Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:44, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста по данным научных исследований;
2. дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников и младших школьников в зарубежной и отечественной психологии;
3. выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. дать сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим методам работы:
• изучение теоретических и прикладных исследований в области общей, возрастной и специальной психологии;
• сравнительный анализ исследуемой проблемы на основе изученной литературы.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия
Глава 2. Дошкольное детство
2.1.Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте
2.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Глава 3. Младшее школьное детство
3.1. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве
3.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
4. Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.docx

— 48.35 Кб (Скачать документ)

По мнению И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой и других исследователей, психологическое здоровье следует целенаправленно формировать. При этом особое внимание уделяется формированию внутренней картины здоровья, подразумевающей особое к нему отношение. Внутренняя картина здоровья выражается в осознании его ценности, в активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. [6, 26]

По О.В.Хухлаевой, под формированием психологического здоровья следует понимать создание возможностей психологически здорового функционирования детей через организацию их жизнедеятельности. Так, автор формулирует педагогические условия становления психологического здоровья:

·        Наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей.

По мнению О.В.Хухлаевой, такие ситуации способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию. Следует добавить, однако, что интенсивность психоэмоционального напряжения в таких ситуациях не должна превышать индивидуальный порог адаптации, иначе воздействия трудных ситуаций могут привести к негативным последствиям в личностном развитии.

·        Наличие положительного фона настроения.

Здесь предполагается наличие  у учащегося способности к  самостоятельному сохранению душевного  равновесия, то есть способности в  различных ситуациях приходить  к состоянию внутреннего покоя. По сути, здесь речь идет о развитии саморегуляции у ребенка, в частности, регуляции собственных состояний.

·        Обучение детей умению быть счастливым.

Следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей. [26, с.92]

В ряде работ, подчеркивающих адаптивное значение психологического здоровья, способность к эффективной саморегуляции рассматривается как один из основных критериев психического и физического здоровья человека. В частности, Г.С.Никифоров среди прочих критериев физического, психического и социального здоровья называет следующие: способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в данном обществе (социальное здоровье); эмоциональная устойчивость, самообладание, совладание с негативными эмоциями, сохранность привычного, оптимального самочувствия (психическое, психологическое здоровье); оптимальная работа всех функциональных систем организма (физическое здоровье) [14, с.354].

Способность человека к управлению своими психическими состояниями (саморегуляция на психологическом уровне) может целенаправленно развиваться. Основывается она на самовоздействии человека на работу вегетативных функций организма (саморегуляция физиологического уровня), на способности к самовнушению, на способности к управлению основными психическими процессами.

Процесс целенаправленного  формирования способности произвольной саморегуляции у детей младшего школьного возраста должен включать в себя следующие компоненты: формирование у детей мотивации к самопознанию, к саморазвитию, к возможности управлять собой; предоставление учащимся первичной информации об их психических процессах, о психических возрастных закономерностях, об особенностях протекания психических состояний в разных ситуациях жизни и деятельности; формирование у детей способности распознавать текущие психические состояния, обозначать их; обучение основам саморегуляции и самоконтроля эмоционального состояния.[9, с.126]

В частности, эффективным  способом регуляции психических  состояний может стать овладение  детьми младшего школьного возраста основами психорегуляции (А.С.Ромен, М.И.Чистякова, Л.Картавых, Л.Борисова, О.Л.Осадчук и др.). Эффективность психорегуляции обеспечивается системностью и взаимосвязанностью психического и физического уровней здоровья. Механизмы благотворного влияния психорегуляции на здоровье человека обоснованы работами И.П. Павлова, И.М.Сеченова, П.К.Анохина.  

Все вышеизложенное свидетельствует, что существует необходимость формирования основ психологического здоровья у  детей, начиная с дошкольного  возраста. Такое обучение будет служить  эффективным средством профилактики психологического нездоровья и иметь адаптивный эффект. Одним из способов профилактики психологического нездоровья может являться обучение детей младшего школьного возраста основам психорегуляции.

 

4. Сравнительный анализ  психологического здоровья детей  дошкольного и младшего школьного  возраста  

По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей:

1. Креативный уровень (ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таких детей около 5-7% в детском коллективе.

