Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:45, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить влияние страхов на поведение ребенка и определить способы их коррекции у детей дошкольного возраста.
Введение
3
1. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе
5
2. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста
12
3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
17
4. Методы коррекции детских страхов
24
Заключение
29
Список используемой литературы
31
При состоянии хронического беспокойства и страха ребенок находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Общение у беспокойных и боязливых детей становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. М.И.Буянов, В.И. Гарбузов, С.Ю. Циркин отмечают, что при страхах имеет место так же нарушение работоспособности и изменение концентрации внимания, расстройства, скованность, депрессивные состояния, речевые расстройства [2, с.16]. Хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающими людьми.
Таким образом, страх – неизбежная составная часть нашей жизни. В новых и новых формах он сопровождает нас от рождения до смерти. Страх так же естествен, как и явления внешние – дождь, ветер, туман или гроза, а значит, не может быть ни неуместным, ни ненужным, ни вредным, ни деструктивным. И с точки зрения нашей внутренней природы желание «ликвидировать» страх так же абсурдно, как и желание ликвидировать неприятные погодные условия. Как говорит Стенли Холл: «Педагогическая проблема в отношении к страху заключается не в том, чтобы искоренить страх, а в том, чтобы привести его в границы здоровой реакции». Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью, выступает своеобразным средством познания окружающего мира. Устойчивый же страх является причиной многих нарушений здоровья и тем самым – причиной многих заболеваний ребенка: нервных нарушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные боли. Страх сказывается и на его личностном развитии. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство. Иногда страхи могут указывать и на более серьезные психические заболевания, например, шизофрению, аутизм.
2. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста
В нашей культуре сложилось так, что мы часто различным эмоциям даем оценки. Гнев, страх, печаль – это плохо, и надо стремиться к тому, чтобы оградить ребенка от этих переживаний. Получается некая модель воспитания, когда ребенок растет под «колпаком», не научаясь в минимальных дозах принимать реальность нашего мира. А по своей природе любая эмоция не может быть ни плохой, ни хорошей. Она есть всего лишь оценочное отражение ситуации, которая возникает в данный момент, и связана с возможностью или невозможностью удовлетворить возникающие в этой ситуации потребности. Важно уметь видеть, что стоит за той или иной эмоцией, а применительно к эмоции страха - не только то, чего боится ребенок, а так же то, что стоит за этим страхом, чего на самом деле не хватает ребенку. Детям боятся естественно. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл [ 10, с.76].
Детские страхи бывают разными по своей природе: бывают страхи охранительные (защитные), нормативные (возрастные), невротические. Охранительные – это те, с помощью которых мы осознаем опасности и избегаем угрозы нашей жизни. Даже у новорожденных присутствует инстинкт самосохранения, например, при приближении большого предмета младенец откидывает голову, поднимает руки. Если же ребенок совсем ничего не боится, это тоже серьезный повод для беспокойства. Детские страхи, которые называются нормативными или возрастными, испытывают практически все дети в определенном возрасте, и это нормально, и даже необходимо для общего развития ребенка, потому что, преодолевая их, ребенок становится сильнее, более зрелым эмоционально и личностно. Главное, что нужно знать, что у детей страхи сопровождают определенный возрастной период.
До года страхи выражаются
в беспокойстве при громких звуках,
а также связаны с отсутствием
матери или ее настроением. Основная
потребность у ребенка этого
возраста – потребность в безопасности.
И в зависимости от того, как
мать удовлетворяет ее, у ребенка
будет формироваться важное качество
– общее чувство доверия. Младенец,
имеющий базальное чувство "внутренней
определенности", воспринимает социальный
мир как безопасное, стабильное место,
а людей как заботливых и надежных.
То, как будет воспринимать мир
этот растущий человек, зависит от качества
получаемой им материнской заботы.
Чувство недоверия и как
В 1-3 года у ребенка появляется потребность отделяться от родителей. Это важно для того, чтобы он почувствовал себя отдельной личностью, важно для приобретения внутренней автономии. Именно в этом возрасте у малышей возникает страх темноты. Боязнь темноты появляется не обязательно в результате каких-то ошибок воспитания. В этом возрасте возможны также и ночные страхи, означающие неблагополучие ребенка, отсутствие уверенности в прочности и незыблемости окружения. Главным персонажем сновидений чаще всего оказывается волк. Волк нередко снится детям, которые бояться наказания родителей, особенно отца. Кроме того, волк ассоциируется с физической болью, возникающей при воображаемом укусе острыми зубами. Что весьма существенно, если учесть характерный для детей дошкольного возраста страх уколов и боли, связанных с болезненным опытом вакцинации [].
