Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:06, реферат
Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако, к собственно способностям они не относятся: первая по причине непсихологичности, вторая по причине общности.
Одномасштабно воспринимая особенности контактирующих с ним индивидов, человек как бы приписывает сходные или совершенно одинаковые характеристики всем членам какой-либо социальной группы, слоя людей или общности. При стереотипизации одни признаки и качества людей могут не замечаться, игнорироваться, другие, наоборот, выпячиваться. Примером стереотипов восприятия могут служить суждения типа: "все бухгалтеры и счетные работники - "сухари", "все уроженцы юга - темпераментны" и т.д.
Если попытаться определенным образом классифицировать предвзятые мнения, то, можно выделить следующие группы:
а) предубежденность по отношению к внешности человека, его эксцентричным, неожиданным привычкам, манерам, которая в свою очередь, может быть двух видов: I) установившиеся в данной среде стереотипы ("это - чисто уголовная внешность") и 2) мнения в связи с внешним сходством разных людей (например, кто-то в прошлом грубо оскорбил человека, и поэтому он начинает, возможно неосознанно, плохо относиться к внешне похожему индивиду);
б) предвзятость по национальным, профессиональным, групповым и т.п. признакам, степени родства и т.д. ("Все они одним миром мазаны", "один другого не лучше", "яблоко от яблони недалеко падает" и т.п.);
в) предвзятость по отношению к должностному положению,
статусу, рангу человека в социальной иерархии (психологи провели интересный эксперимент: человек, представленный группе испытуемых как занимающий высокую должность на социальной лестнице и якобы имеющий особую компетентность, восприняло» многими из них и группой в целом солидней, представительней, даже выше по росту, чем в ситуации, когда этот же человек в идентичной аудитории был назван "рядовым" работником);
г) предвзятость в связи с заметным расхождением с человеком во взглядах, позициях, суждениях о других людях, возникающих проблемах, миропонимании ("какой же все-таки у него неприятный голос и вид в целом") и, наоборот, в связи с их близостью или даже полным совпадением ("какая милочка", "как верно сказано");
д) предвзятость к другому человеку в связи с высказанными людьми мнениями, суждениями о нем, оценками его качеств ("этого поберегись, он - карьерист", "от этого "баламута" ничего хорошего не жди", "этот тупица тебе обязательно чем-нибудь навредит")
О
стереотипах, как и об установках
в целом, невозможно говорить как только
об отрицательных моментах в общении.
Сам по себе процесс стереотипизации жизненно
целесообразен, поскольку позволяет человеку
быстро, просто и чаще всего достаточно
объективно дифференцировать, категоризировать
воспринимаемые явления. Если бы человек
не мог выделять общие, стандартизированные
черты в разных объектах внешнего мира,
объединять их в группы, он был бы просто-напросто
задавлен, завален массой неоднородной
информации. Негативно лишь то, что значение
и роль некоторых стереотипов у отдельных
индивидов абсолютизируется, они становятся
единственным и непререкаемым источником
информации о других людях и их оценки,
и уже безотчетно, инстинктивно, с огромной
долей предвзятости обусловливают реакции
воспринимающего по отношению к объекту
унифицированной установки. В таких случаях
стереотип становится подсознательным
регулятором поведения и действует почти
независимо от таких свойств индивида
как его экстравертированность - интровертированность,
тип темперамента и т.д.
Самооценка
С течением времени в сознании каждого человека складывается обобщенный "образ Я" - своего рода "Я-концепция'', интегрирующая в себе весь опыт жизнедеятельности человека.
Одним из важных составляющих
"Я-концепции" являются
Механизмы формирования самооценки различны. Рассмотрим основные из них.
Во-первых, самооценка человека рождается прежде всего в деятельности, когда происходит неоднократная оценка его действии, поступков, сформированных для реализации деятельности знаний, умений, навыков, способностей и т.д. Чем раньше и успешнее человек включается в практическую полезную, престижную или высокооцениваемую деятельность, тем быстрее формируется высокий уровень его самооценки. Хорошим примером здесь выступают повышенные и обостренные самооценки детей, чьи творческие успехи рано проявляются: музыкантов, певцов, танцоров, математиков и т.д. На самооценке через деятельность личности, естественно, будут сказываться и "веер деятельностей", которыми удачно или неудачно овладевает индивид, и сравнение собственных успехов в деятельности с аналогичными результатами партнеров и, особенно "конкурентов", и масштаб признания его профессиональных, деловых достижений - окружающими людьми.
Во-вторых, каждый индивид в обществе обладает определенным материальным достатком, и чем богаче становится человек, тем больше это дополняет ему уверенности в жизни, т.е. наличие и уровень собственности (в большинстве своем материализованных результатов деятельности выступает мощнейшим стимулом самооценки личности (бедность и нищета редко укрепляют достоинство человека).
