Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:06, реферат
Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако, к собственно способностям они не относятся: первая по причине непсихологичности, вторая по причине общности.
Навыки - это частично
Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать, старательно выводил каждый элемент буквы.
Навык - это способ выполнения действий. Автоматизированный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный специалист лучше работает и меньше устает, чем начинающий работник. Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.
Навыки не только облегчают труд, но и открывают возможности для творческой работы. Например, ученик пишет сочинение, - он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.
Выделяют следующие виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.; мыслительные (интеллектуальные) - чтение, вычисление, доказательство теорем, чтение чертежей, заучивание и пр.; сенсорные, связанные с восприятием (различения оттенков цветов, слуховые различения и пр.); навыки поведения.
Навыки образуются посредством упражнений, обучения, причем в процессе упражнений, обучения они не просто закрепляются, но и совершенствуются. В выработке навыка существенную роль играют индивидуальные различия - у одних навыки формируются значительно скорее, чем у других. Поэтому не существует единой универсальной кривой обучения.
Следует учитывать, особенно при работе с детьми, что процесс формирования навыков происходит неравномерно. Утомление, ослабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание или нежелание учиться могут стать причиной задержки развития навыка. Но за периодом спада может последовать новый подъем, который во многом зависит от внимания и поведения взрослых по отношению к детям.
Навыки в процессе выполнения деятельности взаимодействуют между собой. Иногда уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых или снижают их эффективность. Например, навык беглого чтения мешает проверять свои ошибки ученику или чужие - учителю.
Очень
важное свойство навыков перенос - распространение
положительного эффекта от упражнения
одного навыка на другой. Например, учитель
решает с учениками задачу, а затем говорит:
«Эту задачу решите сами». Чем сознательнее
будет вырабатываться навык, тем легче
он будет обобщаться и переноситься.
Правила
и нормы
Каждый человек, осмысливая свою жизнедеятельность в обществе или конкретной социальной группе или тем более вливаясь в какую-то новую группу (общественное объединение), замечает, что в них действуют какие-то определенные социальные нормы, которые полностью или частично устанавливают порядок его взаимоотношения с окружающими, выполнение действий и операций в работе и в целом предписанных ему обязанностей, оценки его поведения и т.п. Причем большинство норм существует объективно, т.е. независимо от того, хочет этого индивид или не хочет: влившись в общество или его подразделение, он обязан выполнять функционирующие в них нормы.
К нормам, действующим в обществе и его социальных институтах (сообществах, организациях, объединениях) относятся официальные и неофициальные предписания, шаблоны, стандарты, традиции и социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение или действия людей, задающие цели, условия, способы выполнения различных деятельностей и критерии их оценки. Норма - это прежде всего такое предписание, в соответствии с которым должно (допустимо или не должно) быть осуществлено поведение или исполнение действия для достижения определенной цели. Не всякое предписание есть норма, а только то, которое приняло форму безличного, обязательного для членов данного сообщества (общества в целом) требования или правила. Норма должна быть удобна для многократного применения в аналогичных ситуациях. Нормы дают человеку представление о том, что считается "должным", обязательным", "желаемым", "одобряемым", "ожидаемым", 'Отклоняемым " и т.п.
В социологии принято отличать собственно социальные нормы от норм экономических, административных, производственных, правовых и т.д. Хотя все виды норм представлены в обществе - "социуме" и призваны упорядочивать, регулировать, контролировать и обеспечивать жизнь общества, и деятельность его членов, их все же различают по сфере распространения и применения, способу выработки, способам и средствам их обеспечения, санкциям за невыполнение или неточное выполнение, по содержанию, механизму и степени осознания их членами общества и специализированных групп.
Многие первичные социальные
нормы, нормы-"пращуры", "архенормы"
имеют одним из своих
Большинство норм-прародителей были "общечеловеческими" не только по содержанию, но и по форме, т.е. они не делились на виды, подвиды, классы и т.п. - это впоследствии сделали ученые в зависимости от употребляемости норм в различных сферах жизнедеятельности и выполняемых функций. В связи с данным обстоятельством любое категоричное отграничение норм друг от друга вряд ли можно признать обоснованным. Нельзя согласиться с тем, например, что правовые нормы отечественные социологи отграничивают от социальных. Несостоятельность подобных позиций в настоящее время ярко бросается в глаза. Взять хотя бы проблему правонарушении и преступлений в различных сферах жизнедеятельности общества. Она глубоко социальна по своему содержанию, хотя нередко вызвана недостатками в функционировании правовых норм:
их слабым знанием или незнанием, скептическим отношением к ним из-за их "неработоспособности", несоответствием многих норм реальным отношениям в обществе и т.п. Понимая социальные издержки названных моментов, общество сегодня все больше осознает, что в правовом государстве овладение правовыми нормами и их активное проведение в жизнь - важнейший критерий оценки зрелости каждой личности.