2. Адаптивный уровень.  В целом это адаптивные дети, но в результате тестирования выявляющие отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска, составляет около 80% учащихся, представляет средний уровень психического здоровья.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень. Это низкий уровень психологического здоровья. Это дети, не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеющие системой, механизмами защиты. Они бесконечно меняют мир вокруг себя и при этом не способны к самоизменению в связи с требованиями социума (ассимиляционное преобладание). Или же имеют эпатажное поведение, аффектированные капризы (аккомодативное преобладание). Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Это дети с высоким индивидуальным развитием и очень низким социально-адаптивным уровнем. По данным исследований Н.В. Масловой, занимающейся вопросами формирования у детей Ноосферного мышления (целостного), их ежегодно становится в школах и детских садах на 3-5% больше. [6, 26]

По мнению В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, если в дошкольном детстве  социум для ребенка был представлен  в  основном семьей, то с началом школьного обучения главным для него становится школа. Ребенок начинает  функционировать   в новой социальной роли, погружается  в ситуацию регулярного взаимодействия с  педагогом. [12, 17]   

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от перехода из дошкольного образовательного учреждения в школу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска  для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. По данным Института Возрастной физиологии РАО, половина детей школьного возраста 7-9 лет имеют хронические болезни, около 20% детей приходящих в школу  детей, имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а  к концу первого класса их число  увеличивается до 60-70%. [28]

Современная образовательная  система и образовательные программы  перегружены предметами, не привязанными к проблемам повседневной жизни, не всегда адекватны интеллектуальному  развитию детей. Следовательно, у детей  теряется интерес к обучению, они  вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь, может  вырасти в разные варианты: от соматической слабости (перенапряжение, переутомление  деятельностью, несоблюдение основных психолого-педагогических условий  при обучении) до социальных проблем  ( нежелание учиться, конфликты и пр.). Эти проблемы усиливаются также не только школьной дезадаптацией, но и, в огромной степени, от стиля педагогического общения, состояния самих педагогов, их компетентности. Не всегда педагоги учитывают и возрастные особенности школьников, их статус в детском коллективе, работоспособность, способности и состояние здоровья.

Все это приводит к аномалиям  психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и  эмоциональным расстройствам. В  этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников). Высокий уровень патологии детей указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе (Приложение 1):

·          создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);

·          нейтрализация негативизмов и страха получения отрицательной оценки своей деятельности;

·          учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);

·          допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;

·          рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке;

·          поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровым, трудовым;

·          воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;

·          оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни.

Все эти необходимые условия  только способствуют развитию детей, удовлетворяют  их эмоциональному благополучию, а, следовательно, удовлетворяют их уровню здоровья: укрепляют физическое и психологическое  здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром  и с самим собой.

 
Заключение 

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально  развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым.

Современное общество живет  в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв  от природы с ее извечными нормами  гармонии действительно делают понятие  «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе  развития человечества. 

На основании всего  вышесказанного можно сделать следующие  выводы:

1. Психологическое здоровье  – состояние, характеризующее  процесс и результат нормального  развития субъективной реальности  в пределах индивидуальной жизни;  максима психологического здоровья  есть единство жизнеспособности  и человечности индивида. «Психологическое  здоровье» характеризует личность  в целом, находится в непосредственной  связи с проявлениями человеческого  духа и позволяет выделить  собственно психологический аспект  проблемы психического здоровья. 
Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:

·           состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

·           адекватное социальное поведение;

·           умение понимать себя и других;

·           более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

• умение делать выбор и  нести за него ответственность.

2. Проблема психологического  здоровья детей дошкольного и  младшего школьного возрастов  является центральной в разработке  научных основ детской практической  психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует  всестороннего рассмотрения и  глубокого изучения не только  на теоретическом уровне, но и  на уровне организации практической  психологической работы с детьми  на всех этапах их онтогенетического  развития.

3. Основу психологического  здоровья человека составляет  нормальное развитие субъективной  реальности в онтогенезе.

4. Психологическое здоровье  детей имеет ясно выраженную  интерсубъективную природу.

5. Образовательная среда  является определяющей в состоянии  и динамике психологического  здоровья ребенка.

6. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.

7. Профессиональная забота  взрослых и специально организованная  здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей дошкольного возраста и учащихся в младшем школьном возрасте.

 

Литература: 

 

1. Ананьев В.А. Введение  в психологию здоровья.- СПб., 1998

2. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – 296 с.

3. Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов // Физиология развития человека. Материалы международной конференции. – М., 2000.-140 с.

4. Дубровина И.В. Практикум  по возрастной и педагогической  психологии. –/Авт.- сост. Е. Е. Данилова/ – М.: Издательский центр “Академия”, 1998. – 160 с.

5. Дубровина И. В. Руководство  практического психолога: психическое  здоровье детей и подростков  в контексте психологической  службы.– Москва: Академия, 1995. –  168 с.

6. Дубровина И.В. «Психическое  здоровье детей и подростков».  –М.: Академия, 2000. – 256 с.

7. Дьяченко О.М., Лаврентьева  Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

8. Елисеев О.П. Практикум  по психологии личности. 2-е издание  испр.и перераб.-СПб.: Питер, 2003.-512с.

Информация о работе Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста