Способности и опыт личности. Особенности способностей и опыта личности специалиста. Методика их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:06, реферат

Описание

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако, к собственно способностям они не относятся: первая по причине непсихологичности, вторая по причине общности.

Работа состоит из  1 файл

Психология 2.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

   В старых романах часто обыгрывались ситуации, когда провинциал или человек  из низших сословий не знает, как себя вести в так называемом "приличном  обществе", да и что с него взять? Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть подобающую роль. Но эту ситуацию можно и повернуть совсем по-другому, как это было сделано в популярном в недалеком прошлом фильме "Данди по прозвищу Крокодил". Первая половина его построена именно по той схеме, которую мы только что назвали - простак в светском обществе, не знающий "правила игры", общающийся с шофером и швейцаром в отеле как с добрыми приятелями и повергающий их этим в шок. Однако именно его поведение и оказывается к концу фильма наиболее нормальным, а шофер и швейцар действительно становятся его добрыми приятелями, и мы неожиданно видим за ролевыми оболочками незаурядную личность каждого из них, личность, которой помогло выступить на передний план именно нарушение ролевых "правил игры".

   Вторая типичная проблема - это проблема неприятия ролей. Человек может прекрасно знать и представлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципиально не хотеть им следовать. В этом случае можно говорить о неролевом или антиролевом поведении. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте, человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться, чтобы показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень острая потребность, которая существует у людей в этом возрасте; она является движущей силой многих, в том числе иногда внешне очень странных поведенческих проявлений.

   Если  обратить внимание на тонкости внутреннего  отношения к собственным ролям, то можно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью  со своей ролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об "игрании" роли, когда человек ее просто изображает. "В первом случае роль овладевает личностью, а во втором личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях" [19, с. 355]. Возьмем для примера роль любящего супруга. Человек может ее выполнять как нечто слитое с ним, а может вести себя точно так же, но просто иначе внутренне к этому относиться, как просто к игранию роли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этих репрессий, разделились на тех, кто полностью слился с этой ролью ("роль овладела личностью"), тех, кто, в совершенстве владея ею, использовал ее для достижения своих карьерных или других целей, и тех, кто старался по мере сил дистанцироваться от этой роли, отделить ее от своей личности. Различие - во внутреннем отношении.

   Но  откуда берется и что такое  это внутреннее отношение – не только к своим ролям, чертам характера  и вообще к себе, но и ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни? Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на все пуговицы "человека в футляре" найдется немало того, к чему он неравнодушен, что он принимает близко к сердцу, к чему он так или иначе относится. Знание того, что человек любит, а что ненавидит, к чему он относится серьезно, а к чему с пренебрежением, что для него важно, а что безразлично, дает, пожалуй, больше всего в плане познания личности как самого себя, так и другого человека с ее содержательной стороны.

   Предлагаемый  ниже тест (№ 14) позволит определить какую "роль" вы непосредственно играете  в этой жизни. Иными словами, кто  вы: "капитан"? "рулевой"? "пассажир"? Варианты ответов: "да", "нет", "не знаю".

   Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.

   В моей жизни не было бы стольких проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.

   Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

   Иногда  мне кажется, что я родился (родилась) под "несчастливой звездой".

   Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.

   Иногда  я думаю, что за многое в моей жизни  ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким, какой  я есть.

   Если  я простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача.

   Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.

   Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.

   Я люблю помогать людям, потому что  чувствую благодарность за то, что  другие сделали для меня.

   Если  происходит конфликт, то, размышляя, кто  в нем виноват, я обычно начинаю  с самого (самой) себя.

   Если  черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.

   Я считаю, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным  и самостоятельным.

   Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы  окружающие относились к ним снисходительно.

   Обычно  я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.

   Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 

   Личность 

   Личность - понятие емкое и многоплановое. Когда мы говорим о каком-нибудь человеке - "это личность", то, конечно, подразумеваем при этом не его возраст, рост, сложение в целом или красоту. В данном случае мы подчеркиваем прежде всего комплекс его социально-психологических характеристик: оригинальность и глубину мыслей и суждений, богатство и разносторонность его потребностей и интересов, его привычки, развитость склонностей и дарований, красоту и общественную значимость поступков. Личность - это прежде всего индивидуум, богатство внутреннего мира которого ярко раскрывается для людей в его повседневной деятельности, в неразрывности его слов и дел.

   В общественных наука, в том числе в общей и социальной психологии на сегодня известны сотни и тысячи теорий личности, т.е. позиций, с точки зрения которых она рассматривается и какие ее атрибуты в связи с этим выделяются. Вот почему,   опираясь на квинтэссенцию определений типа "личность есть субъект деятельности и общения" или "личность - это субъект и объект социальных отношений на уровне ее взаимосвязей с различными группами и объединениями людей", мы используем формулировку, соответствующую рассматриваемой нами проблематике: личность есть субъект обособленной или коллективной персонифицированной деятельности. Учитывая взаимоувязанные параметры не только личности и деятельности, но коллектива и других социально-психологических понятий, можно видеть, о каком сложном и динамичном феномене идет речь.

   На  развитие и формирование личности в  течение всей жизни и особенно в детстве оказывают влияния  ряд факторов. Обобщенно их можно  рассмотреть следующим образом.

   1. Это биологический фактор. Его  представляют собой генетически,  наследственно заложенные в человеке особенности и черты. Конкретно к ним можно отнести тип нервной системы и связанный с ним тип темперамента, индивидуальные характеристики высших психических функций - главным образом интеллекта, специфичность в построении некоторых органов и систем организма и базирующиеся на них задатки, некоторые половые и возрастные особенности. То есть это прежде всего то, что присуще человеку от природы. Биологические потенциалы или изъяны могут существенным образом повлиять на развитие индивидуума. Например, хромота или заикание могут сформировать в человеке какие-то качества и характеристики, отличающие его от других людей.

   2. Это -  социальный фактор. В его содержание входит, в первую очередь, окружающая среда, в которой человек родился и вырос (семья, родственники, сверстники и т.п.), детские учреждения и школа, трудовые, учебные, воинские и т.п. коллективы. Это также книги, из которых он узнает и вбирает в себя опыт предыдущих поколений, средства массовой информации, обеспечивающие человеку знания об окружающем мире, учреждения культуры и т.д.

   Но  влияние любого социального компонента опосредуется чаще всего через общение  с окружающими людьми, через взаимодействие с ними. Привычки, знания и умения сотрудничающих с человеком лиц, их отношение к труду и познанию, их интересы и суждения, чувства и желания, наконец, характерные для них особенности во взаимных контактах составляют ту атмосферу, ту духовную сферу, которая оказывает постоянное влияние на человека, на формирование его внутренних характеристик и потенциалов.

   3. Это -  активность самого человека, проявляющаяся в его многочисленных  деятельностях, ведь какими бы  богатыми и разносторонними не  были задатки и потенциалы  индивида, какие бы разнообразная  материально-вещная среда и разносторонне развитые люди его ни окружали, все это в должной мере не окажет ожидаемого влияния на развитие и становление человека, если сам по себе он будет лишь пассивным созерцателем и потребителем предметных и духовно-нравственных богатств. Именно разнообразные деятельности выступают своеобразными катализаторами и стимуляторами эффективного взаимодействия и взаимовлияния генетических потенциалов и окружающей среды.  

   Знания, умения, навыки. 

   Какими  бы прекрасными целями ни руководствовались  мы в своей деятельности, её осуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умении, навыков которыми мы обладаем.

   Знания  о той области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку. Но знания не существуют ради знания. Они теснейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирования умения важно понимать, что требуется, и знать способ действия.

            Умения – это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с  высоким качеством, например точно  и правильно выполнять какое  либо действие, операцию, серию действий  или операций. Умения обычно включают  в себя автоматически заполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечных целях.

   Одно  из основных качеств, относящихся к  умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений — навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

         Умения в отличие от навыков  всегда опираются на активную  интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.

   Умения  и навыки делятся на несколько  типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные  и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения  навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.                               Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Информация о работе Способности и опыт личности. Особенности способностей и опыта личности специалиста. Методика их развития