Сравнительный анализ феномена поведения в работах Дж. Уотсона и В.М. Бехтерева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание

Конец XIX в. ознаменовался методологическим кризисом в психологии, связанным, прежде всего, с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Опыт показал, что существует несколько путей строительства позитивной психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психологической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным был и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……3-4
Глава I. ПОВЕДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИЗМА……………5-13
1.1. Общая характеристика бихевиоризма……………………………………5-8
1.2. Теория Дж. Уотсона в рамках бихевиоризма ……………………..……9-12
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………..……..12-13

Глава II. ПОВЕДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕФЛЕКСОЛОГИИ………..14-29
2.1. Предпосылки возникновения рефлексологии…………………..………….14-19
2.2. Краткий обзор научного творчества В.М.Бехтерева в рамках рефлексологии………………………………………………………………………...19-29
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...32-33
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА…………………………………………….34-36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 84.70 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……3-4

Глава I. ПОВЕДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИЗМА……………5-13

1.1. Общая характеристика бихевиоризма……………………………………5-8

1.2. Теория Дж. Уотсона в рамках бихевиоризма ……………………..……9-12

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………..……..12-13

 

Глава II. ПОВЕДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕФЛЕКСОЛОГИИ………..14-29

2.1. Предпосылки возникновения рефлексологии…………………..………….14-19

2.2. Краткий обзор научного творчества В.М.Бехтерева в рамках рефлексологии………………………………………………………………………...19-29

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....30-31

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...32-33

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА…………………………………………….34-36 

ВВЕДЕНИЕ

Конец XIX в. ознаменовался  методологическим кризисом в психологии, связанным, прежде всего, с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Опыт показал, что существует несколько путей строительства позитивной психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психологической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным был и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.

Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда  сформировалась поведенческая психология – рефлексология в России и  бихевиоризм в Америке, потому что  поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психологии, выявила кризис центрального понятия  всей современной психологии – понятия сознания. Внутри поведенческой психологии сразу выделились различные теории, имеющие один и тот же предмет исследования - поведение человека.

Среди множества различных  взглядов в рамках поведенческой  психологии можно выделить три основных ветви: 1) психология поведения –  общепсихологическая концепция  личности начала XX в., разработанная  П. Жане. Психология поведения была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма; 2) рефлексология в России; 3) бихевиоризм в Америке.

На данный момент в обществе существует живой интерес к вопросу  формирования правильного поведения, навыков, преодоления страхов.  На наш взгляд, данная тема всегда была, есть и будет актуальной, поскольку  изучение поведения не должно недооцениваться  и все силы психологии не должны быть брошены только лишь на изучение сознания и бессознательных структур. Бихевиоризм стал родоначальником  поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее "что в поведении есть", "что мы в поведении изменить хотим" и "что для этого конкретно следует сделать". Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. 

Бихевиоральный  подход в практической психологии - подход, реализующий принципы классического бихевиоризма. Работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Поведенческий подход - шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) - любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность.

Цель исследования: провести сравнительный анализ феномена поведения в работах Дж. Уотсона и В.М.  Бехтерева.

Объект исследования: поведение.

Предмет исследования: поведение в работах Дж.Уотсона и В.М.  Бехтерева.

В соответствии с целью  исследования были сформулированы следующие задачи:

1)Теоретический анализ  проблемы поведения в работах Дж. Уотсона.

2)Теоретический анализ проблемы поведения в работах В.М.Бехтерева.

3)Сравнительный анализ взглядов Дж.Уотсона и В.М.Бехтерева на проблему поведения.

Методы исследования: основными методами в данном исследовании выступают анализ и синтез информации.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, сравнительной таблицы. 

Глава 1. ПОВЕДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИЗМА

1.1.  Общая характеристика бихевиоризма

«Бихевиоризм – особое направление в психологии человека и животных, буквально – наука о поведении. В своей современной форме бихевиоризм представляет продукт исключительно американской науки, зачатки же его можно найти в Англии, а затем и в России». [24] Основными представителями бихевиоризма являются: Джон Бродес Уотсон, Эдуард Торндайк, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер. 

По мнению Джона Уотсона, эксперименты Ллойда Моргана над  животными порвали со старым антропоморфическим направлением в зоопсихологии и  побудили Торндайка в Америке  к его работе. Антропоморфическая школа устанавливала у животных такие сложные действия, которые не могли быть названы «инстинктивными». Не подвергая этой проблемы экспериментальному исследованию, она утверждала, что животные «разумно» относятся к вещам и что поведение их, в общем, подобно человеческому. По сути, метод Моргана был подлинно генетическим. Он ставил наблюдаемых животных в такие условия, при которых они должны были разрешить определенную задачу, например, поднять щеколду, чтобы выйти из огороженного места. Во всех случаях он установил, что разрешение задачи начиналось с беспорядочной деятельности, с проб и ошибок, которые случайно приводили к верному решению. Если же животным снова и снова ставилась та же задача, то, в конце концов, они научались разрешать ее без ошибок: у животных развивалась более или менее совершенная привычка. 

