Специфика формирования самоотношения в зависимости от выбранной профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:10, дипломная работа

Описание

Таким образом, теоретическая актуальность работы обоснована значимостью исследования профессионального самоотношения представителей конкретных видов профессии, необходимостью изучения структуры и динамики профессионального самоотношения как важнейшего регулятора труда и построения профессиональных жизненных путей, «карьер».
Практическая актуальность обусловлена необходимостью исследования специфики самоотношения представителей разных видов профессий.
Целью работы является рассмотрение специфики формирования самоотношения в зависимости от выбранной профессии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ ……………………………………………………………………….5
1.1. Самоотношение: структурные компоненты, виды, функции…………....5
1.2. Самоотношение как часть профессиональной Я – концепции личности..8
1.3. Понятие о доминирующих ориентациях личности в профессиональной деятельности…………………………………………………………………11
ВЫВОДЫ ПО 1ГЛАВЕ……………………………………………………………13
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧИЯ КОМПОНЕНТОВ САМООТНОШЕНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОМИНИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ………………………………………………..14
2.1. Обоснование методического инструментария, используемого в работе….14
2.2. Описание выборки…………………………………………………………….18
2.3.Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………18
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………………….......29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

самоотношение.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

1.3. Понятие о доминирующих ориентациях личности в профессиональной деятельности

«Развитое самосознании – одно из условий формирования индивидуального стиля, одно из условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места, в частности в профессиональной общности, а также условия планирования и построения личных профессиональных планов на этапе профессиональной деятельности» (Е.А. Климов). Профессионал – это не просто тот, кто хорошо обучен, но кто с гордостью причисляет себя к определенной общности трудящихся: «Мы, швейники, всех одеваем!» «Мы слесари, будем нужны и при самом высоком уровне автоматизации производства». Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является «образ мира» профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по разному и по – разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире (Климов, 1995). Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности является степень выраженности интересов. Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. В зависимости от доминирующего интереса выделяют следующие типы (по теории профессионального выбора Дж. Голланда):

1 Реалистичный (практический) тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами). Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности Хорошо развито практическое умение. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, массажиста, милиционера.

2 Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умения общаться. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, социальный работник, врач.

3 Исследовательский (интеллектуальный) тип- сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем перейти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколог, биолог, химик, философ.

4Конвенциональный (стандартный)тип – усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи.

Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

Предпочитает профессии, имеющие отношение к какнцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь – референт, кассир, нотариус)

5Предпринимательский тип – находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Стемится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Хорошо справляется с работой, требующей бюыстрого принятия решения. Выбирает профессии: коммерсант, менеджер, политик, предприниматель.

6 Артистический тип- высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластиче, гибок, проницателен В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию. Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно – художественной и актерско – сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер)

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

Осуществленный теоретический анализа литературы разрешил сопоставить различные точки зрения авторов на подходы к понятию самоотношения.

Уточнено понятие « самоотношение ».   Дана сущностная характеристика  самоотношения  как акмеологического феномена (содержание, функции и структура). Определена характеристика самоотношения как части профессиональной Я- концепции личности  Рассмотрены доминирующие ориентации личности в профессиональной жизни.

 

 

Глава 2ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧИЯ КОМПОНЕНТОВ САМООТНОШЕНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОМИНИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

2.1. Обоснование методического инструментария используемого в работе

Методики исследования: тест опросник самоотношения личности (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин, методика Д.Голланда по определению типа личности.

Тест – опросник самоотношения (ОСО)

Столин В.В предложил опросник самоотношения (ОСО), который помогает выявить уровневую структуру Я- концепции:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и жидания отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я»

Опросник состоит из 57 пунктов, сформулированных в виде утверждений. Выделяется 12 шкал оценивания:

Шкала S- Глобальное самоотношение.

Измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного       «Я» испытуемого

Шкала 1- Самоуважение.

Шкала из 15 пунктов.

Самоуважение объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимать самого себя.

Шкала 2 – Аутосимпатия.

Шкала из 16 пунктов

Аутосимпатия отражает дружественность – враждебность к собственному Я. На положительном полюсе объединены одобрение себя в целом, доверие к себе и позитивная самооценка. На отрицательном – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. И свидетельствует о таких эмоциональных реакциях на себя как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров.

Шкала 3 –Ожидаемое отношение от других.

Шкала из 13 пунктов

Отражает ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себе, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров. Человек, ожидающий антипатичного отношения к себе, ждет его как от большинства посторонних людей, так и от немногих, любовь которых ему важна. Он принимает антипатию других, не ставит перед собой задачу на увеличение самоуважения.

Шкала 4 – Самоинтерес.

Шкала из 8 пунктов

Отражает меру близости к самому себе, собственным мыслям, чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Опросник также содержит семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого:

- самоуверенность;

- отношение других;

- самопринятие;

- саморуководство, самопоследовательность;

- самообвинение;

- самоинтерес;

- самопонимание.

Данный опросник дает возможность определить не только общий уровень эмоционально – ценностного отношения к себе, но и позволяет получить данные относительно элементов его структуры. По данным С.Р. Пантелеева, А.А. Бодалева и В.В. Столина тест стандартизирован, надежен, валиден и имеет высокую ретестовую валидность.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на нижеперечисленные вопросы. Прослушав их, выберите один из возможных вариантов:»да»или «нет»

Полученные сырые баллы переводятся в процентили (накопленные частоты) по специальной таблице и позволяют сравнивать различных людей между собой.

