Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:44, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста по данным научных исследований;
2. дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников и младших школьников в зарубежной и отечественной психологии;
3. выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. дать сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим методам работы:
• изучение теоретических и прикладных исследований в области общей, возрастной и специальной психологии;
• сравнительный анализ исследуемой проблемы на основе изученной литературы.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия
Глава 2. Дошкольное детство
2.1.Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте
2.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Глава 3. Младшее школьное детство
3.1. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве
3.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
4. Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.docx

— 48.35 Кб (Скачать документ)

Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором  взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. [7, с.63] 
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в т.ч. неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.

2.2. Факторы, влияющие на  психологическое здоровье

детей дошкольного возраста

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят  социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер. [16, с.124]

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное  влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной  жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность  родителей, их невротизация, появление  множества личностных проблем в  сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

На эмоциональную атмосферу  в семье и на психологическое  состояние ее членов влияют также  социально-экономические факторы, среди  которых А.И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые  условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение  ребенка в ясли. Помещение детей  в раннем возрасте (до 3-х лет) в  детские дошкольные учреждения или  привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим  событием, поскольку такие дети еще  не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью  к трем годам у детей формируется  чувство «Я», т.е. восприятие себя как  отдельного индивида, постепенно уменьшается  чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего  возраста нарастает потребность  в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам  у ребенка появляется желание  «расстаться» с матерью и стать  более независимым. Кроме того, в  этом возрасте уже возникает стойкая  потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими  детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский  сад, не рискуя его психическим здоровьем. [14, с.75]

Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка  имеет непосредственную связь с  окружающей его обстановкой (В. И. Гарбузов, В. А. Гурьева, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.). Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации. [3, с.95]

К социально-психическим  факторам, влияющим на психологическое  здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного  воспитания или нарушения в сфере  детско-родительских отношений.

Проблеме супружеских  и детско-родительских отношений  уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции. Попробуем посмотреть на дисгармоничные семейные отношения с позиции ребенка, с точки зрения того влияния, которое оказывают подобные отношения на психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Еще раз обратим внимание на то, что даже возраст характеризуется  тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, причем не в  виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в  тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень  часто ссоры между родителями воспринимается ребенком как тревожное  событие, ситуация опасности, во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым  в возникшем конфликте, случившемся  несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и  объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежду родителей  и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры  между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности  в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического нездоровья. [21, с.69]

Большинство психологов считает, что психологическое здоровье или  нездоровье ребенка неразрывно связаны  также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений  родителей и детей.

Так, например, А. Багадуин выделяет демократичный, контролируемый и смешанный стили родительского воспитания.

Демократичный стиль характеризуется  высоким уровнем восприятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность  ребенка в сочетании с готовностью  помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением  контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим  физическим развитием.

При контролирующем стиле  воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются  как послушные, эмоционально чувствительные, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.[19, с.92]

В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто  встречаются дети, страдающие различными психологическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психологического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

 

Глава 3. Младшее школьное детство 

 

3.1. Особенности психологического  здоровья детей 

в младшем школьном детстве  

 

Если понимать психологическое  здоровье как наличие динамического  равновесия между индивидом и  средой, следует считать его  критерием гармонию между ребенком и социумом.[26, с.74]

Младший школьный возраст  является критическим как с точки  зрения психологии ("кризис семи лет"), так и с точки зрения медицины (возрастает риск возникновения психосоматической  патологии и нервно-психических  срывов). Объективная кризисная ситуация развития в этом возрасте сопровождается сложным комплексом собственных  переживаний ребенка.  
Поэтому психологическое изучение условий, способствующих благоприятному или осложненному развитию эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, представляет собой важную научную задачу.  
Для эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста остается чрезвычайно важным, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Только (или почти только) семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.

Эмоциональное благополучие, как и ровное и счастливое детство, возможно только в счастливом доме. Больше всего благополучию ребенка  способствует доброжелательная атмосфера  и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и  направляет его развитие. [17, с.225]

Поступление в школу и  начало учебы – серьезные моменты  в жизни младшего школьника. У  многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность. Остро переживаются детьми неудачи  в школе. А причина (часто) – это  отставание в развитии психических  процессов, что может привести в  дальнейшем к целому комплексу проблем, к психическим травмам, формированию отрицательных черт характера и  т. п.

Наличие достаточно высокого процентного количества детей с  высоким уровнем тревожности, связанной  со  страхами ситуации проверки знаний, самовыражения,  несоответствия ожиданиям окружающих свидетельствует о тенденции нарушения  «гармонии равновесия между ребенком и социумом». Следовательно, следует предполагать, что у  учащихся будут возникать проблемы в психологическом, а в дальнейшем и в психическом здоровье, как состоянии благополучия.

Для ученика начальной  школы главной фигурой социума, в который он попадает с началом  обучения, является педагог. Это указывает  на необходимость более пристального внимания не только к формированию педагогических функций и умений, но и личностным особенностям учителя.  [20, с.97]

Один из наиболее перспективных  путей оптимизации взаимоотношений  учащихся и педагогов – это  применение активных групповых (игровых) методов в работе.

3.2. Факторы, влияющие на  психологическое здоровье

детей младшего школьного  возраста 

 

Как уже было отмечено выше, психологическое здоровье детей  зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических  и многих других факторов.

Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они  способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в этом мире; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации.

В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирование индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.

По данным В.А. Колиеговой , А.И. Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в младшем школьном возрасте. Поступление в школу, переход к более взрослой жизни происходит достаточно тяжело, зачастую возникают акцентуации, в ряде случаев — невротические, неврозоподобные и психосоматические расстройства.

В это время отношения с родителями переходят на качественно новый этап, поэтому представляется важным проследить, каким именно образом они изменяются, чтобы не допустить возможных отклонений в нервно-психологическом развитии детей, помочь членам семьи в целом легче адаптироваться друг к другу и пройти этот период без серьезных конфликтов и утрат. [24, с.45] 

При поступлении в школу  существенно возрастают физические нагрузки, прежде всего статического характера; изменяется режим питания, сна и бодрствования; серьезно повышаются требования к уровням развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления); интенсифицируется процесс  социализации (повышаются требования к ответственности ребенка, его  личностным качествам); большие требования предъявляются к способности  ребенка к саморегуляции своих состояний и процессов.

Ряд авторов подчеркивает важность учета пре- и постнатальных факторов и условий развития, понимая школьную дезадаптацию как результат актуализации психофизиологических дисфункций, вызванных усложнением условий жизни ребенка на фоне сенситивного периода развития. При этом в качестве признаков дезадаптивных состояний школьников рассматриваются доминирование расстройств в психоневрологической сфере. [3, с.139]

Так, по данным исследований около 12% детей младшего школьного  возраста имеют неблагоприятное  эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротические симптомы. Причем среди детей младшего школьного  возраста мальчики в 2,6 раза чаще, чем  девочки, испытывают отрицательные  эмоциональные состояния. [28] 

В связи с подобной ситуацией, ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психологического здоровья, с целью проведения их мониторинга и последующей коррекции. Подобная функция возлагается на школьные психологические службы, предполагается организация совместной работы педагогов, психологов и родителей.

В.Э. Пахальян предлагает в системе психолого-педагогических школьных служб проводить мониторинг следующих сфер: когнитивного развития ребенка; личностного развития; эмоционально-волевого развития; развития мотивационно-смысловой сферы [19, с.89]. Как можно более раннее закладывание основ психологического здоровья будет служить его эффективной профилактикой.

Информация о работе Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста