Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:56, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Введение
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия
Глава 2. Дошкольное детство
2.1.Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте
2.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Глава 3. Младшее школьное детство
3.1. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве
3.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
4. Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Приложение
• Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.
Онтологические и
Глава 2. Дошкольное детство.
2.1 Особенности психологического здоровья
детей в дошкольном возрасте.
Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка – это дошкольное детство (примерно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка.
Эти процессы в первую очередь
обусловлены общим психическим
развитием, формированием новой
системы психических функций, где
важное место начинают занимать мышление
и память ребенка. Теперь он может
не только ориентироваться и действовать
в плане конкретных сиюминутных
стимулов, но и устанавливать связи
между общими понятиями и представлениями,
которые не были получены в его
непосредственном опыте. Таким образом,
мышление ребенка отрывается от чисто
наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного
к наглядно-образному. Подобное развитие
памяти и мышления дошкольника позволяет
перейти к новым типам деятельности - игровой,
изобразительной, конструктивной. У него,
по замечанию Д.Б. Эльконина, «проявляется
возможность идти от замысла к его воплощению,
от мысли к ситуации, а не от ситуации к
мысли». [27]
С развитием процессов мышления неразрывно
связано развитие речи. В дошкольном возрасте
речь начинает выполнять функцию планирования
и регулирования деятельности ребенка,
все больше обогащается словарный запас
и грамматический строй речи. Теперь ребенок
способен не только прокомментировать
конкретное событие и выразить сиюминутное
желание, но и задуматься, и порассуждать
о природе, других людях, самом себе и своем
месте в мире. Таким образом, с развитием
памяти, мышления, речи неразрывно связано
появление мировоззрения и самосознания
ребенка-дошкольника.[22]
Вот далеко не полный список
тех изменений и
Столь же ярким примером
является феномен «госпитализации»,
при котором взаимодействие ребенка
со взрослым ограничивается лишь формальным
уходом за детьми и исключается возможность
полноценного эмоционального общения
между ребенком и взрослым человеком (это
происходит при помещении ребенка раннего
возраста в дом ребенка). Доказано, что
такие дети во многом отстают от своих
сверстников как в физическом, интеллектуальном,
так и в эмоциональном развитии: они позже
начинают сидеть, ходить, говорить, их
игры бедны и однообразны и часто ограничиваются
простой манипуляцией с предметом. [7]
В нормальной обыденной жизни ребенок
окружен вниманием и заботой взрослых,
и, казалось бы, не должно быть поводов
для беспокойства. Однако и среди детей,
воспитывающихся в семье, наблюдается
весьма высокий процент психических заболеваний,
в т.ч. неврозов, появление которых обусловлено
не наследственными, а социальными факторами,
т.е. причины заболевания лежат в сфере
человеческих взаимоотношений.
2.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье
детей дошкольного возраста.
В психологической литературе
выделены и достаточно глубоко проанализированы
факторы, оказывающие влияние на
психологическое здоровье ребенка.
Большинство из этих факторов носят социально-
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
На эмоциональную атмосферу
в семье и на психологическое
состояние ее членов влияют также социально-экономические
Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой (В. И. Гарбузов, В. А. Гурьева, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.). Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации. [3]
К социально-психическим фактор
Проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции. Попробуем посмотреть на дисгармоничные семейные отношения с позиции ребенка, с точки зрения того влияния, которое оказывают подобные отношения на психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
Еще раз обратим внимание
на то, что даже возраст характеризуется
тесной эмоциональной привязанностью
ребенка к родителям, причем не в
виде зависимости от них, а в виде
потребности в любви, уважении, признании.
В этом возрасте ребенок еще не
может хорошо ориентироваться в
тонкостях межличностного общения,
не способен понимать причины конфликтов
между родителями, не владеет средствами
для выражения собственных
Большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.
Так, например, А. Багадуин выделяет демократичный, контролируемый и смешанный стилиродительского воспитания.
Демократичный стиль характеризуется высоким уровнем восприятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.
При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.
При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.[19]
В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие различными психологическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психологического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.
Глава 3. Младшее школьное детство.
3.1. Особенности
психологического здоровья
в младшем школьном детстве.
Если понимать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом.[26]
Младший школьный возраст
является критическим как с точки
зрения психологии ("кризис семи лет"),
так и с точки зрения медицины
(возрастает риск возникновения
Поэтому психологическое изучение условий,
способствующих благоприятному или осложненному
развитию эмоциональной сферы ребенка
младшего школьного возраста, представляет
собой важную научную задачу.
Для эмоционального благополучия ребенка
младшего школьного возраста остается
чрезвычайно важным, чувствует ли он в
семье, что его любят, значим ли он для
родителей или нет, как он сам относится
к родителям. Только (или почти только)
семья способна дать ребенку полноценное
психологическое здоровье, разумеется,
семья полноценная. Взаимоотношения между
родителями и детьми всегда тесно связаны
с характером взаимоотношений и психологическим
здоровьем самих родителей, образом жизни
семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.
Эмоциональное благополучие, как и ровное и счастливое детство, возможно только в счастливом доме. Больше всего благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. [17]
Поступление в школу и начало учебы – серьезные моменты в жизни младшего школьника. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность. Остро переживаются детьми неудачи в школе. А причина (часто) – это отставание в развитии психических процессов, что может привести в дальнейшем к целому комплексу проблем, к психическим травмам, формированию отрицательных черт характера и т. п.
Наличие достаточно
высокого процентного
Для ученика начальной школы главной фигурой социума, в который он попадает с началом обучения, является педагог. Это указывает на необходимость более пристального внимания не только к формированию педагогических функций и умений, но и личностным особенностям учителя. [20]
Один из наиболее перспективных
путей оптимизации
3.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье
детей младшего школьного возраста.
Как уже было отмечено выше, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в этом мире; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации.