Способности и опыт личности. Особенности способностей и опыта личности специалиста. Методика их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:06, реферат

Описание

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако, к собственно способностям они не относятся: первая по причине непсихологичности, вторая по причине общности.

Работа состоит из  1 файл

Психология 2.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

   Одномасштабно воспринимая особенности контактирующих с ним индивидов, человек как бы приписывает сходные или совершенно одинаковые характеристики всем членам какой-либо социальной группы, слоя людей или общности. При стереотипизации одни признаки и качества людей могут не замечаться, игнорироваться, другие, наоборот, выпячиваться. Примером стереотипов восприятия могут служить суждения типа: "все бухгалтеры и счетные работники - "сухари", "все уроженцы юга - темпераментны" и т.д.

   Если  попытаться определенным образом классифицировать предвзятые мнения, то, можно выделить следующие группы:

   а) предубежденность по отношению к  внешности человека, его эксцентричным, неожиданным привычкам, манерам, которая  в свою очередь, может быть двух видов: I) установившиеся в данной среде стереотипы ("это - чисто уголовная внешность") и 2) мнения в связи с внешним сходством разных людей (например, кто-то в прошлом грубо оскорбил человека, и поэтому он начинает, возможно неосознанно, плохо относиться к внешне похожему индивиду);

   б) предвзятость по национальным, профессиональным, групповым и т.п. признакам, степени родства и т.д. ("Все они одним миром мазаны", "один другого не лучше", "яблоко от яблони недалеко падает" и т.п.);

   в) предвзятость по отношению к должностному положению,

   статусу, рангу человека в социальной иерархии (психологи провели интересный эксперимент: человек, представленный группе испытуемых как занимающий высокую должность на социальной лестнице и якобы имеющий особую компетентность, восприняло» многими из них и группой в целом солидней, представительней, даже выше по росту, чем в ситуации, когда этот же человек в идентичной аудитории был назван "рядовым" работником);

   г) предвзятость в связи с заметным расхождением с человеком во взглядах, позициях, суждениях о других людях, возникающих проблемах, миропонимании ("какой же все-таки у него неприятный голос и вид в целом") и, наоборот, в связи с их близостью или даже полным совпадением ("какая милочка", "как верно сказано");

   д) предвзятость к другому человеку в связи с высказанными людьми мнениями, суждениями о нем, оценками его качеств ("этого поберегись, он - карьерист", "от этого "баламута" ничего хорошего не жди", "этот тупица тебе обязательно чем-нибудь навредит")

   О стереотипах, как и об установках в целом, невозможно говорить как только об отрицательных моментах в общении. Сам по себе процесс стереотипизации жизненно целесообразен, поскольку позволяет человеку быстро, просто и чаще всего достаточно объективно дифференцировать, категоризировать воспринимаемые явления. Если бы человек не мог выделять общие, стандартизированные черты в разных объектах внешнего мира, объединять их в группы, он был бы просто-напросто задавлен, завален массой неоднородной информации. Негативно лишь то, что значение и роль некоторых стереотипов у отдельных индивидов абсолютизируется, они становятся единственным и непререкаемым источником информации о других людях и их оценки, и уже безотчетно, инстинктивно, с огромной долей предвзятости обусловливают реакции воспринимающего по отношению к объекту унифицированной установки. В таких случаях стереотип становится подсознательным регулятором поведения и действует почти независимо от таких свойств индивида как его экстравертированность - интровертированность, тип темперамента и т.д.  

   Самооценка 

   С течением времени в сознании каждого  человека складывается обобщенный "образ Я" - своего рода "Я-концепция'', интегрирующая в себе весь опыт жизнедеятельности человека.

            Одним из важных составляющих "Я-концепции" являются самооценка личности, которая выступает как оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. От того, какая самооценка сложится у личности, во многом зависит эффективность ее деятельности, ее общественные позиции и отношение к другим людям.

   Механизмы формирования самооценки различны. Рассмотрим  основные из них.

