Споры о предмете и методах психологии в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, контрольная работа

Описание

Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти споры приведут к единому мнению и выстроится методология новой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследующей целостную систему организм-среда.

Содержание

Глава 1
1. Споры о предмете и методах психологии в XX веке
2. Взгляды на проблему обучения и воспитания человека с точки зрения основных направлений психологии
3. Основные направления психотерапии
Глава 2
1. Жизненный путь и научные взгляды известных зарубежных психологов. Зигмунд Фрейд
2. Аналитическая психология К.Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера
3. Гештальтпсихология и идеи К. Левина
4. Основные идеи и достижения когнитивной психологии
5. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка

Работа состоит из  1 файл

kontrolnaya.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

Предполагается, что, во-первых, на основе «поверхностной» структуры может быть реконструированы «глубинная», а во-вторых, применением специальных приёмов (под общим названием «рефрейминга»), изменяющих «поверхностную» структуру, могут быть достигнуты изменения в «глубинной» (заметим, что такая процедура имеет явную параллель в изменении неадаптивных когниций в рамках когнитивно-поведенческой терапии). Собственно, именно в этом и видится суть психотерапевтического вмешательства, т.е. декларируется патогенетический характер НЛП-психотерапии.

В реальной же терапевтической практике НЛП зачастую сводится к изменению поведения (в т.ч. речевого) пациента с помощью создания ряда новых, более адаптивных поведенческих стереотипов методом классического павловского обусловливания (которое в рамках НЛП именуется «созданем якорей» или просто «якорением»).

Таким образом, на поверку, НЛП оказывается замаскированным вариантом поведенческой симптоматической психотерапии. Впрочем, к чести НЛП, надо отметить, что арсенал конкретных технических приёмов изменения поведения является исключительно широким, разнообразным и позволяет весьма тонким образом подбирать приёмы, соответствующие индивидуальным особенностям пациента и его наличному состоянию.

Что же касается якобы присутствующих в теоретической базе НЛП «современных нейрофизиологических и кибернетических» знаний, то это утверждение, мягко говоря, не совсем соответствует действительности и носит пропагандистский характер.

в) Гештальт-терапия

Это психотерапевтическое направление основано Ф.Перлсом (1893-1970), американским психотерапевтом германского происхождения и представляет собой обособившуюся ветвь психоаналитической терапии.

Теоретическая база этого направления складывалась на основе синтеза глубоко ревизованных Перлсом идей классического фрейдовского психоанализа и ряда постулатов гештальтпсихологии (общепсихологического  направления, поставившего в центр своих изысканий понятие «гештальта» - целостности, несводимой к сумме своих элементов), а также некоторых принципов экзистенциально-феноменологической психологии и психотерапии.

Согласно Перлсу, здоровая личность - это личность полностью и осознанно контролирующая собственную жизнь, собственное поведение, т.е. личность интегрированная, целостная. Но, в силу тех или иных обстоятельств, интеграция личности может нарушаться - обычно в качестве такого обстоятельства выступает фрустрация (неудовлетворение) каких-либо существенных потребностей. Если удовлетворённая потребность рассматривается Перлсом как гештальт (завершённая целостность), то неудовлетворённая - как незаконченный гештальт, создающий внутрипсихическое напряжение. В ответ на такое напряжение вступает в действие один или несколько «защитных механизмов»: интроекция (усвоение без ассимиляции личностью чужих взглядов, норм поведения и т.п., которые «перехватывают» у личности контроль за поведением), проекция (неосознанное отчуждение и приписывание другим собственных качеств), ретрофлексия (превращение межличностного конфликта во внутриличностный),  дефлексия (уклонение от контакта с другими людьми, с реальностью в целом, замещение его ритуализированным, «салонным» поведением), конфлуенция (отождествление себя с социальным окружением, замена «я» на «мы»). «Защитные механизмы», фактически, и представляют собой разновидности патогенетических механизмов невротических расстройств - в этом близость идей Перлса к идеям классического психоанализа.

