РЕФЕРАТ
Специфика психологического
развития ребенка дошкольного возраста
Оглавление
Глава1.Особенности психического
развития ребенка от трех до четырех лет
Глава2. Проблемы психологического
развития ребенка пятого года жизни
Глава3. Специфика психологического
развития детей от пяти до семи лет
Введение
Дошкольный возраст является
важнейшим в развитии человека, так
как в это время происходят
существенные физиологические, психологические
и социальные изменения. Это возрастной
период, который рассматривается в психологии
как самоценное явление со своими законами,
субъективно переживается в большинстве
случаев как счастливая, беззаботная,
полная приключений и открытий жизнь.
Дошкольное детство играет решающую роль
в становлении личности, определяя ход
и результаты её развития на последующих
этапах жизненного пути человека.
Целью данной работы является
анализ специфики психического развития
ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, для достижения
данной цели необходимо решить следующие
задачи:
- проанализировать особенности психического развития ребенка от трех до четырех лет;
- рассмотреть проблемы психического развития ребенка от четырех до пяти лет;
- изучить специфику развития детей от пяти до шести лет.
Глава1. Особенности
психического развития ребенка от трех
до четырех лет
Третий год жизни является
переходным периодом от наглядно-действенного
мышления к наглядно-образному. В
этом возрасте наглядно-действенное
мышление претерпевает существенные изменения,
которые заключаются в характере
взаимодействия ребенка с объектами.
Если на втором году жизни ребенок
непосредственно взаимодействует
с объектами, то есть применяет к
ним весь арсенал существующих в
его распоряжении действии, то на третьем
году его действия кардинально меняются.
На втором году жизни ребенок не
заботится о результате действия,
на третьем году он начинает учитывать
тот результат, который вызывается
его собственной активностью. Учет
результата существенным образом меняет
характер взаимодействия с объектом
- ребенок начинает специально ожидать
тот или иной результат в зависимости
от произведенного действия. При этом
малыш еще не знает, что может
получиться, но у него уже существует
стремление зафиксировать этот результат.
Тем самым у ребенка появляется
возможность сопоставить действие
и результат. С помощью пробующего
действия ребенок пытается выяснить скрытое
свойство ситуации. Это позволяет ему
проводить систематическое обследование
окружающих предметов, в чем и заключается
развитие наглядно-действенного мышления
ребенка третьего года жизни. Взрослый
может наблюдать, как ребенок заинтересованно
манипулирует каким-то предметом, но это
не простая манипуляция, а выяснение новых
скрытых свойств объекта. В этот момент
малыш проводит большое и сложное исследование.
Появление системных пробующих действий
является главным условием для следующего
этапа развития детского мышления - перехода
от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
Например, игра с ребенком, «Куда спряталась
фигурка». Для этого нужно взять несколько
разных коробок и в одну из них поместить
фигурки, а затем предложить ребенку найти
их. Ключевым моментом этой игры будет
тот, когда ребенок от непосредственного
открывания коробки перейдет к ее встряхиванию.
Выполняя встряхивание, ребенок ориентируется
не на видимые свойства вещи, а на представления
о внутреннем устройстве коробки.
Если малыш испытывает
трудности при выполнении задания,
то в коробке можно сделать
прорези, которые позволят ему частично
увидеть объект. После того как
ребенок научится правильно находить
объект, ориентируясь на внутреннюю часть
коробки, прорези можно заклеить
и вновь предложить ребенку найти
фигурки.
В этом возрасте у ребенка
начинают развиваться чувства гордости
и стыда. В ходе воспитания нужно
учитывать особенности эмоционального
реагирования каждого малыша. Не рекомендуется
ругать его. Совершая тот или иной
поступок, маленький ребенок действует
не по злому умыслу, а в соответствии
с доминирующими в этот момент
мотивами. Резкое наказание может
привести к невротизации личности.
Однако этот совет нельзя воспринимать
как поощрение вседозволенности.
В процессе общения с детьми взрослый
должен обращать внимание на то, какие
его высказывания, эмоциональные
проявления или действия вызывают негативные
(и позитивные) переживания у ребенка.
Нужно избегать негативных переживаний
и стремиться к установлению теплых
эмоциональных отношений с малышом.
Следует помнить, что в этом возрасте
у ребенка развиваются идентификация
с именем и самооценка. Вот почему
особенно чутко следует подходить
к оценке поведения ребенка. Он может
сильно переживать, когда неправильно
произносят его имя или негативно
оценивают его деятельность. Основная
задача взрослого заключается в
том, чтобы у маленького ребенка
сложилась положительная самооценка.
Для этого надо поощрять его инициативу
и максимально положительно подчеркивать
его достижения. Данный возраст завершается
так называемым кризисом трех лет. Суть
его заключается в том, что у ребенка формируется
образ Я. Он переходит от называния себя
в третьем лице к называнию в первом лице,
при этом стремится утвердиться в разных
сферах, в том числе и в повседневных действиях.
Ребенок старается многие вещи делать
самостоятельно («Я сам!»), поэтому желательно
найти для него посильные поручения. Хорошо,
если их требуется выполнять каждый день.