   Во-первых, самооценка человека рождается прежде всего в деятельности, когда происходит неоднократная оценка его действии, поступков, сформированных для реализации деятельности знаний, умений, навыков, способностей и т.д. Чем раньше и успешнее человек включается в практическую полезную, престижную или  высокооцениваемую деятельность, тем быстрее формируется высокий уровень его самооценки. Хорошим примером здесь выступают повышенные и обостренные самооценки детей, чьи творческие успехи рано проявляются: музыкантов, певцов, танцоров, математиков и т.д. На самооценке через деятельность личности, естественно, будут сказываться и "веер деятельностей", которыми удачно или неудачно овладевает индивид, и сравнение собственных успехов в деятельности с аналогичными результатами партнеров и, особенно "конкурентов", и масштаб признания его профессиональных, деловых достижений - окружающими людьми.

   Во-вторых, каждый индивид в обществе обладает определенным материальным достатком, и чем богаче становится человек, тем больше это дополняет ему уверенности в жизни, т.е. наличие и уровень собственности (в большинстве своем материализованных результатов деятельности выступает мощнейшим стимулом самооценки личности (бедность и нищета редко укрепляют достоинство человека).

   В-третьих, на формирование самооценки личности будут влиять вкупе с его материальным благополучием стартовые и групповые особенности его окружения. Чем выше положение страты или группы по социальной лестнице, тем скорее можно ожидать от человека соответствующей оценки своего положения в обществе, своего профессионального и должностного статуса. (Причем некоторые группы специально подчеркивают свою элитность, престижность принадлежности к ней индивида по национальным, этническим, наследственным и иным признакам).

   В-четвертых, характер отношения к человеку в  семье, школе, трудовом коллективе и  т.д. также отразится на уровне самооценки:

   например, в авторитарной среде, где основной метод воздействия на человека - давление, так или иначе становление самооценки будет замедляться.

   В-пятых, некоторые природные данные также  играют свою роль в формировании самооценки: красивая девочка, которой любуются и восхищаются окружающие и которой предугадывают в будущем роль известной фотомодели скорее, чем другие, почувствует свою самоценность, перенеся ее со своей привлекательности на все качества личности. Точно так же незаурядные физические данные (сила, ловкость, борцовские качества и т.д.) формируют в человеке снисходительное отношение к людям, не имеющим таких достижений.

   У зрелого человека обычно наблюдается  самооценка, при которой происходит смысловая интеграция своих внутренних потенции, свойств и особенностей. Такой человек знает свои положительные и отрицательные качества, видит их влияние на успешность - неуспешность различных видов деятельности и поэтому может вполне уверенно и правильно прогнозировать свои результаты, будущие успехи и т.д.  

   В социальной психологии выделяют ряд уровней сформировавшейся самооценки человека: заниженная, адекватная и завышенная. Кратко рассмотрим каждый из этих уровней.

   Заниженная  самооценка - проявляется в недооценке человеком своих качеств, возможностей. В детском возрасте она возникает  после неоднократных низких оценок и негативного отношения к деятельности человека со стороны окружающих - учителей, родителей, сверстников - тем более, если они солидарны в данной оценке. Заниженная самооценка чаще всего последствие слабого знания личностью своих возможностей или стимулируемая значимыми другими недооценка ею самой себя. Она ведет к пассивности личности в связи с боязливым ожиданием плохих результатов, к высокой тревожности, к постоянному самоунижению. Дети и взрослые с низкой самооценкой всегда более остро реагируют на критику, смех, порицание. В общении с окружающими они чувствуют себя неловко, заранее уверены в том, что партнеры о них плохого мнения. Низко оценивающие себя люди принимают значительно меньшее участие в общественной жизни, не стремятся на выборные должности, склонны к самоизоляции и одиночеству. В эмоциональном плане для них свойственен постоянный страх: субъект не только охвачен всевозможными подозрениями, но, накапливая опыт своих ошибок и поражений, он может почувствовать себя совершенно безнадежно, склониться к суициду.

       В деятельности для них характерен  низкий уровень мотивации, неуверенность  в достижении цели, отказ от  попыток добиться какого-то успеха: "Меня не интересует...", "Это не для меня..." В реализации своих ролевых функций, такому человеку свойственны неуверенность, негативные ожидания в результатах: "Я никогда не смогу достичь таких успехов...", "Зачем волноваться, у меня все равно шансов нет". Даже положительную оценку такой человек воспринимает с подозрительностью: "Вы, конечно, на самом деле так не считаете".

