Страхи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически изучить влияние страхов на поведение ребенка и определить способы их коррекции у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3

1. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе
5

2. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста
12

3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
17

4. Методы коррекции детских страхов
24

Заключение
29

Список используемой литературы
31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 55.87 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение

3

1. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе

5

2. Особенности проявления  страхов у детей дошкольного  возраста

12

3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка

17

4. Методы коррекции детских  страхов

24

Заключение

29

Список используемой литературы

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Специфика сегодняшнего времени, которая проявляется в повсеместно  распространенной жестокости нашей социальной среды, которая порой пропагандируется средствами массовой коммуникации, несомненно оказывает определенное влияние на психическое развитие личности современного человека. Это, в свою очередь, создает благодатную почву для возникновения таких состояний, как беспокойство, тревожность, появления различных страхов. Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие), которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или  иной степени обусловлены возрастными  особенностями и имеют временный  характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности  малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье  и в целом являются признаком  неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи и психиатры (Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская), лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или  слишком требовательное отношение  к ребёнку, которое порождает  в нём тревогу и затем формирует  враждебность к миру. Психика ребенка  отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять  неблагоприятным воздействиям.

Актуальность исследования проблемы определяется также тем, что  с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему  миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить  эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Хотя проблема страхов у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время, она мало используется в практике дошкольных учреждений. Таким образом, тема нашей курсовой работы «Страхи детей дошкольного возраста и методы их коррекции» выбрана не случайно.

Методологической  основа – теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Л.А. Петровской, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, А.Т. Лидерс, К.Изард, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера, К.Хорни, Ч.Спилбергера, Ф.Перлза, Э.Фромма, Дж.Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель, занимающихся проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка.

Цель исследования: теоретически изучить влияние страхов на поведение ребенка и определить способы их коррекции у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. раскрыть понятие «страх» в психолого-педагогической литературе; 
  2. изучить психологические причины формирования детских страхов;          
  3. описать особенности проявления страхов в дошкольном возрасте;
  4. рассмотреть влияние страха и тревожности  на формирующуюся личность ребёнка;
  5. изучить методы коррекции страхов в дошкольном возрасте. 

Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление.

Предмет исследования: методы коррекции детских страхов.

  1. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе

Проблема изучение страхов, несмотря на свою давнюю историю, так  и остается актуальной в настоящее  время. Относясь к категории эмоциональных  состояний личности, следует отметить, что эмоциональная жизнь играет немаловажную роль в становлении  и развитии личности. Каким будет  личностное развитие: позитивным или  негативным зависит от того, какой  эмоциональный психологический  склад будет иметь место в  процессе личностного становления. Страх, выступает как психоэмоциональное состояние личности, имеет не только биологические корни связанные  с инстинктами самосохранения и  продолжением рода, но и определяется социальными факторами развития, способствуя при этом жизнедеятельности  человека как индивида, индивидуальности, личности.

Страх – одна  из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. И это вполне естественно. Ребенку неуютно в огромном мире. Если про многие детские проблемы можно сказать, что, скорее всего ребенок их со временем перерастает, то со страхами дело обстоит не так утешительно. Ребенок растет, а вместе с ним растут и страхи. Чем больше расширяются его познания, и развивается фантазия, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Российский психолог А.И. Захаров считает, что страх – это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.

Р.С. Немов  в психологическом  словаре определяет  страх как  сильную эмоцию типа аффекта,  которая  чаще всего возникает в ситуациях  реальной или мнимой опасности для  жизни человека, сопровождающаяся чувством боязни, тревоги, а так же стремлением  человека избежать или устранить  соответствующую угрозу [11, с.419]. Страх  – естественная и нормальная реакция  организма на какую-либо опасность, но преобладание этой эмоции ведет  к негативным психологическим последствиям: развитию эмоциональной неудовлетворенности, исчезновению положительных эмоций (смеха, чувства полноты жизни), тревожно-пессимистической оценке будущего.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две  угрозы, имеющие универсальный и  одновременно фатальный в своём  исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних  выражений страх всегда подразумевает  переживание какой-либо реальной или  воображаемой опасности.

Понимание опасности, её осознание  формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для  ребёнка раздражители постепенно приобретают  характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении  травмирующего опыта   (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.) [1, с.20].

