Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:44, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста по данным научных исследований;
2. дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников и младших школьников в зарубежной и отечественной психологии;
3. выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. дать сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим методам работы:
• изучение теоретических и прикладных исследований в области общей, возрастной и специальной психологии;
• сравнительный анализ исследуемой проблемы на основе изученной литературы.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия
Глава 2. Дошкольное детство
2.1.Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте
2.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Глава 3. Младшее школьное детство
3.1. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве
3.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
4. Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.docx

— 48.35 Кб (Скачать документ)

 
Сравнительный анализ психологического здоровья детей  дошкольного и младшего школьного  возраста - Психология - реферат

Введение

Глава 1. Психологическое  здоровье. Основные понятия

Глава 2. Дошкольное детство

2.1.Особенности психологического  здоровья детей в дошкольном  возрасте

2.2. Факторы, влияющие на  психологическое здоровье детей  дошкольного возраста

Глава 3. Младшее школьное детство

3.1. Особенности психологического  здоровья детей в младшем школьном  детстве

3.2. Факторы, влияющие на  психологическое здоровье детей  младшего школьного возраста

4. Сравнительный анализ  психологического здоровья детей  дошкольного и младшего школьного  возраста

Заключение

Литература

Приложение 

 

 

Введение 

 

Проблема психологического здоровья подрастающего поколения  в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности

От состояния здоровья детей зависят качественные и  количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура  и социально-психологические особенности  через 30, 40, 50 лет. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего  поколения России 90-х гг., можно  предположить, какой будет российская действительность в 2010–2040 гг. В детском  возрасте закладывается фундамент  личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое  здоровье, культурный, нравственный и  интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде  жизни, являются наиболее важными и  прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев –  практически невозможно.

Успешное становление  ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в  конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень  культуры, здоровья детей завтра материализуются  в здоровье нации, в качество жизни  народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.

В настоящее время экономическое  и социальное положение в нашем  обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих  решения. Важная роль в концепции  модернизации образования отводится  здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».

Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается  рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).

Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного и  младшего школьного возраста.

В ходе работы решались следующие  задачи:

1. изучить особенности  психологического здоровья детей  дошкольного и младшего школьного  возраста по данным научных  исследований;

2. дать анализ основных  теоретических подходов к проблеме  психологического здоровья дошкольников  и младших школьников в зарубежной  и отечественной психологии;

3. выявить факторы, влияющие  на психологическое здоровье  детей;

4. дать сравнительный анализ  психологического здоровья детей  дошкольного и младшего школьного  возраста.

Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим  методам работы:

• изучение теоретических  и прикладных исследований в области  общей, возрастной и специальной  психологии;

• сравнительный анализ исследуемой  проблемы на основе изученной литературы.  

 

 

 Работа состоит из введения, четырех  глав, заключения и библиографии.

Во введении указаны цели, основные задачи, методы исследования.

В первой части раскрыты общие  понятия психологического здоровья личности на основе трудов зарубежных и отечественных психологов. 

Во второй части рассмотрены  особенности психологического здоровья детей в дошкольном детстве, выявлены факторы, влияющие на психологическое  здоровье детей.

Третья часть посвящена  особенностям психологического здоровья детей младшего школьного возраста и факторам, влияющим на психологическое  здоровье детей.

В четвертой части дан  сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и  младшего школьного возраста.

В заключении на основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы сформулированы основные выводы.

В библиографии указана психолого-педагогическая, дидактическая, методическая литература.  

 

 

Глава 1. Психологическое  здоровье. Основные понятия 

 

Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

В уставе Всемирной организации  зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия». [3, с.45]

В психологии здоровья многие авторы придерживаются системного подхода  к его рассмотрению (О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов).  В самом общем приближении выделяют биологический, психологический и социальный уровни функционирования. Рассматривая здоровье человека, исследователи на биологическом уровне ищут механизмы, обеспечивающие нормальную его жизнедеятельность; на психологическом уровне  рассматривают понятие «здоровой личности»  и условий ее формирования; на социальном уровне делают акцент на полноценном выполнении человеком своих социальных функций. [9]

Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием  гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два  понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья; это  фундаментальные категории для  перспектив развития психологии как  научно-практической дисциплины.

И.В.Дубровина в книге  «Психическое здоровье детей и подростков»  определяет «психическое здоровье»  как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной. [6, с.153]

Данный теоретический  ход осуществлен в духе традиций отечественной психологии. Так, А. Н. Леонтьев указывал на необходимость разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении». [10,с.385] Б. С. Братусь, анализируя тенденции современного общества, утверждает, что для все большего количества людей становится характерным диагноз «психически здоров, но личностно болен».[2, с.77]

Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг - между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова - как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты.

Широко распространено понимание  психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его  критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: высший  – креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный – дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество»,  средний – адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность. [26, с.42]

В основном, все исследователи  сходятся в таких ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает  стрессоустойчивость, гармонию и духовность.

Многие ученые психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Н.В. Маслова) описывают психологически здорового человека в следующих характеристиках:

·           Наличие ориентации на реальность;

·           Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;

·           Спонтанность;

·           Центрованность на проблеме, а не на себе;

·           Наличие потребности в одиночестве;

·           Автономность и независимость;

·           Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;

·           Духовность;

·           Идентификация с человечеством;

·           Способность к близким отношениям с людьми;

·           Наличие чувства юмора (а не сарказма и насмешек); высокая креативность;

·           Низкая конформность;

·           Умение принимать ответственность за свою жизнь на себя;

·           Обладание адаптивностью к внешним и внутренним переменам с учетом моральных и духовных ценностей человечества.

На современном этапе  методологическими основами системы  поддержки психологического здоровья детей могут стать:

•  Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.

•  Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

•  Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

•  Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.

•  Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;

•  Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Онтологические и методологические основания данных принципов и  моделей заложены в рамках традиций философских (М. Шелер, В. Дильтей, Т. де Шарден, К. Ясперс, С. Л. Франк, М. К. Мамардашвили, В. П. Иванов) и психологических (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, К. А. Абульханова-Славская) исследований.

 

Глава 2. Дошкольное детство            

  

2.1      Особенности психологического здоровья

детей в дошкольном возрасте  

 

Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка – это дошкольное детство (примерно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка.

Эти процессы в первую очередь  обусловлены общим психическим  развитием, формированием новой  системы психических функций, где  важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может  не только ориентироваться и действовать  в плане конкретных сиюминутных  стимулов, но и устанавливать связи  между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его  непосредственном опыте.  Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б. Эльконина, «проявляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли». [27, с.94] 
 С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.[22, с.145]

Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Необходимо обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого  и, главное, общения со взрослыми для психологического развития и здоровья ребенка трудно. Именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Истории известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной сфере.

Информация о работе Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста