Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:45, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить влияние страхов на поведение ребенка и определить способы их коррекции у детей дошкольного возраста.
Введение
3
1. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе
5
2. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста
12
3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
17
4. Методы коррекции детских страхов
24
Заключение
29
Список используемой литературы
31
Коррекция посредством сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.). Наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок. Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок [4, с.25].
Еще одним из достаточно
распространенных методов коррекции
страхов принято считать куклот
Коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений. Проблемные, «трудные», непослушные дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка. Поэтому, многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему. Работа совместно с семьёй ребёнка позволяет создать условия для раскрытия личности малыша, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции; способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей; содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости [18, с.248].
Таким образом, если страхи
не корректировать, они могут привести
к изменению характера, поведения
ребенка, к заболеваниям. Корректируя
страхи у детей, мы закладываем надежный
фундамент его будущей жизни
во всех ее аспектах. Если страхи устранены,
оптимистично переработаны вместе с
ребенком, он обогащается новым опытом,
становится более ориентированным.
Изжитие страхов приводит к большему
доверию к людям и к жизни,
к большей доброте, к оптимизму
и мужеству. Но самым лучшим средством
для корректировки детских
Заключение
Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети испытывают страх, беспокойство, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.
Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов – вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни.
В курсовой работе нами были
изучены вопросы влияния
3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.
4. Методы коррекции детских страхов могут быть различными. Существует большой арсенал методов коррекции детских страхов. Например, посредством игротерапии, сказкотерапии, куклотерапии, улучшения детско-родительских отношений. Все эти методы помогают справиться со страхами детей. Важность активной коррекционной работы с обусловлена тем, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером.
Список используемой литературы