Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:10, дипломная работа
Таким образом, теоретическая актуальность работы обоснована значимостью исследования профессионального самоотношения представителей конкретных видов профессии, необходимостью изучения структуры и динамики профессионального самоотношения как важнейшего регулятора труда и построения профессиональных жизненных путей, «карьер».
Практическая актуальность обусловлена необходимостью исследования специфики самоотношения представителей разных видов профессий.
Целью работы является рассмотрение специфики формирования самоотношения в зависимости от выбранной профессии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ ……………………………………………………………………….5
1.1. Самоотношение: структурные компоненты, виды, функции…………....5
1.2. Самоотношение как часть профессиональной Я – концепции личности..8
1.3. Понятие о доминирующих ориентациях личности в профессиональной деятельности…………………………………………………………………11
ВЫВОДЫ ПО 1ГЛАВЕ……………………………………………………………13
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧИЯ КОМПОНЕНТОВ САМООТНОШЕНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОМИНИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ………………………………………………..14
2.1. Обоснование методического инструментария, используемого в работе….14
2.2. Описание выборки…………………………………………………………….18
2.3.Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………18
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………………….......29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ ……………………………………………………………………….5
1.1. Самоотношение: структурные компоненты, виды, функции…………....5
1.2. Самоотношение как часть профессиональной Я – концепции личности..8
1.3. Понятие о доминирующих ориентациях личности в профессиональной деятельности………………………………………………
ВЫВОДЫ ПО 1ГЛАВЕ……………………………………………………………
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧИЯ КОМПОНЕНТОВ САМООТНОШЕНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОМИНИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ………………………………………………..14
2.1. Обоснование методического инструментария, используемого в работе….14
2.2. Описание выборки……………………………………………………………
2.3.Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………18
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ………………………………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Одной из важнейших детерминант саморазвития и самоосуществления человека является его отношение к себе ( самоотношение ). Самоотношение человека в значительной степени определяет оценку окружающей действительности, формирование представлений о мире и себе самом, обеспечивает прогнозирование своей социальной эффективности и отношений к себе окружающих, оказывает влияние на процессы самоактуализации, самосовершенствования, самореализации.
Особую актуальность приобретает проблема самоотношения , когда речь идет о профессиональной деятельности.
В психологии профессиональной деятельности социальный запрос на работника нового образца актуализирует целый пласт проблем, связанных с изучением психических механизмов и закономерностей зарождения, становления и осуществления профессиональной субъективности. С ускорением темпа научно – технического прогресса участились периоды технологического переоснащения производства, а, следовательно «переналадки» операциональной стороны многих видов профессиональной деятельности. На уровне отдельно взятого работника это повлекло стремительно устаревание профессионально важных знаний, умений, навыков и породило потребность в непрерывном повышении квалификации путем самообразования. Переход к рыночной экономике предъявляет высокие требования к индивидуально – психологическим резервам саморегуляции каждого работника. Столкновение работника с жесткими реалиями негарантированной занятости зачастую провоцирует кризисы в его профессионально – личностном развитии, преодоление которых предполагает хорошо развитую способность к самоизучению. В кругу этих проблем центральное место отводится вопросу об особых психических структурах и процессах, которые потенцируют способность личности к субъектному способу существования в мире избранной и реализуемой профессии. Эти структуры и процессы являются личностными новообразованиями, которые закладываются еще в учебно – профессиональной деятельности и дозревают уже по ходу собственной профессиональной деятельности. В своих зрелых формах они сплачиваются в целостную регуляторную систему, которая обслуживает все разновидности осознанной произвольной активности человека в профессии.
Таким образом, теоретическая актуальность работы обоснована значимостью исследования профессионального самоотношения представителей конкретных видов профессии, необходимостью изучения структуры и динамики профессионального самоотношения как важнейшего регулятора труда и построения профессиональных жизненных путей, «карьер».
Практическая актуальность обусловлена необходимостью исследования специфики самоотношения представителей разных видов профессий.
Целью работы является рассмотрение специфики формирования самоотношения в зависимости от выбранной профессии.
Объект исследования- специфика и структура самоотношения личности у представителей различных профессий (доминирование интересов по конвенциональному типу и по социальному типу).
Предмет исследования- самоотношение специалистов разных профессий: психолог и бухгалтер.
Методы исследования:
- Теоретический анализ научно-психологических источников по проблеме исследования;
- Методы сбора эмпирических данных - наблюдение, анализ документов, регламентирующих профессиональную деятельность, групповое психодиагностическое исследование, методика исследования самоотношения (МИС) (авторы - В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXCEL», «Statistica for Windows».