Со временем ребенок сам, без напоминания,
будет исполнять эти поручения. При этом
всякий раз необходимо подчеркивать значимость
малыша («Как хорошо, что ты это делаешь»,
«Что бы мы без тебя делали!»). Следует
поощрять самостоятельность ребенка и
предоставлять ему возможность самому
выполнять некоторые действия, например,
застегивать пуговицы и надевать штанишки.
Обычно на это уходит очень много времени,
ребенок не укладывается в срок, определенный
взрослым, что может приводить к конфликтам.
Очень часто взрослый сталкивается
с такими проявлениями детского поведения,
как упрямство и негативизм. Обычно
они адресованы тем взрослым, которые
непосредственно взаимодействуют
с ребенком. За этими проявлениями
стоит стремление ребенка отделиться
от взрослого, что достигается за
счет противопоставления взрослому. В
эти моменты особенно важно не
вступать в чрезмерные конфликтные
отношения с ребенком, проявлять
терпение, спокойно и позитивно взаимодействовать
с ним, несмотря на его негативные
проявления.
В 3 года или чуть раньше любимым
выражением ребёнка становится «я сам».
Ребёнок хочет стать «как взрослый»,
но, понятно, быть им не может. Отделение
себя от взрослого - характерная черта
кризиса 3 лет.
Эмоциональное развитие ребёнка
этого возраста характеризуется
проявлениями таких чувств и эмоций,
как любовь к близким, привязанность
к воспитателю, доброжелательное отношение
к окружающим, сверстникам. Ребёнок
способен к эмоциональной отзывчивости
- он может сопереживать, утешать
сверстника, помогать ему, стыдиться
своих плохих поступков, хотя, надо
отметить, эти чувства неустойчивы.
Взаимоотношения, которые ребёнок
четвёртого года жизни устанавливает
со взрослыми и другими детьми,
отличаются нестабильностью и зависят
от ситуации.
Поскольку в младшем дошкольном
возрасте поведение ребёнка непроизвольно,
действия и поступки ситуативны, последствия
их ребёнок не представляет, нормально
развивающемуся ребенку свойственно
ощущение безопасности, доверчиво-активное
отношение к окружающему. Стремление
ребёнка быть независимым от взрослого
и действовать как взрослый может
провоцировать небезопасные способы
поведения.
Дети 3-4 лет усваивают
некоторые нормы и правила
поведения, связанные с определёнными
разрешениями и запретами («можно»,
«нужно», «нельзя»), могут увидеть
несоответствие поведения другого
ребёнка нормам и правилам поведения.
Однако при этом дети выделяют не нарушение
самой нормы, а нарушение требований
взрослого («Вы сказали, что нельзя
драться, а он дерётся»). Характерно,
что дети этого возраста не пытаются
указать самому ребёнку, что он поступает
не по правилам, а обращаются с жалобой
к взрослому. Нарушивший же правило
ребёнок, если ему специально не указать
на это, не испытывает никакого смущения.
Как правило, дети переживают только
последствия своих неосторожных
действий (разбил посуду, порвал одежду),
и эти переживания связаны
в большей степени с ожиданием
последующих за таким нарушением
санкций взрослого.
В 3 года ребёнок начинает
осваивать гендерные роли и гендерный
репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина.
Он адекватно идентифицирует себя с
представителями своего пола, имеет
первоначальные представления о
собственной гендерной принадлежности,
аргументирует её по ряду признаков
(одежда, предпочтения в играх, игрушках,
причёска и т. д.). В этом возрасте
дети дифференцируют других людей по
полу, возрасту; распознают детей, взрослых,
пожилых людей, как в реальной
жизни, так и на иллюстрациях. Начинают
проявлять интерес, внимание, заботу по
отношению, к детям другого пола.
В этот период высока потребность
ребёнка в движении (его двигательная
активность составляет не менее половины
времени бодрствования). Ребёнок
начинает осваивать основные движения,
обнаруживая при выполнении физических
упражнений стремление к целеполаганию
(быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно
воспроизвести движение и др.). Возраст
3-4 лет также является благоприятным
возрастом для начала целенаправленной
работы по формированию физических качеств
(скоростных, силовых, координации, гибкости,
выносливости).Накапливается определённый
запас представлений о разнообразных
свойствах предметов, явлениях окружающей
действительности и о себе самом.
В этом возрасте у ребёнка при
правильно организованном развитии
уже должны быть сформированы основные
сенсорные эталоны. Он знаком с основными
цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный).
Если перед ребёнком выложить карточки
разных цветов, то по просьбе взрослого
он выберет три-четыре цвета по названию
и два-три из них самостоятельно
назовёт. Малыш способен верно выбрать
формы предметов (круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник) по образцу,
но может ещё путать овал и круг,
квадрат и прямоугольник. Ему
известны слова больше, меньше, и
из двух предметов (палочек, кубиков, мячей
и т. п.) он успешно выбирает больший
или меньший. Труднее выбрать
самый большой или самый меньший
из трёх—пяти предметов (более пяти
предметов детям трёхлетнего
возраста не следует предлагать).В 3
года дети практически осваивают
пространство своей комнаты (квартиры),
групповой комнаты в детском
саду, двора, где гуляют, и т. п. На
основании опыта у них складываются
некоторые пространственные представления.
