Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, контрольная работа
Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти споры приведут к единому мнению и выстроится методология новой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследующей целостную систему организм-среда.
Глава 1
1. Споры о предмете и методах психологии в XX веке
2. Взгляды на проблему обучения и воспитания человека с точки зрения основных направлений психологии
3. Основные направления психотерапии
Глава 2
1. Жизненный путь и научные взгляды известных зарубежных психологов. Зигмунд Фрейд
2. Аналитическая психология К.Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера
3. Гештальтпсихология и идеи К. Левина
4. Основные идеи и достижения когнитивной психологии
5. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
Проблемы педагогической психологии
В психологии обучения и воспитания детей имеется ряд проблем теор
Одной из важнейших проблем в развитии детей является проблема хождения и максимально возможного использования для каждого сенз
Другая проблема, которая давно привлекает внимание педагогических психологов и которую на протяжении нескольких ближайших десятков прошлых лет с различной степенью успешности обсуждают специалисты из разных стран, касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием.
Третья из проблем касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Каждый возраст ребенка открывает свои возможности для его интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей и как оптимальным образом использовать эти возможности? Чему отдать приоритет в каждый конкретный период жизни ребенка - обучению или воспитанию - и как определить, в чем в данный момент его жизни ребенок более всего нуждается: в когнитивно-интеллектуальном или личностном развитии? Наконец, каким образом в едином педагогическом процессе объединить воспитательные и обучающие воздействия для того, чтобы они взаимодополняли друг друга и совместно стимулировали развитие? Это еще один логически объединенный единой проблемой комплекс вопросов, не имеющих пока окончательного решения.
Далее идет, проблема педагогической запущенности ребенка, под которой следует иметь в виду его неспособность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную преходящими, устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали. Как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного, чтобы, создав последнему социально-психологически благоприятные условия, ликвидировать его отставание в развитии, предотвратив тем самым попадание данного ребенка в разряд безнадежно отсталых? Это не только педагогическая, но и острейшая морально-нравственная проблема наших дней, и здесь необходимы самые жесткие критерии отбора детей во вспомогательные и специальные школы для умственно отсталых или нравственно испорченных-такие, которые не позволяли бы попадать туда педагогически запущенным, но исправимым детям.
Еще одна психолого-педагогическая проблема - это проблема обеспечения индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам, на основе имеющихся у них задатков и способностей и применения к каждому ребенку таких программ и методов обучения или воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.
В последние годы в педагогической психологии стали широко пользоваться новыми терминами, заимствованными из области других наук. Среди них - понятия социальной адаптации и реабилитации. Речь в них идет о приспособлении детей, которые в силу каких-либо причин оказались социально изолированными и не готовыми к нормальной жизни среди людей, к общению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Среди них, например, находятся дети, которые много болели, длительное время жили в специальных учреждениях (детские дома), обучались в специальных, закрытых учебных заведениях. Под социальной реабилитацией имеется виду восстановление нарушенных социальных связей и психических детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми.
Решение перечисленных психолого-педаго
3. Основные направления психотерапии
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия - наиболее распространённое, разветвлённое и одно из старейших психотерапевтических направлений. Отсчёт его истории начинается в 1895 г. с выходом в свет книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939) «Толкование сновидений», явившейся первым изложением его психологической теории, основанной на практических наблюдениях его как, сначала, врача-невропатолога, а затем - собственно психотерапевта. Эта книга открыла новую эпоху в развитии как практической психотерапии, так и фундаментальной психологии.
Теория Фрейда быстро приобрела широчайшую популярность, как в профессиональной среде, так и у широкой публики, что обусловило чрезвычайно быстрый рост основанного им психотерапевтического направле
В «ортодоксальном» варианте теоретическую базу психоанализа составляет разработанная Фрейдом двухмерн
Сознание понимается Фрейдом в соответствии с традиционным, восходящим ещё к Декарту, определением - как «непосредственный опыт субъекта», т.е. именно та часть внутренних переживаний, мыслей, чувств и т.д., которые доступны непосредственному усмотрению «внутренним взором» субъекта. Иными словами, сознание - это то, что субъект прямо и ясно сам о себе знает.