В-третьих, на формирование самооценки личности будут влиять вкупе с его материальным благополучием стартовые и групповые особенности его окружения. Чем выше положение страты или группы по социальной лестнице, тем скорее можно ожидать от человека соответствующей оценки своего положения в обществе, своего профессионального и должностного статуса. (Причем некоторые группы специально подчеркивают свою элитность, престижность принадлежности к ней индивида по национальным, этническим, наследственным и иным признакам).
В-четвертых, характер отношения к человеку в семье, школе, трудовом коллективе и т.д. также отразится на уровне самооценки:
например, в авторитарной среде, где основной метод воздействия на человека - давление, так или иначе становление самооценки будет замедляться.
В-пятых, некоторые природные данные также играют свою роль в формировании самооценки: красивая девочка, которой любуются и восхищаются окружающие и которой предугадывают в будущем роль известной фотомодели скорее, чем другие, почувствует свою самоценность, перенеся ее со своей привлекательности на все качества личности. Точно так же незаурядные физические данные (сила, ловкость, борцовские качества и т.д.) формируют в человеке снисходительное отношение к людям, не имеющим таких достижений.
У
зрелого человека обычно наблюдается
самооценка, при которой происходит
смысловая интеграция своих внутренних
потенции, свойств и особенностей. Такой
человек знает свои положительные и отрицательные
качества, видит их влияние на успешность
- неуспешность различных видов деятельности
и поэтому может вполне уверенно и правильно
прогнозировать свои результаты, будущие
успехи и т.д.
В социальной психологии выделяют ряд уровней сформировавшейся самооценки человека: заниженная, адекватная и завышенная. Кратко рассмотрим каждый из этих уровней.
Заниженная самооценка - проявляется в недооценке человеком своих качеств, возможностей. В детском возрасте она возникает после неоднократных низких оценок и негативного отношения к деятельности человека со стороны окружающих - учителей, родителей, сверстников - тем более, если они солидарны в данной оценке. Заниженная самооценка чаще всего последствие слабого знания личностью своих возможностей или стимулируемая значимыми другими недооценка ею самой себя. Она ведет к пассивности личности в связи с боязливым ожиданием плохих результатов, к высокой тревожности, к постоянному самоунижению. Дети и взрослые с низкой самооценкой всегда более остро реагируют на критику, смех, порицание. В общении с окружающими они чувствуют себя неловко, заранее уверены в том, что партнеры о них плохого мнения. Низко оценивающие себя люди принимают значительно меньшее участие в общественной жизни, не стремятся на выборные должности, склонны к самоизоляции и одиночеству. В эмоциональном плане для них свойственен постоянный страх: субъект не только охвачен всевозможными подозрениями, но, накапливая опыт своих ошибок и поражений, он может почувствовать себя совершенно безнадежно, склониться к суициду.
В деятельности для них
Адекватная,
т.е. соответствующая, соразмерная внутренним
потенциалам самооценка может проявляться
в целом спектре своих
Адекватно низкая самооценка - человек видит ограниченность своих возможностей в каких-то видах деятельности и творчества, свои слабости и недостатки, не позволяющие ему претендовать на определенные посты и должности, но совершенно не удручается этим, поскольку "нашел себя" в других делах и видах досуга, сумел выработать компенсаторные механизмы, способствующие сохранению уровня собственного достоинства, внутриличностного комфорта.
Адекватно высокая самооценка - признание человеком высокого значения своих потенциалов для социального окружения и для его самого. Имеет основой объективную оценку личности со стороны окружающих, а также знание ею своих положительных и отрицательных сторон с опорой прежде всего на сильные стороны личности. Адекватная самооценка означает, что человек принимает и уважает себя, положительно относится к себе как к личности, а это ведет к уверенности в своих действиях и поступках, к стабильности настроения, к высокому уровню самостоятельности. В силу его личностных характеристик избранные виды деятельностей выполняются им без особых затруднений, как "сами собой", принося ощутимые результаты. Такой человек активно участвует в общественной работе, объективно, с пониманием принимает критику со стороны окружающих. Отношения с другими людьми обычно ровные, строящиеся на равноправии и уважении. Именно потому, что индивид принимает свою собственную высокую ценность, он способен видеть, принимать и уважать достоинство других.
Когда жизнь ставит перед
Завышенная самооценка - переоценка
человеком своих задатков, навыков
и умений, возможностей. Формируется
обычно после частых
Взаимодействие с людьми, имеющими завышенную самооценку. также затруднено, поскольку апломб, амбиции, зазнайство или самодовольство, характерные для многих из них, детерминируют неправильные реакции на внешние воздействия.
Необходимо признать
Психологическая восприимчивость оценивания усиливается для индивида в связи с подключением к этому процессу эмоций и чувств. Частая невысокая или негативная оценка или даже возрастание вероятности получения таковой ведет к отрицательным эмоциям, которые объект оценки стремится минимизировать - ослабить, прервать, предотвратить. Наоборот, одобрение результатов и хода деятельности, позитивное подкрепление самооценки индивида со стороны других порождает положительные эмоции, активно максимализируемые оцениваемым с целью их усиления, продления, повторения.