Цель психотерапии - разрушение актуально функционирующих «защитных механизмов», освобождение личности от них, с тем, чтобы установить прямой контакт между ней и реальностью в соответствии с экзистенциально-феноменологическим принципом «здесь и сейчас» - следовательно, гештальт-терапия является подчёркнуто патогенетической, дистанцирующейся от характерного для психоанализа стремления к установлению и ликвидации причины расстройства.

В методический арсенал гештальт-терапии входят, в основном, приёмы разговорного и игрового типов, осуществляемые в режиме групповой психотерапии.

Характерной особенностью гештальт-терапии как психотерапевтического направления является её открытость, неортодоксальность - готовность как к привнесению в собственную практику «чужих» методических приёмов, так и к более глубокой интеграции с другими направлениями. В частности, весьма охотно гештальт-терапевты применяют методические приёмы из арсенала психодрамы - а зачастую представители этих двух направлений и вовсе образуют единое профессиональное сообщество, использующее всё теоретическое и методическое богатство обеих традиций.

 

Глава 2

  1. Жизненный путь и научные взгляды известных зарубежных психологов. Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа.

Зигмунд Фрейд развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. От разработанного совместно с Брейером «катартического» метода (отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) перешел к методу свободных ассоциаций как основе психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д.

Основные труды Зигмунда Фрейда: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).

Еще в начале своей карьеры Зигмунд Фрейд сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. В результате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Выводы Фрейда и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

6 мая 1856 года у торговца тканями Якоба Фрейда родился мальчик, нареченный в честь деда Зигмундом. Семья Амалии и Якоба Фрейд на первенца возлагала особые надежды: во время беременности фрау Фрейд предсказали, что ее сыну суждено стать великим человеком. Поскольку текстильная промышленность, основа благополучия города, пребывала в упадке, Фрейды жили в стесненных обстоятельствах. Когда Зигмунду исполнилось три года, семья перебралась в Вену.

У матери Зигмунд был первенцем, ее «золотым Сигги», и, признавая его исключительные способности, родители ему одному из многочисленных детей выделили отдельную комнату, чтобы Сигги мог спокойно работать. И он не обманул надежд родителей – с блеском окончил школу.

Вскоре мальчик убедился, что и в семье роль главы принадлежит Амалии. Формально признавая первенство мужа, она сама принимала все важные решения. Сильная привязанность сына к матери могла бы многое объяснить проницательному уму. Но в то время такого рода проницательностью не обладал никто. Позже Зигмунд Фрейд теоретически выразил влияние материнских амбиций на его эмоциональное развитие: «Человек, в детстве безгранично любимый матерью, на всю жизнь сохраняет в себе чувство победителя, ту веру в успех, которую зачастую действительно стимулирует успех».

После окончания школы, Зигмунд Фрейд поступил в Венский университет. Причины, побудившие Фрейда выбрать медицинскую карьеру, не совсем ясны. Эта профессия никогда его особенно не привлекала, да он так и не стал традиционным врачом.

Пытливость в познании природы человека всегда была основным его качеством, и он считал «триумфом своей жизни» то, что в конечном итоге ему удалось найти именно тот путь, к которому он инстинктивно стремился. Фрейд считал, что на его интеллектуальное развитие больше всего повлиял Эрнст Брюкке, один из ведущих физиологов второй половины XIX века. Он предполагал, что к изучению живых организмов применимы принципы физики и химии, и отрицал воздействие в биологии других сил, таких как таинственная живая субстанция. Фрейд твердо усвоил этот строго научный подход и не отступал от него до конца жизни.

В 1881 году Зигмунд Фрейд получил медицинский диплом и решил открыть частную практику как невропатолог, хотя и не испытывал никакого интереса к лечению больных.

Работая в институте Мейнерта, Зигмунд Фрейд совершенствовался в невропатологии. Его книга о детском церебральном параличе и сегодня считается важным вкладом в медицинскую науку.

В 1895 году Зигмунд Фрейд открыл метод свободной ассоциации. Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально.

Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако по-настоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений.

Зигмунд заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 году. Эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку.

Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами.

