Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия
Глава 2. Дошкольное детство
2.1.Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте
2.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Глава 3. Младшее школьное детство
3.1. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве
3.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
4. Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 58.31 Кб (Скачать документ)

В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирование индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.

По данным В.А. Колиеговой , А.И. Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в  младшем школьном  возрасте. Поступление в школу, переход к  более взрослой жизни происходит достаточно тяжело, зачастую возникают акцентуации, в ряде случаев — невротические, неврозоподобные и психосоматические расстройства.

В это время отношения с родителями переходят на качественно новый этап, поэтому представляется важным проследить, каким именно образом они изменяются, чтобы не допустить возможных отклонений в нервно-психологическом развитии детей, помочь членам семьи в целом легче адаптироваться друг к другу и пройти этот период без серьезных конфликтов и утрат. [24] 

При поступлении в школу  существенно возрастают физические нагрузки,   прежде всего статического характера; изменяется режим питания, сна и бодрствования; серьезно повышаются требования к уровням развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления); интенсифицируется процесс социализации (повышаются требования к ответственности ребенка, его личностным качествам); большие требования предъявляются к способности ребенка к саморегуляции своих состояний и процессов.

Ряд авторов подчеркивает важность учета пре- и постнатальных  факторов и условий развития, понимая  школьную дезадаптацию как результат актуализации психофизиологических дисфункций, вызванных усложнением условий жизни ребенка на фоне сенситивного периода развития. При этом в качестве признаков дезадаптивных состояний школьников рассматриваются доминирование расстройств в психоневрологической сфере. [3]

Так, по данным   исследований около 12% детей младшего школьного возраста имеют неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротические симптомы.  Причем среди детей младшего школьного возраста мальчики в 2,6 раза чаще, чем девочки, испытывают отрицательные эмоциональные состояния. [28] 

В связи с подобной ситуацией, ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психологического здоровья, с целью проведения их мониторинга и последующей коррекции. Подобная функция возлагается на школьные психологические службы, предполагается организация совместной работы педагогов, психологов и родителей.

В.Э. Пахальян предлагает в системе психолого-педагогических школьных служб проводить мониторинг следующих сфер: когнитивного развития ребенка; личностного развития; эмоционально-волевого развития; развития мотивационно-смысловой сферы [19].  Как можно более раннее закладывание основ психологического здоровья будет служить его эффективной профилактикой.

По мнению И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой и других исследователей, психологическое здоровье следует целенаправленно формировать. При этом особое внимание уделяется формированию внутренней картины здоровья, подразумевающей особое к нему отношение. Внутренняя картина здоровья выражается в осознании его ценности, в активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. [6]

По О.В.Хухлаевой, под формированием психологического здоровья следует понимать создание возможностей психологически здорового функционирования  детей через организацию их жизнедеятельности. Так, автор формулирует педагогические условиястановления психологического здоровья:

·        Наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей.

По мнению О.В.Хухлаевой, такие ситуации способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию. Следует добавить, однако, что интенсивность психоэмоционального напряжения  в таких ситуациях не должна превышать индивидуальный порог адаптации, иначе  воздействия трудных ситуаций могут привести к негативным последствиям в личностном развитии.

·        Наличие положительного фона настроения.

Здесь предполагается наличие  у учащегося способности к  самостоятельному сохранению душевного  равновесия, то есть способности в  различных ситуациях приходить  к состоянию внутреннего покоя. По сути, здесь речь идет о развитии саморегуляции у ребенка, в частности, регуляции собственных состояний.

·        Обучение детей умению быть счастливым.

Следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей. [26]

В ряде работ, подчеркивающих адаптивное значение психологического здоровья, способность к эффективной саморегуляции рассматривается как один из основных критериев психического и физического здоровья человека. В частности, Г.С.Никифоров среди прочих критериев физического, психического и социального здоровья называет следующие: способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в данном обществе (социальное здоровье); эмоциональная устойчивость, самообладание, совладание с негативными эмоциями, сохранность привычного, оптимального самочувствия (психическое, психологическое здоровье); оптимальная работа всех функциональных систем организма (физическое здоровье) [14].

Способность человека к управлению своими психическими состояниями (саморегуляция на психологическом уровне) может целенаправленно развиваться. Основывается она на самовоздействии человека на работу вегетативных функций организма (саморегуляция физиологического уровня), на способности к самовнушению, на способности к управлению основными психическими процессами.

