Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:44, реферат
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматривается в психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Глава1.Особенности психического развития ребенка от трех до четырех лет
Глава2. Проблемы психологического развития ребенка пятого года жизни
Глава3. Специфика психологического развития детей от пяти до семи лет
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
Вместе с тем развитие
способности к продуктивному
творческому воображению и в
этом возрасте нуждается в целенаправленном
руководстве со стороны взрослых.
Без него сохраняется вероятность
того, что воображение будет
В этом возрасте продолжается
развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет ребёнку
Заключение
Таким образом, в результате анализа научной литературы, мы выявили, что дошкольный возраст — этап психологического развития от 3 до 7 лет. Весьма важен для формирования личности ребёнка. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.
От трех до четырех лет у ребенка активно развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Также этот период характеризуется наличием кризиса трех лет. Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ Я. Он переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердиться в разных сферах, в том числе и в повседневных действиях. Ребенок старается многие вещи делать самостоятельно. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Дети овладевают способами игровой деятельности - игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями,
В возрасте от четырех до пяти лет интенсивно развивается образное мышление – дети способны решать различные задачи, используя схематизированное изображение.
В среднем дошкольном возрасте
связь мышления и действий сохраняется,
но уже не является такой непосредственной,
как раньше. Во многих случаях не
требуется практического
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. В возрасте от пяти до шести лет в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика тендерного поведения). Более совершенной становится крупная моторика. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и послед В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно овательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.
Таким образом, в дошкольном возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение
Информация о работе Специфика психологического развития ребенка дошкольного возраста