Выборку составили специалисты профессии, с доминирующим интересом по социальному типу- психологи в количестве 15 человек и работники, с доминирующим интересом по конвенциональному типу - бухгалтеры в количестве 12 человек. Всего в исследовании приняли участие 27 человек в возрасте от 25 до 47лет.
Задачи исследования:
1 Провести теоретический анализ самоотношения личности как субъекта профессиональной деятельности
2 Определить структуру и раскрыть содержательные компоненты профессиональной самоотношения у представителей профессий с разными доминирующими интересами (психолог и бухгалтер).
3 Составить программу эмпирического исследования, подобрать методики для исследования самоотношения специалистов различных профессий, провести эмпирическое исследование, статистическую обработку данных, их анализ и обсуждение.
Объем и структура работы.
Работа включает введение, две главы, список литературы, приложение. Основной объем составляет 31 страницу.
Глава 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1.Самоотношение: структурные компоненты, виды, функции.
Впервые в отечественной психологической литературе термин «самоотношение» в качестве самостоятельной психологической категории, не сводимый ни к самопознанию ни к самосознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно самого себя, был применен Н.И. Сарджвеладзе в 1974 году и описан через категорию установки как общего и единого механизма формирования всей системы отношений человека, в которую самоотношение включено как структурный элемент.
В психологии разработка термина самоотношения, представлений о его содержании и структуре велась по двум направлениям.
Первое связывает самоотношение с системой самооценок индивида (С. Куперсмит, Дж. Марвел, К. Роджерс, М. Розенберг, Р. Шавельзон) и проанализировано С.Р. Пантелеевым по материалам англоязычных источников.
В отечественной психологии проблема самостоятельного теоретического статуса самоотношения, его стуктуры и содержания связывается с более широким контекстом разработки концепции самосознания личности ( А.А. Бодалев,л.С. Выгодский, В.В. Столин, В.Н. Мясищев)
По литературным данным можно выделить три основных понимания термина самоотношения, каждое из которых отражает различные теоретические подходы:
1 Любовь к себе. Она рассматривается как процесс, включающий в себя интенсивные драйвы и энергии (в психоаналитических теориях), базисные небезопасности (в экзистенциально ориентированных теориях);
2 Самоприятие. Исходными механизмами в теориях самоприятия являются структура и направление отношений, складывающихся у индивида с миром и самим собой (нейродифистские и феноменологические теории);
3 Чувство компетентности. При этом подходе акцент делается на сравнении и оценивании объекта, события с некоторым эталоном, основной характеристикой является переживание успеха и неудачи, чувства уверенности в своих силах.
При любом теоретическом подходе можно утверждать, что самоотношение или самооценка есть реакция на то или иное содержание образа Я, отражающее устойчивую степень положительного или отрицательного отношения личности к самому себе.
Самоотношение имеет трехкомпонентное строение: когнитивный, эмоциональный и конативный компонент.
- Когнитивный компонент играет большую роль в организации внутриличностного опыта, формирования ретроспективного Я. Мыслительные процессы реализуют познавательную функцию самоотношения и образуют Я- концепцию личности. Посредствам операций обобщения, анализа, синтеза, суждений и умозаключений личность вырабатывает устойчивые представления о себе. Процессы воображения конструируют возможное Я и идеальное Я.
- Эмоциональный компонент понимается как установка относительно себя, как часть самоотношения.
В.В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения: симпатия – антипатия; уважение – неуважение; близость – отдаленность. Эти же оси определяют и отношение человека к другому человеку.
Конативный компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям. Это самоуверенность, самопоследовательность, самоснисходительность и самобичивание, самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отнощение от других и самопредставление другим. Действия относительно самого себя осуществляются в зависимости от того, как личность относится к себе - как к объекту воздействия или как к субъекту действия. И каждый из видов отношения включает когнитивный и эмоциональный компоненты самоотношения, которые образуют оценочное отношение субъекта.
В самоотношении отражены характеристики индивида, берущие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности. Структурные единицы самоотношения по их содержательным характеристикам распределяются следующим способам:
1Биологическое измерение.
- отношение к внешности и анатомическим особенностям;
- отношение к своим сенсомоторным особенностям и инструментальным возможностям.
2 Психологическое измерение.
- отношение к своим сенсомоторным особенностям и инструментальным возможностям;
- отношение к своим интеллектуальным способностям (Я: умен – глуп,
логичен – интуитивен, созерцателен – практичен);
- отношение к своим эмоциональным способностям (Я: эмоционален – суховат, чувствителен – нечувствителен, экспрессивен – эмоционально сдержан, влюбчив – невлюбчив);
- отношение к своим волевым качествам и результатам своей деятельности (Я:импульсивен- обладаю волей, претворяю слово в дело – не могу довести до конца задуманное, решителен – нерешителен);
- отношение к себе как неповторимой личности, чувство самотождественности.