В этой работе Зигмунд Фрейд попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов – любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств. Таким образом, история психоанализа прошла тот же путь, что и теоретическая физика: природа явления была понята позже, чем установлены законы его проявления.

Когда Австрию оккупировали нацисты, знаменитый ученый не покинул Вену даже после того, как ему напомнили о еврейском происхождении. Фрейду грозил Освенцим, но за него вступился буквально весь мир: особенно негодовали испанский король, которого он некогда лечил, и датская королева. Добиться депортации Фрейда из Австрии пробовал по дипломатическим каналам президент США Рузвельт. Все решил звонок Муссолини, Фрейд лечил одного из его близких друзей, в ставку фюрера. Дуче лично попросил Гитлера позволить Фрейду уехать. Министр внутренних дел Германии Гиммлер предложил вариант выкупа. Тут же нашлись желающие. Одной из бывших пациенток Фрейда, а затем верной ученицей была внучка Наполеона Мария Бонапарт. Нацистский генерал назвал цену: два великолепных дворца княгини – почти все, что у нее было. «Слава Богу, фамилию деда вы у меня отнять не сможете», – с презрением сказала Мария Бонапарт, подписывая бумаги.

В Париже, куда привезли Зигмунда Фрейда, его встречали принц Георг и Мария Бонапарт. Под ноги Фрейду от ступенек вагона до «роллс-ройса» высокородной четы постелили ковровую дорожку из красного бархата, по которой некогда ступал дед Марии Наполеон, возвратившись в Париж после победы под Аустерлицем. Из глаз Фрейда потекли слезы.

Мучительно страдая от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию , идея которой была в то время достаточно популярной. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой Фрейд умер 23 сентября в возрасте 83 лет.

 

 

 

 

2. Индивидуальная психология А. Адлера

Альфред Адлер (1870-1937), венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринял учение 3.Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венского психоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер много и успешно занимался психотерапевтической практикой. Он по-новому увидел причины психологических проблем своих пациентов: они связаны с такими сферами, как работа, дружба, любовь, культурные, политические интересы и т.п. Его выступления, затем доклад в Венском психоаналитическом обществе встретили резкую критику. Он вышел из него и с группой своих единомышленников создал «Общество индивидуальной психологии», которое быстро получило поддержку, а затем мировое признание.

А. Адлер пошел по пути социализации учения Фрейда. Он расширил и существенно изменил представление об исходных, побудительных силах личности. К ним он относит, помимо первичных инстинктов жизни и смерти, триаду врожденных социогенных потребностей: чувство неполноценности, стремление к совершенству и социальное чувство.

Далее Адлер обнаружил, что чувство неполноценности, социальное чувство и стремление к совершенству у каждого человека выражены специфически. Взаимодействие этих исходных мотивов формирует ведущие стратегии и способы восприятия, мышления, переживаний и поведения. Он вводит новое понятие - индивидуальный стиль жизни.

Индивидуальный стиль жизни складывается на основе взаимодействия чувства неполноценности, социального чувства и стремления к совершенствованию.

Адлер упорно, настойчиво искал ответ на вопрос – «чем направляется этот процесс», и пришел к заключению, что внутренним источником интеграции личности, ее индивидуального стиля жизни является креативное начало. Природа этого начала осталась для Адлера не ясна, но он стал рассматривать его как базисную основу человека. Именно креативное начало определяет его внутреннее единство, целостность.

Концептуальное представление о творческом стержне личности составляет вершинное достижение учения Адлера и позволяет считать его одним из первых провозвестников гуманистической психологии.

Представленные основные положения адлерианской теории характеризуют его понимание природы его. Адлер рассматривает человека как единое и самосогласующееся существо. Структуру саморегулирующейся личности он представляет как индивидуальный стиль жизни, в котором интегрируются исходные мотивационные тенденции: мотив неполноценности и компенсации, социальный интерес; стремление к совершенству. Далее человек - свободное, самодетерминирующееся существо, стремящееся к совершенству, росту, развитию. Личность каждого является его собственным творением. Источником внутренней свободы является творческое «Я» человека.

Информация о работе Споры о предмете и методах психологии в XX веке