Они знают, что рядом со столом
стоит стул, на диване лежит игрушечный
мишка, перед домом растёт дерево,
за домом есть гараж, под дерево закатился
мяч. Освоение пространства происходит
одновременно с развитием речи: ребёнок
учится пользоваться словами, обозначающими
пространственные отношения (предлоги
и наречия).
Внимание детей четвёртого
года жизни непроизвольно. Однако его
устойчивость проявляется по-разному.
Обычно малыш может заниматься в
течение 10-15 мин, но привлекательное
занятие длится достаточно долго, и
ребёнок не переключается на что-то
ещё и не отвлекается.
Память детей 3 лет непосредственна,
непроизвольна и имеет яркую
эмоциональную окраску. Дети сохраняют
и воспроизводят только ту информацию,
которая остаётся в их памяти без
всяких внутренних усилий (легко заучивая
понравившиеся стихи и песенки,
ребёнок из пяти - семи специально предложенных
ему отдельных слов, обычно запоминает
не больше двух-трёх). Положительно и отрицательно
окрашенные сигналы и явления запоминаются
прочно и надолго.
Мышление трёхлетнего
ребёнка является наглядно-действенным:
малыш решает задачу путём непосредственного
действия с предметами (складывание
матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование
по образцу и т. п.). В наглядно-действенных
задачах ребёнок учится соотносить
условия с целью, что необходимо
для любой мыслительной деятельности.
В 3 года воображение только
начинает развиваться, и прежде всего
это происходит в игре. Малыш действует
с одним предметом и при
этом воображает на его месте другой:
палочка вместо ложечки, камешек
вместо мыла, стул - машина для путешествий
и т. д.
В младшем дошкольном возрасте
ярко выражено стремление к деятельности.
Взрослый для ребёнка - носитель определённой
общественной функции. Желание ребёнка
выполнять такую же функцию приводит
к развитию игры. Дети овладевают способами
игровой деятельности - игровыми действиями
с игрушками и предметами-заместителями,
приобретают первичные умения ролевого
поведения. Ребёнок 3-4 лет способен
подражать и охотно подражает
показываемым ему игровым действиям.
Игра ребёнка первой половины четвёртого
года жизни - это скорее игра
рядом, чем вместе. В играх, возникающих
по инициативе детей, отражаются умения,
приобретённые в совместных со взрослым
играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые,
содержащие одну-две роли. Неумение
объяснить свои действия партнёру по
игре, договориться с ним, приводит
к конфликтам, которые дети не в
силах самостоятельно разрешить. Конфликты
чаще всего возникают по поводу игрушек.
Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает
согласовывать свои действия, договариваться
в процессе совместных игр, использовать
речевые формы вежливого общения.
Мальчики в игре более общительны,
отдают предпочтение большим компаниям,
девочки предпочитают тихие, спокойные
игры, в которых принимают участие
две-три подруги.
В 3-4 года ребёнок начинает
чаще и охотнее вступать в общение
со сверстниками ради участия в общей
игре или продуктивной деятельности.
Для трёхлетнего ребёнка характерна
позиция превосходства над товарищами.
Он может в общении с партнёром
открыто высказать негативную оценку
(«Ты не умеешь играть»). Однако ему
всё ещё нужны поддержка и
внимание взрослого. Оптимальным во
взаимоотношениях со взрослыми является
индивидуальное общение.
Глава2. Проблемы
психологического развития ребенка
пятого года жизни
Дети 4-5 лет социальные нормы
и правила поведения всё ещё
не осознают, однако у них уже
начинают складываться обобщённые представления
о том, как надо (не надо) себя вести.
Поэтому дети обращаются к сверстнику,
когда он не придерживается норм и
правил, со словами «так не поступают»,
«так нельзя» и т. п. Как правило,
к 5 годам дети без напоминания
взрослого здороваются и прощаются,
говорят «спасибо» и «пожалуйста»,
не перебивают взрослого, вежливо обращаются
к нему. Кроме того, они могут
по собственной инициативе убирать
игрушки, выполнять простые трудовые
обязанности, доводить дело до конца. Тем
не менее следование таким правилам
часто бывает неустойчивым - дети легко
отвлекаются на то, что им более
интересно, а бывает, что ребёнок
хорошо себя ведёт только в присутствии
наиболее значимых для него людей. В
этом возрасте у детей появляются
представления о том, как положено
себя вести девочкам, и как - мальчикам.
Дети хорошо выделяют несоответствие
нормам и правилам не только в поведении
другого, но и в своём собственном
и эмоционально его переживают, что
повышает их возможности регулировать
поведение. Таким образом, поведение
ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно
и непосредственно, как в 3-4 года,
хотя в некоторых ситуациях ему
всё ещё требуется напоминание
взрослого или сверстников о
необходимости придерживаться тех
или иных -норм и правил. Для этого
возраста характерно появление групповых
традиций: кто, где сидит, последовательность
игр, как поздравляют друг друга
с днём рождения, элементы группового
жаргона и т. п.