Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:44, реферат
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматривается в психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Глава1.Особенности психического развития ребенка от трех до четырех лет
Глава2. Проблемы психологического развития ребенка пятого года жизни
Глава3. Специфика психологического развития детей от пяти до семи лет
Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего тендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
К 4 годам основные трудности
в поведении и общении ребёнка
с окружающими, которые были связаны
с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость,
конфликтность и др.), постепенно
уходят в прошлое, и любознательный
малыш активно осваивает
В 4-5 лет сверстники становятся
для ребёнка более
Развивается моторика дошкольников. Так, в 4-5 лет дети умеют, нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником).
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается
усвоение детьми общепринятых сенсорных
эталонов, овладение способами их
использования и
В этом возрасте интенсивно
развивается образное мышление –
дети способны решать различные задачи,
используя схематизированное
В среднем дошкольном возрасте
связь мышления и действий сохраняется,
но уже не является такой непосредственной,
как раньше. Во многих случаях не
требуется практического
К 5 годам внимание становится
всё более устойчивым, в отличие
от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл
за мячом, то уже не будет отвлекаться
на другие интересные предметы). Важным
показателем развития внимания является
то, что к 5 годам в деятельности
ребёнка появляется действие по правилу
- первый необходимый элемент
В возрасте 4-5 лет преобладает
репродуктивное воображение, воссоздающее
образы, которые описываются в
стихах, рассказах взрослого, встречаются
в мультфильмах и т. д. Особенности
образов воображения зависят
от опыта ребёнка и уровня понимания
им того, что он слышит от взрослых,
видит на картинках и т. д. В
них часто смешивается реальное
и сказочное, фантастическое. Воображение
помогает ребёнку познавать окружающий
мир, переходить от известного к неизвестному.
Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны
и зависят от меняющихся внешних
условий, поскольку ещё отсутствуют
целенаправленные действия воображения.
Детские сочинения ещё нельзя
считать проявлением
Этот психический процесс
выполняет две функции. Во-первых,
воображение осуществляет познавательную
функцию, позволяя ребенку построить
целостное представление о
В этом возрасте происходит
развитие инициативности и самостоятельности
ребенка в общении со взрослыми
и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать
со взрослыми в практических делах
(совместные игры, поручения), наряду с
этим активно стремятся к
Средний дошкольный возраст – это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребёнка, ответственные за его произвольное моральное поведение. Особую роль здесь играет взрослый, который должен понимать: именно он является тем человеком, с которым ребёнок идентифицирует себя.
Глава3. Специфика психологического развития детей от пяти до семи лет
Ребёнок 5-6 лет стремится
познать себя и другого человека
как представителя общества (ближайшего
социума), постепенно начинает осознавать
связи и зависимости в
В этом возрасте в поведении
дошкольников происходят качественные
изменения - формируется возможность
саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять
к себе те требования, которые раньше
предъявлялись им взрослыми. Так
они могут, не отвлекаясь на более
интересные дела, доводить до конца
малопривлекательную работу (убирать
игрушки, наводить порядок в комнате
и т. п.). Это становится возможным
благодаря осознанию детьми общепринятых
норм и правил поведения и обязательности
их выполнения. Ребенок эмоционально
переживает не только оценку его поведения
другими, но и соблюдение им самим
норм и правил, соответствие его
поведения своим морально-
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).
В 5-6 лет у ребёнка формируется
система первичной гендерной
идентичности, поэтому после 6 лет
воспитательные воздействия на формирование
её отдельных сторон уже гораздо
менее эффективны. В этом возрасте
дети имеют дифференцированное представление
о своей гендерной
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет...?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Информация о работе Специфика психологического развития ребенка дошкольного возраста