Процесс целенаправленного  формирования способности  произвольной саморегуляции  у детей младшего школьного возраста должен включать в себя следующие компоненты: формирование у детей мотивации к самопознанию, к саморазвитию, к возможности управлять собой; предоставление учащимся первичной информации об их психических процессах, о психических возрастных закономерностях, об особенностях протекания психических состояний в разных ситуациях жизни и деятельности; формирование у детей способности распознавать текущие психические состояния, обозначать их; обучение основам саморегуляции и самоконтроля  эмоционального состояния.[9]

В частности, эффективным  способом регуляции психических  состояний может стать овладение  детьми младшего школьного возраста основами психорегуляции (А.С.Ромен,  М.И.Чистякова, Л.Картавых, Л.Борисова,  О.Л.Осадчук и др.). Эффективность психорегуляции обеспечивается системностью и взаимосвязанностью психического и физического уровней здоровья. Механизмы благотворного влияния психорегуляции на здоровье человека обоснованы работами И.П. Павлова, И.М.Сеченова, П.К.Анохина.  

Все вышеизложенное свидетельствует, что существует необходимость формирования основ психологического здоровья у  детей, начиная с дошкольного  возраста. Такое обучение будет служить  эффективным средством профилактики психологического нездоровья и иметь адаптивный эффект. Одним из способов профилактики психологического нездоровья может являться обучение детей младшего школьного возраста основам психорегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сравнительный  анализ психологического здоровья  детей дошкольного и младшего  школьного возраста. 

По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей:

1. Креативный уровень (ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таких детей около 5-7% в детском коллективе.

2.  Адаптивный уровень. В целом это адаптивные дети, но в результате тестирования выявляющие отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска, составляет около 80% учащихся, представляет средний уровень психического здоровья. 

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень. Это низкий уровень психологического здоровья. Это дети, не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеющие системой, механизмами защиты. Они бесконечно меняют мир вокруг себя и при этом не способны к самоизменению в связи с требованиями социума (ассимиляционное преобладание). Или же имеют эпатажное поведение, аффектированные капризы (аккомодативное преобладание). Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Это дети с высоким индивидуальным развитием и очень низким социально-адаптивным уровнем.   По данным исследований Н.В. Масловой, занимающейся вопросами формирования у детей Ноосферного мышления (целостного), их ежегодно становится в школах и детских садах на 3-5% больше. [6, 26]  

По мнению В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, если в дошкольном детстве  социум для ребенка был представлен  в  основном семьей, то с началом школьного обучения главным для него становится школа. Ребенок начинает  функционировать   в новой социальной роли, погружается  в ситуацию регулярного взаимодействия с  педагогом. [12]     

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от перехода из дошкольного образовательного учреждения в школу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска  для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. По данным Института Возрастной физиологии РАО, половина детей школьного возраста 7-9 лет   имеют хронические болезни,  около 20% детей приходящих в школу детей, имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. [28]

Современная образовательная  система и образовательные программы  перегружены предметами, не привязанными к проблемам повседневной жизни,  не всегда адекватны  интеллектуальному развитию детей.   Следовательно, у детей теряется интерес к обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь, может вырасти в разные варианты: от соматической слабости (перенапряжение, переутомление деятельностью, несоблюдение основных психолого-педагогических условий при обучении) до социальных проблем ( нежелание учиться, конфликты и пр.). Эти проблемы усиливаются также не только школьной дезадаптацией, но и, в огромной степени, от стиля педагогического общения, состояния самих педагогов, их компетентности. Не всегда педагоги учитывают и возрастные особенности школьников, их статус в детском коллективе, работоспособность, способности и состояние здоровья.  

Все это приводит к аномалиям  психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и  эмоциональным расстройствам. В  этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников). Высокий уровень патологии  детей указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе (Приложение 1):

·          создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);

·          нейтрализация негативизмов и страха получения отрицательной оценки своей деятельности;

·          учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);

·          допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;

·          рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке;

·          поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровым, трудовым; 

·          воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;

·          оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни.

Все эти необходимые условия  только способствуют развитию детей, удовлетворяют  их эмоциональному благополучию, а, следовательно, удовлетворяют их уровню здоровья: укрепляют физическое и психологическое  здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром  и с самим собой.

 

Заключение.

 

 

 Современное общество становится все  более информированным, технически грамотным и интеллектуально  развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. 

Современное общество живет  в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв  от природы с ее извечными нормами  гармонии действительно делают понятие  «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе  развития человечества. 

На основании всего  вышесказанного можно  сделать следующие выводы:

1. Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом,  находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья. 
Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:

Информация о работе Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста