Сравнительный анализ феномена поведения в работах Дж. Уотсона и В.М. Бехтерева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание

Конец XIX в. ознаменовался методологическим кризисом в психологии, связанным, прежде всего, с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Опыт показал, что существует несколько путей строительства позитивной психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психологической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным был и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……3-4
Глава I. ПОВЕДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИЗМА……………5-13
1.1. Общая характеристика бихевиоризма……………………………………5-8
1.2. Теория Дж. Уотсона в рамках бихевиоризма ……………………..……9-12
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………..……..12-13

Глава II. ПОВЕДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕФЛЕКСОЛОГИИ………..14-29
2.1. Предпосылки возникновения рефлексологии…………………..………….14-19
2.2. Краткий обзор научного творчества В.М.Бехтерева в рамках рефлексологии………………………………………………………………………...19-29
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...32-33
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА…………………………………………….34-36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 84.70 Кб (Скачать документ)

В рефлексологической теории были определены принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования. Представителями рефлексологической теории было разработано множество методик экспериментального патопсихологического исследования, некоторые из них (методика сравнения понятий, определение понятий и др.) вошли в число наиболее используемых в современной психологии, психологии личности и патопсихологии. Патопсихологические методы, разрабатываемые представителями рефлексологической теории, использовались в детской и судебной экспертизах, а результаты патологических исследований позволяли почти безошибочно распознавать психически несостоятельных школьников с целью выделения их в спец. учреждения для детей с проблемами развития. В.М.Бехтерев не считал изучение психически больных ключом к познанию внутреннего мира здоровых. Чтобы возвратить человеку нервно-психическое здоровье, по его мнению, следует идти от нормы к патологии, а не наоборот.

В рефлексологической теории разработаны требования к экспериментальным методикам, сохранившие значение и для современной науки: простота (для решения эксперимент, задач испытуемые не обязательно должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность проведения исследований непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки). В работах представителей рефлексологической теории отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов рефлексологической теории сопоставлялись с особенностями поведения больного вне эксперимента.

Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение ("рефлексологическая педагогика и ортопедия", "генетическая рефлексология", "рефлексология масс", "рефлексология искусства и творчества" и др.). Наибольшую популярность рефлексологическая теория имела в середине 20-х гг. Так, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии. Несмотря на ряд эмпирических достижений, рефлексология не смогла преодолеть механистическую трактовку психических процессов как побочных явлений актов поведения. К концу 20-х гг. усилилась марксистская критика рефлексологии. Значительная часть рефлексологов в начале 30-х гг. пересмотрела прежние позиции. Однако в 50-х гг. после так называемой "Павловской сессии" Академии наук и Академии медицинских наук получили развитие антипсихологические установки, имеющие характер рефлексологических реминисценций. В дальнейшем В.М.Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию.

Вывод по II главе

Рефлексология является естественнонаучным направлением в психологии, рассматривающим психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека. Создание рефлексологии было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную, что и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Несмотря на то, что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти учёного, идеи В. М. Бехтерева о комплексном изучении человека получили своё продолжение в последующем развитии психологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования мы решили поставленные нами задачи в  самом начале.

Мы провели теоретический  и сравнительный анализ работ Дж. Уотсона в рамках бихевиоризма и В.М. Бехтерева в рамках рефлексологии.

В первой главе мы рассмотрели  поведение с точки зрения бихевиоризма, влияния, которые способствовали формированию у Дж.Уотсона стойкого интереса к феномену поведения, затем – непосредственно то, что он понимал под поведением, обоснование ученым своего взгляда. Мы проанализировали главные понятия теории. Далее мы рассмотрели методы исследования поведения в бихевиоризме, проанализировали проблему навыка и научения. А так же рассмотрели, как понимают в бихевиоризме природу мышления и языка.

Во второй главе мы рассмотрели поведение с точки зрения рефлексологии, предпосылки ее возникновения. Нами были рассмотрены два этапа научного творчества В.М.Бехтерева. Затем обратились непосредственно ко второму этапу - рефлексологии. Определили ее предмет, методы исследования. Так же, с позиций автора рефлексологии, мы определили место личности в коллективе.