3Социальное измерение
- отношение к своему социальному статусу (к статусу в системе формальных отношений, к социоэкономическому или социометрическому статусу);
- отношение к тому, как ко мне относятся другие, чего они от меня ожидают;
- отношение к себе как относительно определенных социально – нравственных норм и ценностей.
В русле концепции о личностном смысле «Я» В.В. Столиным была предложена концепция уровневого строения самосознания. Согласно этой модели, основой самоотношения является процесс, в котором собственное Я, собственные черты и качества оцениваются личностью по отношениям к мотивам, выражавшим потребность в самореализации. Наиболее полно самоотношение описывается как специфическая активность субъекта в адрес своего Я, состоящая в определенных внутренних действиях и установках на эти действия, характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием самого действия. Например, самоуверенность (отбрасывание сомнений), самоинтерес (обращение взгляда на собственное Я), самообвинение. Более общим аспектом строения самоотношения, его макроструктурой являются эмоциональные компоненты или измерения - самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия – установки. Наиболее общим образованием структуры является недифференцированное чувство «за» и «против» своего Я, являющееся суммацией позитивных и негативных компонентов по трем эмоциональным осям. Самоотношение каждого человека обладает определенной качественной спецификой. Эта специфика выражается как в эмоциональном тоне, так и в семантическом содержании соответствующего отношения к себе. Так для одних индивидов глобальное самоотношение может переживаться преимущественно в форме самоуважения, а для других – в форме симпатии или любви к себе. Отсюда вытекает и иной принцип организации самоотношения как системы: психологическая система самоотношения не аддитивна, а построена по принципу динамической иерархии, который заключается в том, что та или иная особенная модальность эмоционального отношения может выступать в качестве ядерной структуры системы, занимая ведущее место в иерархии других аспектов самоотношения и, фактически определяя содержание и выраженность обобщенного устойчивого самоотношения.
1.2. Самоотношение как часть профессиональной Я- концепции личности
На данном этапе развития современного общества одной из самых интересующих человека сторон является тема профессионального самоотношения. Исследование профессионального самоотношения специалистов в разных профессиях постепенно становится актуальной темой многих исследователей (В.А.Бодров, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Н.С.Пряжникова, Н.Чистякова).
Профессиональное самоотношение – это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность – главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности.
Традиционно в психологии труда рассматривают развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, его производительность. Личностные особенности и особенности самоотношения накладывают отпечаток на профессиональную деятельность, а также на то, как профессионал строит межличностные отношения, каким стратегиям и стилям общения отдает предпочтение. Спецификой психологического подхода является перенесение акцента на проблему развития самой личности человека – работника. Профессиональное самоотношение, понимаемое как динамическая система глубинных смысловых структур, является «гипотетическим» конструктором или теоретической абстракцией, которая служит логическим звеном в объяснении эффектов психической регуляции профессиональной деятельности и самопознания личности как субъекта. С целью определения форм, в которых профессиональное самоотношение становится субъективной данностью, т.е. непосредственно осознается и переживается человеком, необходим переход из субстратной в феноменологическую плоскость анализа. В отечественной психологии применительно к нашей проблеме, предложен поход, именуемый онтологией жизненного мира. Главный позитивный тезис этой онтологии заключается в том, что субъективное отношение к самому себе является дериватом реальных жизненных отношений, складывающихся между индивидуальными свойствами личности и его объективно существующими потребностями, мотивами, ценностями в контексте практической деятельности. Следовательно, для лучшего понимания психологической природы и сущности профессионального самоотношения необходимо соблюсти два условия: во – первых, вывести анализ в плоскость профессионального бытия человека, с тем, чтобы обнаружить действительный объект, запечатленный в самоотношении, и локализовать источники, из которых оно реально проистекает; во – вторых выйти за рамки тех форм, в которых самоотношение явлено в сознании, и спуститься на неосознаваемые уровни организации человеческой психики, на которых залегает психологический субстрат самоотношения. Такую возможность предоставляет смысловой подход, впитавший в себя методологические принципы «онтологии жизненного мира» и уже не однажды доказавшей свою эвристичность применительно к проблеме самоотношения личности. Его преимущество заключается в том, что он позволяет рассмотреть профессиональное самотношение не только как психический феномен, лежащий на поверхности индивидуального сознания, но также отыскать онтологические основания и глубинные формы его представленности в смысловой сфере личности. Общие положения смыслового подхода к самоотношению личности конкретизируются в концепции личностного смысла «Я», сформулированной В,В. Столиным и в дальнейшем доработанной С.Р. Пантелеевым.
Информация о работе Специфика формирования самоотношения в зависимости от выбранной профессии