Бессознательное же составляют те переживания, мысли, чувства, которых субъект не осознаёт, которых за собой не знает, но которые, тем не менее, оказывают существенное влияние на его поведение, и, что особенно важно - на его сознание. Причины, по которым то или иное психическое содержание становится бессознательным (процесс перевода сознательного содержания в бессознательное называется «вытеснением») связаны с эмоциональным «зарядом» этого содержания - вытесняются содержания, имеющие пугающий или постыдный характер.
Граница между сознанием и бессознатель
По второму измерению человеческая психика подразделяется Фрейдом на три элемента: «Оно» - самая архаическая часть (присутствует в психике от рождения индивида), содержащая два первичных инстинкта (позыва): Эрос (сексуальный, созидательный) и Танатос (смертельный, разрушительный), и вытесненные из сознания содержания; «Я» - более молодая часть (образуется в возрасте около 3 лет), ответственная за приведение побуждений, идущих от «Оно», в соответствие с требованиями общества; «Сверх-Я» - самое позднее образование (формируется в раннеподростковом возрасте), представляющее собой систему интернализованных требований общества.
При «наложении» этих двух схем («сознание - бессознательное» и «Оно - Я - Сверх-Я») выясняется, что сознательными, согласно учению Фрейда, являются лишь части «Я» и «Сверх-Я».
Важную часть теории Фрейда, имеющую непосредственное отношение к психотерапии, составляют разработанные им представления о причинах и механизмах возникновения неврозов.
Согласно этим представлениям, причинами возникновения неврозов оказываются т.н. «психические травмы» - ситуации столкновения, конфликта между позывами, исходящими из «Оно», и требованиями со стороны общества (непосредственно, или посредством «Сверх-Я»). Такого рода конфликты, с точки зрения Фрейда, возникают в человеческой жизни постоянно и для их разрешения «Я» использует целый арсенал т.н. «защитных механизмов», основным из которых является упомянутое выше «вытеснение». Однако в некоторых ситуациях защитные механизмы не срабатывают должным образом (например, оттого, что исходящий из «Оно» позыв оказался избыточно интенсивным, либо был избыточно сурово «наказан» обществом или «Сверх-Я»), и возникший конфликт оказывается вытесненным из сознания без разрешения. В этом случае травмировавшее переживание «ищет выхода» в форме невротической симптоматики, которая по содержанию всегда связана с вытесненной травмой.
Таким образом, по «теоретическому измерению» введённой в предыдущем разделе систематики, психоанализ оказывается пример
Целью психоаналитического лечения яв
В арсенал методов «ортодоксального» психоанализа входят два основных психотерапевтических приёма. Прежде всего, это разработанный Фрейдом метод «свободного ассоциирования»: больной лежит на кушетке, психоаналитик сидит за его головой, вне его поля зрения. Больному предлагается свободно говорить всё, что ему придёт в голову. Предполагается, что в процессе такого говорения, больной, неожиданно для себя, может допустить высказывания, имеющие отношения к психической травме, либо непосредственно, либо посредством проявившихся в его речи пауз, оговорок и т.п. Эти высказывания подмечаются врачом, который предлагает больному свои интерпретации по их поводу в терминах психоаналитической теории. Такие интерпретации, будучи принятыми больным, либо отвергнутыми им, способствуют осознанию травмы и скрывающих её защитных механизмов.
Второй важнейший метод классич
Кроме «ортодоксального», в семейство психоаналитических направлений входит множество «боковых ответвлений», объединяемых под общим названием «неопсихоанализ». От классического направления они отличаются, как уже было сказано, либо изменениями в теоретической базе, либо применяемыми терапевтическими приёмами. Теоретические изменения при сохранении основного арсенала приёмов более характерны для неопсихоаналитических направлений, отделившихся от классического психоанализа в начале XX века, ещё при жизни Фрейда и основанных его ближайшими учениками. Важнейшими из таковых являются:
- «Аналитическая психотерапия».
- «Индивидуальная психология». О
Несколько позже возникают направления, которые, при относительной неизменности теоретической базы, вносят изменения в арсенал используем
Следует отметить, что для большинства неопсихоан
Важнейшие направления психоаналитическог
Поведенческая и когнитивно-поведенческая пси
Общей теоретической базой всех направлений поведенческой психотерапии является «объективная психология», имеющая своим началом программу построения эмпирической психологии, сформированную И.М.Сеченовым. Основной категорией этого большого направления, вне зависимости от конкретной школы, было поведение, которое в самом общем виде понимается как совокупность наблюдаемых изменений состояния объекта во времени.
Информация о работе Споры о предмете и методах психологии в XX веке