Нами был проведен сравнительный анализ поведения в бихевиоризме и рефлексологии по следующим критериям: автор теории, основные труды, другие представители/последователи теории, страна, время расцвета теории, предмет изучения, ключевые понятия учения, структура психики, методы изучения, задачи, недостатки и достоинства теории.

Как мы видим, взгляды этих двух направлений на феномен поведения  весьма разнятся.

Бихевиористы считают, что  психическая структура складывается из стимулов и реакций (S - R),  рефлексологи - из рефлексов. Рефлексология рассматривая психическую деятельность в связи с нервными процессами и привлекая для ее объяснения материалы физиологии ВНД.

Бихевиористами применялось  два основных методологических подхода  для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых  и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания. В отличие от бихевиористов,  В.М. Бехтерев включал сознание в предмет психологии, признавал в числе прочих и субъективные методы исследования, включая самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не противоречат, не заменяют, но дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

Несмотря на научные достижения в рамках рефлексологии и бихевиоризма, ни одному направлению не удалось  уйти от механистической трактовки  психических процессов.

Таким образом, рефлексология  В.М. Бехтерева и бихевиоризм Дж. Уотсона представляют собой две  качественно разные концепции, однако их объединяет то, что в обоих  случаях речь идет об изучении поведения.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности: в 2-х т. – Т. 1. Психика и жизнь // Под ред. Г.С. Никифорова, Л.С. Коростылевой. – СПб: Алетейя, 1999.
  2. Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии / В.М.Бехтерев. - М.: Наука, 1994.
  3. Бехтерев, В.М. Общие основы рефлексологии человека / В.М.Бехтерев. - Л., 1926.
  4. Бехтерев, В.М. Объективная психология / В.М. Бехтерев. – М.: Наука, 1991.
  5. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса// Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 тт. М., 1982. Т. 1. 291 – 436 с.
  6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. - М.: Моск. гос.ун-т, 1976.
  7. Глейтман, Г. Основы психологии / Г.Глейтман, А.Фридлунд, Д.Райсберг. - СПб., 2001.- 142-155 с..
  8. Годфруа, Ж. Что такое психология: учеб.пособие в 2-х т. - Т. 1 / М.: Мир, 1992.
  9. Ждан, А.Н. История психологии: от Античности до наших дней / А.Н.Ждан. – М.,2001.
  10. Квинн, В. Прикладная психология / В.Квинн. - СПб., 2000.
  11. Корнилов, К.Н. Естественнонаучные основы психологии. / К.Н.Корнилов. - М.; Воронеж, 1999.
  12. Корнилов, К.Н. Психология и марксизм// К.Н. Корнилов. – М., 1925. - 9-24 с.
  13. Корнилов, К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения  
    диалектического материализма / К.Н.Корнилов.- М., 1929. 
  14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н.Леонтьев. - М.: Смысл, 2000.
  15. Петровский, А.В. История советской психологии / А.В.Петровский. - М., 1967.
  16. Под ред. Давыдова В.В. Психологический словарь / В.В.Давыдов. - М., 1983.
  17. Под ред. Зинченко В.П. Большой психологический словарь / В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – гл.3,4.
  19. Сеченов, И.М. Кому и как разрабатывать психологию/ И.М. Сеченов // Элементы мысли. -  М.; Л., 1943. - 7 – 74 с.
  20. Соколова, Е.Е. Введение в психологию: Краткий конспект лекций и методические указания к курсу / Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999.
  21. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: учебное пособие по курсу «Введение в психологию». – 6-е изд., стер. – М.: Смысл, 2008.
  22. Уотсон, Дж.Б. Поведение как предмет психологии  // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
  23. Уотсон, Дж.Б. Психология как наука о поведении// Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
  24. Уотсон, Дж.Б. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
  25. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: Российское психологическое общество, 1999.
  26. Шульц, Д. История современной психологии / Д. Шульц, С. Шульц. - СПб., 2002.
  27. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века: учеб.пособие / М.Г. Ярошевский. - М., 1985.

