Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, контрольная работа
Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти споры приведут к единому мнению и выстроится методология новой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследующей целостную систему организм-среда.
Глава 1
1. Споры о предмете и методах психологии в XX веке
2. Взгляды на проблему обучения и воспитания человека с точки зрения основных направлений психологии
3. Основные направления психотерапии
Глава 2
1. Жизненный путь и научные взгляды известных зарубежных психологов. Зигмунд Фрейд
2. Аналитическая психология К.Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера
3. Гештальтпсихология и идеи К. Левина
4. Основные идеи и достижения когнитивной психологии
5. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Содержание
Глава 1
1. Споры о предмете и методах психологии в XX веке
2. Взгляды на проблему обучения и воспитания человека с точки зрения основных направлений психологии
3. Основные направления психотерапии
Глава 2
1. Жизненный путь и научные взгляды известных зарубежных психологов. Зигмунд Фрейд
2. Аналитическая психология К.Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера
3. Гештальтпсихология и идеи К. Левина
4. Основные идеи и достижения когнитивной психологии
5. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
Глава 1
1. Споры о предмете и методах пси
Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о то
Поэтому в начале XX в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структурализмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что подтверждалось и теми разногласиями, которые возникали при обсуждении полученных результатов. Выяснилось, что найти прямой и объективный метод изучения психического состояния человека, содержания его сознания, а тем более бессознательного, практически невозможно. Выход был либо в трансформации метода, который превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным его непосредственное экспериментальное изучение (например, сделать предметом внешнюю активность), либо в отказе от попыток объяснить законы психики, заменив их описанием явлений, как предлагал Дильтей.
На содержание и динамику протекания методологического кризиса в пс
Первая мировая война вскрыла т
Философские концепции, доказывая необходимость пересм
Открытия в биологии, физике, генетике способствовали становлению психологических на
Достижения физиков, которые помогли и психологам по-новому увидеть возможности эксперимента, раскрыли перспективы изучения познавательных процессов. Законы и методы исследования физического поля стремились применить при анализе психического поля, динамики восприятия и мышления гештальтпсихологии.
О необходимости пересмотра психологических постулатов свидетельствовали и запросы пр
Разные научные интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в которой работали ученые первых десятилетий XX в., не позволяли прийти к общему пониманию целей, предмета психологии и ее методов.Эта ситуация рефлексировалась учеными как кризис психологии. овилась все более значимой и для общества, и для других наук.
Однако ученые начала века, еще стремившиеся прийти к единому мнению о единой психологии, осознавали кризис как невозможность его выработать, т.е. как распад старой психологической науки, что было справедливо, и как тупик в процессе становления новой, что, как доказано временем, неверно.
Таким образом, фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.
Гештальтпсихология исследовала
Глубинная психология сделала своим предметом глубин
Позднее, уже во второй половине XX в., возникли новые школы -гуманистическая и когнитивная
Ни предметы, ни методы в этих школах совершенно не совпадали между собой, а потому на первых этапах становления школ невозможно было и говорить о каком-то объединении. Прошло несколько десятилетий самостоятельного развития, каждым из направлений было накоплено много новых фактов, прежде чем стало возможным снова заговорить об объединении, о создании единой психологии.
2. Взгляды на проблему обучения и воспитания человека с точки зрения основных направлений психологии
Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного
Воспитание и обучение человека в той или иной степени являются предметом исследования в разных науках: философии, социологии, истории, педагогике, психологии. В философской литературе вопросы воспитания рассматриваются под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт, здесь выясняется место системы воспитания и обучения в обществе. Социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные и обучающие функции и являются частью системы образования. Историческая проблематика образования охватывает обновление и преобразование учебно-воспитательных институтов, содержания и методов обучения и воспитания в различные доисторические эпохи. Но более всего, конечно, с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология. Педагогика традиционно рассматривает цели и задачи обучения и воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике.
В психологических аспектах образования заключены восприят
Особое внимание при изучении процессов обучения и воспитания психологи обращают на содержание учебных предметов и цели воспитательных воздействий с точки зрения эффективности и возможностей их достижения. Психологов интересует развивающий эффект любого обучения и воспитания. Опираясь на данные психолог устанавливает, что, как и в какой последователь необходимо передавать детям, чтобы максимизировать развивав учебно-воспитательный результат. Эту задачу решают, в частности психологические теории и концепции научения, с которыми мы можем подробно ознакомиться в следующих разделах учебника.
Важным психолого-педагогически
В жизни воспитание должно иметь приоритет или по крайней мере идти в ногу с обучением, так как в ходе воспитания у ребенка складываются те черты личности, мотивы, интересы, потребности, без которых успешное обучение невозможно. Это, например, ответственность, аккуратность, работоспособность. Многие из проблем, с которыми сталкивается школа в обучении детей, связаны с недостаточной личностной развитостью детей, т.е. их воспитанностью. Те дети, которые плохо учатся, часто личностно-психологически не подготовлены к сознательному обучению, но не страдают отсутствием необходимых интелектуально-познавательных задатков или способностей. Одной из важнейших задач педагогической психологии становится определения тех качеств личности ребенка, от наличия которых непосредственно зависят успехи в обучении, и разработка средств и методов их воспитания через опережающее личностное развитие.
Психологическая служба - это особая структура, состоящая в основном из профессиональных психологов-практиков и охватывающая всю систему образования от детских садов до высших учебных заведений и всех ее участников: детей и родителей, учителей, воспитателей, руководящих работников системы образования. Психологи, работающие в психологической службе, осуществляют психодиагностику, проводят психологическое консультирование и решают психокоррекционные задачи. Психологическое консультирование включает задачу в устной или письменной форме советов рекомендаций психолого-педагогического плана всем участникам образовательного процесса по вопросам обучения и воспитания.
Психокоррекция предполагает прямое воздействие практического псих
Особую область исследований в педагогической психологии составляет психология учителя. Здесь речь идет о том, какими общими и специфическими профессиональными качествами должны обладать педагоги для того, чтобы хорошо обучать детей и чтобы на их личном примере могли развиваться как личности дети. Специальную тему внутри этой проблематики составляют содержание и методы психологической подготовки педагогов в высших учебных заведениях, а также родителей и руководителей образования в системе психолого-педагогического всеобуча. Частный, но важный профессиональный отбор кандидатов на должность учителя или воспитателя, определение тех индивидуальных качеств личности, которые должны способствовать успешности педагогикой деятельности или, напротив, препятствовать ей, служить оказанием к занятиям педагогической работой. Здесь речь идет о построении профессиограммы учителя и воспитателя, что входит в сферу интересов педагогических психологов. Педагогическое учебное заведение обычно дают знания, умения и навыки, соответствующие современному уровню развития общества. В настоящее время в связи с чрезвычайно быстрыми темпами научно-технического прогресса примерно через каждые пять лет и требуют обновления. Это касается и психолого-педагогических знаний.
Учитель должен уметь правильно оценивать дост
Информация о работе Споры о предмете и методах психологии в XX веке