Гораздо более распространены так называемые внушённые детские  страхи. Их источник – взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком  эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет. Если запугивать просто так, без нужды, то ребенок полностью теряет спонтанность поведения и уверенность в себе. Тогда страхи растут, а ребенок становится все более неуверенным в себе, скованным и осторожным. 

Тоже самое происходит, когда ребенка сознательно запугивают в воспитательных целях. Иногда остается только поражаться недальновидности некоторых  взрослых. Пугая ребенка милиционерами  в магазинах, «Бабаями» с мешком, когда малышу не спится, они добиваются сиюминутной выгоды и послушания. Но, видимо, даже не представляют себе степень невротизации ребенка такими пуганиями.  Дети обладают прекрасной памятью, запоминая такие угрозы. И если однажды ребенок окажется в ситуации, из которой он мог  бы выйти двояко – испугавшись  или нет, то итог такой ситуации для  пуганного ранее ребенка в  силу ограниченности знакомства с окружающим миром, особой детской логики и уже  подготовленной благодатной почвы, может оказаться весьма плачевным. И это может быть не только глубокий невротический страх, но и тики, заикание, энурез и прочие очень тяжело поддающиеся  коррекции проблемы. К числу внушенных  страхов можно также отнести  страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры  при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах  помимо воли запечатлеваются в его  психике.

Всё это даёт основание говорить об условно-рефлекторном характере  страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке  или шуме, так как последний  когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось  в памяти в виде определённого  эмоционального следа и теперь непроизвольно  ассоциируется с любым внезапным  звуковым воздействием [6, с.7].

Отечественный исследователь эмоции страха А.И. Захаров условно делит страх на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

Профессор Ю.В. Щербатых разделяет все страхи на три группы:

1) природные страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку. К числу природных явлений, внушающих людям сильнейший страх, относятся гроза, солнечные затмения, появление комет, извержения вулканов и сопровождающее их землетрясения, которые ассоциируются у человека со страхом конца мира. Особую группу природных страхов составляют страхи животных. К животным, вызывающим у людей особенно сильный страх, несомненно, относятся разнообразные змеи и пауки.

2) социальные страхи – боязнь и опасения за изменение своего социального статуса. Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания. Следует отметить, что конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи, возраста человека, профессиональной принадлежности и типа общества. В результате неоднократных исследований было установлено, что на первом месте стоит страх за здоровье своих близких, на втором – страх возможной войны, на третьем – страх перед преступностью. Затем последовательно – страх бедности, страх перед некоторыми животными, страх перед возможными неблагоприятными изменениями в личной жизни, страх перед начальством. Многие люди испытывают страх пред болезнями и перед публичными выступлениями.

3) внутренние страхи – рожденные лишь фантазией и воображением человека и не имеющие под собой реальной основы для беспокойства. Особо хочется отметить, что к внутренним страхам исследователи относят не только страхи, рожденные фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками (боязнь собственных мыслей и желаний) [17, с.28].

Овчарова Р.В. выделяет следующие  виды страхов:

1) Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития.

2) Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха [12, с.24].

Другие психиатры, например Д. Б. Сэдок  и Г.И. Каплан, предпочитают делить страхи на конструктивные – представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические, которые являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к психопатологиям.

Приведенные выше классификации не являются единственными в своем  роде. Следует отметить, что в  современной психологии эмоций не существует универсальной классификации страхов; страхи делят по силе, интенсивности, биологической, психологической и  социальной значимости.

Однако, как и все в природе, первоначально эмоция страха возникла в процессе эволюции как защита организма  человека от всевозможных опасностей жизни. В социальном же  развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания, выполняя определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

Пока страх не выходит за пределы  разумного, в нем нет ничего ужасного или дезадаптивного. Он защищает нас  от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это чрезвычайно полезно для адаптации и в конечном итоге способствует благополучию и счастью индивида. Детские страхи, в случае нормального развития, являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительное значение [1, с.20].

Иначе обстоит дело у детей с  эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется  в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя «непредсказуемым»  образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются  ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее  эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения  ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок  становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у  него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять  агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.

Информация о работе Страхи детей дошкольного возраста