Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:56, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Введение
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия
Глава 2. Дошкольное детство
2.1.Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте
2.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Глава 3. Младшее школьное детство
3.1. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве
3.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
4. Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ДВФУ)
Школа педагогики
Факультет педагогики
Кафедра педагогической психологии
Курсовая работа
Сравнительный анализ психологического здоровья детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Проверил: __________________________
Оценка_______________________
___________________ _________________
Подпись
г. Владивосток
2012
Содержание
Введение
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия
Глава 2. Дошкольное детство
2.1.Особенности
2.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Глава 3. Младшее школьное детство
3.1. Особенности психологического
здоровья детей в младшем
3.2. Факторы, влияющие на
психологическое здоровье
4. Сравнительный анализ
психологического здоровья
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности
От состояния здоровья
детей зависят качественные и
количественные характеристики не только
сегодняшнего, но и будущего населения,
его социально-демографическая
Успешное становление
ребенка как личности определяет
не только его включение в общественную
жизнь, нахождение своей ниши, но, в
конечном счете, и прогресс развития
общества в целом. Дети не просто особый
социальный слой. Они являются приоритетной
группой, так как степень
В настоящее время экономическое
и социальное положение в нашем
обществе создают множество факторов
риска для подрастающего
Сегодня проблема
Объект исследования: психологическое здоровье детей дошкольного и младшего школьноговозраста.
Предмет исследования: сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
1. изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста по данным научных исследований;
2. дать анализ основных
теоретических подходов к
3. выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. дать сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим методам работы:
• изучение теоретических и прикладных исследований в области общей, возрастной и специальной психологии;
• сравнительный анализ исследуемой проблемы на основе изученной литературы.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Во введении указаны цели, основные задачи, методы исследования.
В первой части раскрыты общие понятия психологического здоровья личности на основе трудов зарубежных и отечественных психологов.
Во второй части рассмотрены особенности психологического здоровья детей в дошкольном детстве, выявлены факторы, влияющие на психологическое здоровье детей.
Третья часть посвящена особенностям психологического здоровья детей младшего школьного возраста и факторам, влияющим на психологическое здоровье детей.
В четвертой части дан сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В заключении на основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы сформулированы основные выводы.
В библиографии указана психолого-педагогическая, дидактическая, методическая литература.
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия.
Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия». [3]
В психологии здоровья многие авторы придерживаются системного подхода к его рассмотрению (О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов). В самом общем приближении выделяют биологический, психологический и социальный уровни функционирования. Рассматривая здоровье человека, исследователи на биологическом уровне ищут механизмы, обеспечивающие нормальную его жизнедеятельность; на психологическом уровне рассматривают понятие «здоровой личности» и условий ее формирования; на социальном уровне делают акцент на полноценном выполнении человеком своих социальных функций. [9]
Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.
Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья; это фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.
И.В.Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет«психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной. [6]
Данный теоретический ход осуществлен в духе традиций отечественной психологии. Так, А. Н. Леонтьев указывал на необходимость разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении». [10] Б. С. Братусь, анализируя тенденции современного общества, утверждает, что для все большего количества людей становится характерным диагноз «психически здоров, но личностно болен».[2]
Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг - между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова - как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты.
Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: высший – креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный – дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество», средний – адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность. [26]
В основном, все исследователи
сходятся в таких ключевых позициях,
что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчиво
Многие ученые психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Н.В. Маслова) описывают психологически здорового человека в следующих характеристиках:
· Наличие ориентации на реальность;
· Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
· Спонтанность;
· Центрованность на проблеме, а не на себе;
· Наличие потребности в одиночестве;
· Автономность и независимость;
· Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
· Духовность;
· Идентификация с человечеством;
· Способность к близким отношениям с людьми;
· Наличие чувства юмора (а не сарказма и насмешек); высокая креативность;
· Низкая конформность;
· Умение принимать ответственность за свою жизнь на себя;
· Обладание адаптивностью к внешним и внутренним переменам с учетом моральных и духовных ценностей человечества.
На современном этапе методолог
• Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.
• Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.
• Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.
• Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.
• Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;