Аналогично, неумелое или неправильное выполнение производственных или технологических норм в конкретных видах труда может привести к серьезным социальным последствиям (единичный, но весьма существенный пример - авария на Чернобыльской АЭС), также к психической дискомфортности личности в трудовом коллективе.
В зависимости от сфер своего функционирования основные нормы, действующие в обществе, можно подразделить:
1)
организационно-
2)
экономические,
3)
правовые, фиксирующие полномочия
и ответственность граждан, и
должностных лиц в качестве
субъектов юридических
4)
технологические - стандарты и
шаблоны, определяющие порядок
организации и реализации
5) моральные - это наиболее важные нравственные императивы, выражающие общественные и групповые требования и предписания к поведению человека и его взаимоотношениям с другими людьми; моральные нормы могут выступать как в виде обычаев, традиций, дозволений и запретов, коллективного суждения о человеке, его поступках и действиях, так и в качестве внутреннего регулятора, когда данная норма становится органической принадлежностью нравственного сознания личности (в последнем случае используется понятие "нравственная норма");
6) нормы официальных объединений - мировоззренческие, организационные и религиозно-нравственные установки и позиции, правила и традиции жизнедеятельности, добровольно принимаемые в качестве регуляторов собственного поведения членами и приверженцами различных объединении на основе вероисповедания, этнического сотрудничества, приверженности к определенным политическим группировкам и т.п.;
7)
нормы неформальных сообществ
и неофициальных групп -общие
ценности и взгляды,
Конечно, нельзя провести резких границ между нормами большинства из семи названных групп, поскольку видоизменения, модификации, вариации каждой из них встречаются в разных сферах, а некоторые установления касаются всех обозначенных групп. Особенно это относится к моральным нормам, которые по сути своей подключаются к разным направлениям и формам регулирования деятельности и поведения.
Даже краткий обзор вариантов классификации
социальных норм показывает их значимость
для регулирования и упорядочения поведения
и деятельности человека и общностей,
и что многие исследователи считают их
весьма полифункциональными единицами.
Вместе с тем в социально-психологическом
исследовании необходимо подчеркнуть
условность, относительность разграничения
норм, что связано в первую очередь с двумя
взаимосвязанными причинами. Во-первых,
реальное отношение к конкретной норме
будет всегда зависеть от той позиции,
официального статуса, которые человек
занимает в обществе (страта, группа) и
организации, от той роли, которую он выполняет.
Во-вторых, и в связи с первым, восприятие,
понимание и побудительные потенциалы
в отношении норм будут в немалой степени
предопределяться индивидуальными целями
и ценностями, которые человек стремится
достигнуть. В этом плане то, что для одного
выступает как право, для другого - обязанность;
дозволение для одного может быть запретом
для его партнера, находящегося на другой
иерархической позиции; для кого-то данная
норма может выглядеть как жесткое предписание,
другой же в ней видит лишь необязательную
рекомендацию; состояние которое какая-то
личность воспринимает как идеальное,
для более развитого индивида - уже давно
пройденный этап.
Стереотипы
Осознанные и неосознанные установки восприятия и оценивания других людей со временем могут превращаться в относительно жесткие и нередко подсознательные образования - стереотипы. Стереотип - относительно устойчивый, схематичный образ-клише, в соответствии с которым человек воспринимает окружающих и намеренно или спонтанно строит отношения с ними. "Прокрустово ложе" восприятия - вот суть стереотипа, поскольку при стереотипном взгляде на человека отсекаются и отбрасываются все индивидуальные тонкости его обличия, специфические и тем более уникальные особенности его внутреннего мира, и он предстает перед воспринимающим как один из многих унифицированных и похожих друг на друга по определенным критериям объектов внимания.