Однако, Джон Уотсон утверждает, что в никто из ученых-зоологов ни в коей мере не приблизился к бихевиористической точке зрения. Почти в каждом исследовании этого десятилетия поднимался вопрос о «сознании» у животных.  [22]

Методология бихевиористской концепции была заложена американским ученым Дж. Уотсоном, в работе  “Психология с точки зрения бихевиориста”, опубликованной в 1913 году, в которой новое направление впервые заявило о себе. 

С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти.

По мнению Дж. Уотсона, до сих пор существовавшая интроспективная психология вообще не могла называться наукой, поскольку в качестве предмета изучения в ней выступала субъективная реальность, не доступная объективному исследованию. Поэтому Дж. Уотсон отвергал интроспективную психологию (как в форме структурализма, так и в форме функционализма) и считал, что необходимо отказаться от изучения сознания и исследовать поведение индивида (человека и животных) от рождения до смерти как единственно возможную для психологического изучения объективную реальность. Дж. Уотсон первый указал на возможность новой психологии человека и животных, способной вытеснить все прежние концепции о сознании и его подразделениях. В этой статье впервые появились термины «бихевиоризм», «бихевиорист», «бихевиористический». В «Психологии с точки зрения бихевиориста» автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. [24]

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективной психологии. Основоположник бихевиоризма неоднократно говорил об общность своих взглядов с идеями И.П. Павлова и В. М. Бехтерева. Однако все время подчеркивал, что они были физиологами, а не психологами. Поэтому он четко проводил границу между изучением физиологических реакций в психологии и в физиологии: бихевиориста как психолога интересует реакция как элемент поведения, тогда как физиолог будет изучать соответствующие ей нервные связи, продолжительность и распространение нервного импульса и т.д. «В своей первоначальной форме бихевиоризм основывался на недостаточно строгой теории образования привычек. Но вскоре на нем сказалось влияние работ Павлова и Бехтерева об условных секреторных и двигательных рефлексах, и эти работы, в сущности, и дали научное основание бихевиоризму».[22]

Бихевиористами применялось  два основных направления для  исследования поведения: наблюдение в  лабораторных, искусственно создаваемых  и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания. Большинство  экспериментов бихевиористы проводили  на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия  окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим  причинам. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать  у человека разные черты поведения.

С точки зрения Дж. Уотсона, «психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним. Для бихевиориста интроспекция не составляет существенной части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих данных в терминах сознания. Пытаясь получить универсальную схему ответа животного, бихевиорист не признает демаркационной линии между человеком и животными. Поведение человека со всеми его совершенствами и сложностью образует лишь часть схемы исследования бихевиориста».[24]

Б. Скиннер подчеркивал, что  уже само название работы Дж. Уотсона  говорит о том, что он не собирался  создавать новую науку, а лишь придерживался мнения, что психология должна была заниматься изучением поведения. Стратегически это было, пожалуй, ошибкой, поскольку большинство психологов того времени придерживалось точки зрения, что они должны исследовать душевные процессы в мире сознания. По этой причине они, естественно, не были готовы согласиться с Дж.Уотсоном. [6]

При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая  система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Такое  изменение предмета исследования объяснялось  задачей сделать психологию объективной  наукой. В качестве единицы анализа  поведения постулируется связь  стимула (S) и ответной реакции (R). Если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым  формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятие поведения трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистую реакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.

«Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана». [24]

1.2.  Теория Джона Уотсона в рамках бихевиоризма

Свою программу Дж. Уотсон изложил в статье «Психология  с точки зрения бихевиориста» (1913). В ней он определил поведение  как совокупность всех «внешне наблюдаемых» реакций организма на внешние  воздействия (стимулы). Единицей анализа  поведения выступает поэтому  простейшая схема «стимул — реакция» (S — R). Под эту схему подпадают как простейшие реакции организма на стимул из внешней среды (одергивание руки от горячего предмета), так и сложные поведенческие структуры (таково, например, поведение человека при выборе места учебы), которые, тем не менее, могут быть объективно изучены. Целью бихевиоризма является не только собственно исследование, но и предсказание, и изменение поведения. Схема «стимул — реакция» (S — R) рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Дж. Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя» речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др, изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «...если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание».

Практически поведение является результатом обучения. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков» - утверждает Дж. Уотсон. [9] Поэтому навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Дж. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые — удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования — на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивиду. Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически « в силу этого имеют тенденцию закрепляться. Удержание навыков составляет память. В противоречие с установкой на отказ от изучения ненаблюдаемых механизмов поведения Дж.Уотсон выдвигает гипотезу о таких механизмах, которые называет принципом обусловливания.

Информация о работе Сравнительный анализ феномена поведения в работах Дж. Уотсона и В.М. Бехтерева