   Адекватная, т.е. соответствующая, соразмерная внутренним потенциалам самооценка может проявляться  в целом спектре своих вариантов - от адекватно низкой до адекватно  высокой. Между конкретными модификациями адекватной самооценки естественно наблюдается определенная, порой существенная несхожесть и каждый из них при их многообразии очень трудно охарактеризовать. Поэтому рассмотрим лишь крайние проявления адекватной самооценки.

   Адекватно низкая самооценка - человек видит ограниченность своих возможностей в каких-то видах деятельности и творчества, свои слабости и недостатки, не позволяющие ему претендовать на определенные посты и должности, но совершенно не удручается этим, поскольку "нашел себя" в других делах и видах досуга, сумел выработать компенсаторные механизмы, способствующие сохранению уровня собственного достоинства, внутриличностного комфорта.

   Адекватно высокая самооценка - признание человеком  высокого значения своих потенциалов  для социального окружения и для его самого. Имеет основой объективную оценку личности со стороны окружающих, а также знание ею своих положительных и отрицательных сторон с опорой прежде всего на сильные стороны личности. Адекватная самооценка означает, что человек принимает и уважает себя, положительно относится к себе как к личности, а это ведет к уверенности в своих действиях и поступках, к стабильности настроения, к высокому уровню самостоятельности. В силу его личностных характеристик избранные виды деятельностей выполняются им без особых затруднений, как "сами собой", принося ощутимые результаты. Такой человек активно участвует в общественной работе, объективно, с пониманием принимает критику со стороны окружающих. Отношения с другими людьми обычно ровные, строящиеся на равноправии и уважении. Именно потому, что индивид принимает свою собственную высокую ценность, он способен видеть, принимать и уважать достоинство других.

      Когда жизнь ставит перед таким  человеком сложные задачи и  воздвигает труднопреодолимые препятствия, когда проблемы возрастают и требуют своего решения, он может снизить свою самооценку и переживать собственные неудачи. Однако он понимает, что это - временное состояние, поэтому не комплексует, не ищет оправданий и не занимается самобичеванием, способен принять помощь со стороны других людей.

       Завышенная самооценка - переоценка  человеком своих задатков, навыков  и умений, возможностей. Формируется  обычно после частых захваливании  в семье и школе, необоснованного  восхищения талантами "вундеркинда" или "грандиозными успехами" специалиста и профессионала. Такая самооценка нередко ведет к сознанию собственной исключительности, к зазнайству. К окружающим такой человек относится с явным превосходством, любит, чтобы все восхищались его деятельностью и успехами, высказывали ему благодарственные чувства. Если вовремя не принять меры, в таком человеке могут сформироваться серьезные негативные качества: поверхностность. высокомерие, карьеризм.

      Взаимодействие с людьми, имеющими  завышенную самооценку. также затруднено, поскольку апломб, амбиции, зазнайство или самодовольство, характерные для многих из них, детерминируют неправильные реакции на внешние воздействия.

                  Необходимо признать нормальным  и естественным для любого человека стремление к адекватно высокой самооценке. Он будет "искать" такие обстоятельства, которые обеспечивают достижение данного состояния и, наоборот, всеми средствами и способами стремиться уйти от ситуаций, которые не дают ему такой комфортности, "принуждая" формировать адекватно низкую, тем более заниженную самооценку. Если достижение высокой самооценки не удается личности в общественно полезной и значимой деятельности, она стремится к таким суррогатам активности, которые все же ставят ее в центр внимания, побуждая окружающих "восхищаться" действиями и поступками "умельца" (например, питье пива "на скорость", другие эксцентричные "выходки"). Кстати, немало "рекордов" из книги Гиннеса сделаны именно в таком плане. Более того, даже преступное поведение нередко стимулируется стремлением "показать себя", почувствовать свою значимость в особых, пусть и противоправных, сферах влияния.

   Психологическая восприимчивость оценивания усиливается  для индивида в связи с подключением к этому процессу эмоций и чувств. Частая невысокая или негативная оценка или даже возрастание вероятности получения таковой ведет к отрицательным эмоциям, которые объект оценки стремится минимизировать - ослабить, прервать, предотвратить. Наоборот, одобрение результатов и хода деятельности, позитивное подкрепление самооценки индивида со стороны других порождает положительные эмоции, активно максимализируемые оцениваемым с целью их усиления, продления, повторения.

Информация о работе Способности и опыт личности. Особенности способностей и опыта личности специалиста. Методика их развития