Специфика психологического развития ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:44, реферат

Описание

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматривается в психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Содержание

Глава1.Особенности психического развития ребенка от трех до четырех лет
Глава2. Проблемы психологического развития ребенка пятого года жизни
Глава3. Специфика психологического развития детей от пяти до семи лет

Работа состоит из  1 файл

реферат на тему специфика.docx

— 52.07 Кб (Скачать документ)

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого  возраста способен к освоению сложных  движений: может пройти по неширокой  скамейке и при этом даже перешагнуть  через небольшое препятствие; умеет  отбивать мяч о землю одной  рукой несколько раз подряд. Уже  наблюдаются различия в движениях  мальчиков и девочек (у мальчиков - более порывистые, у девочек - мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством  целенаправленной и систематической  двигательной активности укрепляются  мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность  применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного  времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более  высокой степени самостоятельности  ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и  обуваются. Некоторые из них могут  обращаться со шнурками - продевать  их в ботинок и завязывать бантиком.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений  об окружающем, которые получают благодаря  своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления  об основных свойствах предметов  ещё более расширяются и углубляются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет  представления  об оттенках (например,  может показать два оттенка одного цвета:  светло красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут  рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между  собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку  семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее  количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка  ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени  все ещё не совершенно. Отсутствует  точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень  привлекательным, но нужным делом в  течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правшу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур  определённой формы и цвета, найти  на картинке изображения предметов  и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные  приёмы и средства (в качестве подсказки  могут выступать карточки или  рисунки).В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения. Например, прежде чем управлять машинкой с помощью пульта, ребёнок, первоначально пробуя, устанавливает связь движений машинки с манипуляциями рычагами на пульте. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, в которых связи, существенные для решения задачи, можно обнаружить без практических проб, ребёнок нередко может решать, в уме. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

В целом ребёнок 6-7 лет  осознаёт себя как личность, как  самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Дети способны давать определения  некоторым моральным понятиям («Добрый  человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко  их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова экономный и отрицательную  слова жадный. Они могут совершать  позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться, от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить  себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также  состояние здоровья окружающих; может  назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается, в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий), и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.

В основе произвольной регуляции  поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и  нормы. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных по происхождению  мотивов, как познавательные, про  социальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о  том, что хорошо и что плохо. С  развитием морально-нравственных представлений  напрямую связана и возможность  эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда  нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное  недифференцированное отношение к  себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны  взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения  в эмоциональной сфере. С одной  стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная  жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они  более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей  понимать эмоциональное состояние  другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно  не наблюдают его эмоциональных  переживаний. К концу дошкольного  возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что  позволяет им предвосхищать последствия  своих действий. Это существенно  влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может  не только отказаться от нежелательных  действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость  и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение  дошкольника становится менее ситуативным  и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

 

 

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как  можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки  конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает  рассказы родителей о том, что  у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми  людьми часто спрашивает, где они  живут, есть ли у них дети, кем  они работают и т. п. Развитие общения  детей со взрослыми к концу  седьмого года жизни создаёт отчасти  парадоксальную ситуацию. С одной  стороны, ребёнок становится более  инициативным и свободным в общении  и взаимодействии со взрослым, с  другой — очень зависимым от его  авторитета. Для него чрезвычайно  важно делать всё правильно и  быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между  собой. Их избирательные отношения  становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о  том, где они были, что видели и  т. п., т. е. участвуют в ситуациях  чистого общения, не связанных с  осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно  слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем  у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и  взаимодействии они стремятся в  первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у  них есть все возможности придать  такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

в отношении своей гендерной  принадлежности, аргументированно обосновывают её В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей тендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, причёска, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т. д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определённой культуры особенности поведения мужчин и женщин; осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка - стойко переносить неприятности и т. д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может  быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной  к исполнению другой. Они могут  вступать во взаимодействие с несколькими  партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание  и самостоятельное использование  двигательного опыта.

В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений  детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки  как по светлоте (например, красный  и тёмно-красный), так и по цветовому  тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием  формы - ребёнок успешно различает  как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т. п.), так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов  по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень  выраженные различия. Ребёнок уже  целенаправленно, последовательно  обследует внешние особенности  предметов. При этом он ориентируется  не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно  управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и  длительность деятельности ребёнка  зависит от её привлекательности  для него. Внимание мальчиков менее  устойчиво.

 

 

В 6-7 лет у детей увеличивается  объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной  цели) запоминать достаточно большой  объём информации. Дети также могут  самостоятельно ставить перед собой  задачу что-либо запомнить, используя  при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово (в отличие  от детей от 5 до 6 лет, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства - картинки, рисунки). С его  помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к  определённой категории предметов  или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности  детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных  средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек  отличает больший объём и устойчивость памяти.

Информация о работе Специфика психологического развития ребенка дошкольного возраста