(Приложение А – бланк  опросника  самоотношения, ключи для обработки ).

 

 

 

 

 

Тест Д.Голланда по определению типа личности

Диагностическая цель. Оценка профессионального личностного типа. Голланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:

- реалистичный тип;

- интеллектуальный тип;

- социальный тип;

- конвенциальный тип;

- предприимчивый тип;

- Артистический тип.

Инструкция:

«Вам будут попарно предложены различные профессии. В каждой паре постарайтесь найти ту, которой Вы отдаете предпочтение. Напрмер из двух профессий – поэт или психолог – вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов Вы должны поставить знак плюс»

Обработка результатов тестирования производится по ключу. Подсчитывается количество совпадений по ключу в бланке ответов. Максимальное количество указывает дает представление об испытуемом, как о личности в том или ином типе направленности, на принадлежность к одному из шести профессиональных типов.

Тестирование считается вспомогательным методом исследования.

(Приложение Б – стимульный материал к методике Голланда, ключ для обработки)

 

 

2.2. Описание выборки

Для проведения исследования была организована выборка из 27 человек, из которых были сформированы две группы. В первую группу вошли 15 человек в возрасте от 25 до 50 лет. Все 15 человек (100%) занимают должности психологов и имеют доминирующую направленность профессиональной жизни по социальному типу.

Вторую группу составили 12 специалистов с доминирующей направленностью профессиональной жизни по конвенциональному (стандартному) типу

– бухгалтеры в возрасте от 23 до 45 лет.

(Приложение В – список испытуемых)

 

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Данные самоотношения 1группы испытуемых (психологи)

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

7

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

1

17

80,00

9

71,33

11

90,67

11

72,33

7

92,33

1

65,67

2

3,67

3

34,33

4

60,33

4

43,33

6

80,00

7

68,67

2

10

32,33

12

91,33

9

69,67

11

72,33

3

16,00

5

65,67

6

51,33

6

89,67

100

3

38,33

2

15,00

7

100

4

83,67

3

10

32,33

12

91,33

8

58,00

11

72,33

4

29,00

5

65,67

6

51,33

6

89,67

6

92,00

2

15,00

4

34,33

4

83,67

4

12

49,00

11

86,67

7

47,00

10

53,00

5

49,67

6

81,33

7

80,00

4

60,33

4

60,33

2

15,00

5

54,67

4

83,67

5

10

32,33

14

99,67

7

47,00

11

72,33

5

49,67

5

65,67

6

51,33

6

89,67

5

79,67

1

4,67

4

34,33

5

94,00

6

11

38,33

7

44,66

5

28

12

96,67

7

92,33

7

92,33

6

51,33

4

50,67

1

9,67

4

43,33

6

80,00

7

68,67

7

14

62,67

9

71,33

9

69,67

11

72,33

6

71,33

6

81,33

3

7,33

5

70,67

4

60,33

3

27,67

5

54,67

5

94,00

8

10

32,33

8

58,67

7

47

8

27,33

6

71,33

4

49,67

7

80

5

70,67

4

60,33

5

60,77

6

80

3

68,67

9

13

55,33

6

34

6

37,33

9

39,67

8

100

3

29,33

6

51,33

6

89,67

5

79,67

 

5

60,67

 

7

100

1

21,33

 

10

9

26,67

4

16,00

7

47,00

9

39,67

4

29,00

2

16,67

5

32,00

3

34,34

4

60,33

5

 

60,67

4

34,33

1

21,33

11

10

32,33

7

44,67

7

47,00

12

91,33

8

100

5

65,67

6

51,33

7

100

1

9,67

4

43,33

7

100

4

83,86

12

12

49,00

7

44,67

9

69,67

10

53,00

5

49,67

 

7

92,33

6

51,33

7

100

6

92,00

5

60,77

5

54,67

5

94,00

13

14

62,67

5

25,33

7

47,00

5

 

6,00

4

 

 

29,00

6

81,33

2

3,67

4

50,67

1

9,67

5

 

60,77

3

20,00

1

 

21,33

14

13

55,33

6

34

6

37,33

9

39,67

8

100

3

29,33

6

51,33

6

89,67

5

79,67

 

5

60,67

 

7

100

1

21,33

15

12

49,00

5

25,33

6

37,33

5

6,00

3

16,00

5

65,67

2

3,67

1

7,67

4

9,67

5

60,77

2

11,33

1

21,33

                                                                            

Таблица 2

Средне статистические результаты теста 1группы испытуемых (психологи) в процентах

 

 S

Интегральное самоотношение

 

49,00

 

Глобальные шкалы

I

Самоуважение

58,67

 

II

Аутосимпатия

50,67

 

III

Ожидания

39,67

 

IV

Самоинтерес

49,67

 

Конкретные шкалы

1

Самоуверенность

49,67

 

2

Ожидания

32,00

 

3

Самоприятие

50,67

 

4

Саморуководство

38,33

 

5

Самообвинение

27,67

 

6

Самоинтерес

54,67

 

7

Самопонимание

68,67

 

Информация о работе Специфика формирования самоотношения в зависимости от выбранной профессии