Страхи в возрасте 3-5 лет. На предыдущем этапе развития ребенок формировался по пути отделения от родителей. Обнаружив в один момент свое «Я» у него появляется новая потребность – это свое «я» как-то проявлять. Чаще всего страхи, возникающие в этом возрасте, связаны с невозможностью полностью удовлетворить эту потребность. Если родители недостаточно отзывчивы к инициативе ребенка, чрезмерно наказывают за его активность, то невыраженная энергия поворачивается против ребенка. В этом возрасте у детей часто встречается так называемая «триада страхов»: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Дети часто оттягивают время засыпания, боятся оставаться в темноте, наделяя ее грозными чудовищами и монстрами. Если у ребенка подобные страхи проявляются остро, в первую очередь необходимо обратить внимание на эмоциональную составляющую отношений с ребенком. Нет ли в отношениях чрезмерных требований и запретов к ребенку, эмоциональной холодности или отстраненности. К страхам, связанным с недостатком родительского тепла можно так же отнести страх наказания, страх различных сказочных персонажей (Волк, Баба Яга, Бармалей и т.д.). Ближе к четырем годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, являющаяся проекцией проблем ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, часто грозящей наказаниями. Перенесенный и неосознаваемый ребенком ужас или страдание, который не может заявить о себе днем, превращает ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами [6, с.52].
В 5-7 лет. В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. В этом возрасте характерен страх разлуки с родителями и появление страха смерти. В шесть лет мальчики и девочки могут бояться страшных снов и смерти во сне. Часто именно во сне детям этого возраста может предвидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. В старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. А.И. Захаров считает, что возникновение страха смерти начинает появляться в этом возрасте, потому что именно в эти годы дети начинают осознавать, что человеческая жизнь не бесконечна.
Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности могут проходить у детей в том случае, если родители спокойны, уверенны в себе, а также, если они принимают и поддерживают своего ребенка, учитывают его индивидуальные особенности. Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, важно поддержать ребенка, принимая такую особенность его психического развития [7, с.68].
Бывают и другие страхи - невротические, которые имеют наиболее существенные отличия от возрастных. Такие страхи не только мешают ребенку жить, «разъедая» его душу, но также вызывают характерные невротические расстройства: энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохую контактность с окружающими. Невротические страхи закрепляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что, вместе взятое, неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в его общении со сверстниками. Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер. Разумеется, что в таких случаях требуется помощь специалиста, и о положительном смысле переживаемых ребенком эмоций речи не идет.
Таким образом, возрастным страхам подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, имеющих эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, чье представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтами, и которые не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Для того чтобы справиться с возрастными детскими страхами, следует выработать единый план действий, включающий в себя утешение, поддержку и готовность позволить ребенку справиться с некоторыми из них самостоятельно. Степень доверия определяет дальнейшее присутствие или отсутствие страхов в жизни ребенка. Важно понять, откуда исходит страх, что является источником. Очень важно обеспечить спокойную обстановку в семье. Исключить все конфликты и ссоры, беречь ребёнка от стрессов. Читать ему те книжки, которые не пугают ребёнка, не позволять смотреть фильмы, которые могут спровоцировать приступ страха. И стараться как можно больше разговаривать с малышом о том, что его беспокоит. Для родителей должно стать правилом, что детские страхи – это очередной сигнал, чтобы быть еще более заботливыми с ними, оберегать их нервную систему, это призыв о помощи, т.к. различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов.
В настоящее время растет число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью. Связанные с тревогой неприятные чувства мешают детям не только в эмоциональном плане, но и препятствуют их социальному и интеллектуальному развитию. Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Часто она служит показателем психологического неблагополучия человека[14, с.68].
Выделяют два основных вида тревожности. Первый вид – это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, это ведет к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Рассмотрим причины возникновения детской тревожности. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви (“Если я сделаю плохо, меня не будут любить”). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, возникает страх, что он делает что-нибудь не так.