Приложение 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ поведения

в бихевиоризме и рефлексологии

 

Критерии сравнения

Бихевиоризм

Рефлексология

Автор теории

Дж. Уотсон (1878-1958)

В.М.Бехтерев (1857-1927)

Основные труды: 

"Обучение животных" (Animal Education, 1903); "Поведение" (Behavior, 1914); "Психология с точки зрения  бихевиориста" (Psychology from the Standpoint of a Behaviorist, 1919); "Бихевиоризм" (Behaviorism, 1925); "Психологический уход за  ребенком" (Psychological Care of Infant and Child, 

Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07; Объективная психология, СПБ, 1907-10; Психика и жизнь, 2 изд., СПБ, 1904; Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2, СПБ, 1911-15; Коллективная рефлексология, П., 1921: Общие основы рефлексологии человека, М.- П., 1923; Проводящие пути спинного и головного мозга, М.- Л., 1926; Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954.

Другие представители/последователи теории

Э.Торндайк,  Э. Толмен, Б.Скиннер

В. Н. Осипова, Г. Н. Сорохтин, И. Ф. Куразов, А. В. Дубровский, Б. Г. Ананьев 

Страна

CША

Россия

Время расцвета теории

1913 – вторая половина  ХХ века

1900 – 1930 гг

Предмет изучения

Поведение

Поведение

Ключевые понятия учения

Поведение — это объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы

Стимул(S) - любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция(R)  -действие, возникающее в ответ на какое-либо воздействие, подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Рефлекс - универсальный динамический  механизм,  лежащий в основе всех реакций человека. Рефлекс есть способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него.

Структура психики

Психическая структура складывается из стимулов и реакций (S - R)

Психическая структура складывается из рефлексов

Методы изучения

Наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых  условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Рефлексология стремилась использовать исключительно объективные методы как "твердую точку опоры" для  научных выводов, рассматривая психическую  деятельность в связи с нервными процессами и привлекая для ее объяснения материалы физиологии ВНД.

Рефлексологами разрабатывались  патопсихологические методы, признавалось использование субъективных методов исследования, включая самонаблюдение.

Задачи 

  1. Сделать психологию объективной наукой
  2. Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S - R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи.
  3. Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике.
  4. Изучение деятельности системы организм – среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения.
  5. Формирование гипотетико – дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер свяи S – R.
  6. Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения.
  1. Сделать психологию объективной наукой
  2. «Изучить человека и суметь его воспитать»

Недостатки теории

  1. Недочет сложности психической деятельности.
  2. Из-за механистической трактовки человек в понимании бихевиоризма  лишается своей активной деятельности.
  3. Игнорирование процессов сознания.
  4. Перенос результатов исследования с животных на человека.
  5. Негуманные эксперименты.
  6. Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности), важнейших компонентов действий – мотивация, психический образ действий.
  7. Из специфики обучения исключается осознанность и интериоризация действия.
  8. Понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы.

В.М.Бехтерев разработал психологию как «психологию без психики», игнорировал сознание и впадал в  «отраженную ошибку субъективной психологии» - в механический материализм.

Достоинства теории

Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания  предмета изучения психологии и ввел в круг изучаемых психологией  явлений поведение человека.

Бихевиоризм внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону, ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков.

Благодаря бихевиоризму был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев, были значительно продвинуты отдельные разделы психологии – проблемы научения, образование, образование навыков  и другие, появление в рамках бихевиоризма первых психотерапевтических техник.

Достижением бихевиоризма стала  разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получении разного  рода подкрепления, обусловливающего в дальнейшем формирование той или  иной реакции.

В рефлексологической теории разработаны требования к экспериментальным  методикам, сохранившие значение и  для современной науки.

В работах представителей рефлексологической теории отражен  богатый конкретный материал о расстройствах  восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности.

В рефлексологической теории были определены принципы патопсихологического исследования, разработано множество  методик экспериментального патопсихологического исследования. Патопсихологические методы, разрабатываемые представителями рефлексологической теории, использовались в детской и судебной экспертизах, а результаты патологических исследований позволяли почти безошибочно распознавать психически несостоятельных школьников с целью выделения их в спец. учреждения для детей с проблемами развития.


 

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ феномена поведения в работах Дж. Уотсона и В.М. Бехтерева