, обычаи, нравы, мифы, символы, идеи и идолы, кумиры и т.д. - все это составляет содержание понятия "опыт" для социального психоаналитика, но требует очевидно, применения "языка вероятностного видения мира", "трансформационного подхода", "реинтерпретации" (В.Налимов), чтобы объяснить трудно объяснимые явления и процессы нашего времени.
Но при этом возникает проблема философско-психологического плана: признания нетрадиционных подходов в изучении психики социума, "столкновения" классических и постклассических (неклассических) методов исследования применительно к новым или малоизученным, или традиционно непризнаваемым явлениям. Тем не менее, в основе любой методологии лежат представления об "элементарной частице". В нашем случае центральной проблемой является рассмотрение триады: социальный факт (опыт) - социальное переживание - социально-психологический след.
Заключение
Таким образом, мы можем говорить о том, что в социальной психологии психоанализ отыгрывает не свойственную для классического психоанализа функцию - функцию изучения психологии массы по принципу психологической модели индивидуальности.
Можно сказать, что в этом аспекте для нас главными выступают аналитические работы Юнга (именно по этому Юнг автор к которому мы больше всего обращаемся).
В современном мире, который все более глобализируется изучение социума как никогда актуально. Именно сейчас мы наблюдаем те процессы, повлиять на которые мы обычными методами не можем - на помощь может придти психоанализ. Нужно сказать, что сама концепция аналитической психологии пришла к Юнгу под влиянием расовой дискриминации. А расовая дискриминация это только один из сегментов групповых протистояний. В истории России было достаточно случаев когда умелые организаторы могли таким образом настроить толпу, что она, с помешательством рассудка выполняя их задания не понимая, что творит. Некоторые такие случаи случились в наши дни. Именно психоаналитические знания способов мышления толпы способны протистоять в подобных случаях.
Изучению психоанализа, в том числе и в социальной психологии, занимались такие ученые как Зигмунд Фрейд, Эрих Фром, Эрик Берн, К-Г. Юнг, С. Балей, Жак Лакан, Анна Фрейд и другие. Нужно отметить, что среди известных психологов, которые сделали значительный вклад в развитие психоанализа есть множество Российских ученых, в частности Выготский, Ильин, Попов и т.д.
Разработка проблем психоанализа в России далеко отстает от западной.
Так, Петер Куттер в книге "Современный психоанализ" (С.-П., 1997) дает ответ на вопрос: что такое психоанализ? - начиная с Фрейда и далее - после Фрейда.
Если у Фрейда доминирует тезис, что психоанализ - это раздел психологии, глубинная психология или психология бессознательного, то позже - это "наука, в которой наблюдают и создают законы о динамике душевных процессов...", или еще - это "наука о человеке в центре треугольника между биологией, социологией и психологией".
Психоанализ - это наука, которой занимаются не только психологи, но и философы, социологи, культурологи, биологи, медики, педагоги и т.д. Поэтому психоанализ определяется еще и как ''саморефлексия", как "глубинная герменевтика", "психоаналитическая герменевтика", "феноменология", "наука в духе эпохи Просвещения", "как критика идеологии" и т.д. Но это всегда еще наука и практика "лечения психических нарушений".
Информация о работе Современное психоаналитическое направление в социальной психологии