Страхи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически изучить влияние страхов на поведение ребенка и определить способы их коррекции у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3

1. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе
5

2. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста
12

3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
17

4. Методы коррекции детских страхов
24

Заключение
29

Список используемой литературы
31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 55.87 Кб (Скачать документ)

Коррекция посредством сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

Тексты сказок вызывают интенсивный  эмоциональный резонанс, как у  детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.). Наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок. Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок [4, с.25].

Еще одним из достаточно распространенных методов коррекции  страхов принято считать куклотерапию. Как  отмечает В.С. Мухина, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Кукла для ребенка – партнер в общении во всех его проявлениях,  доступных его пониманию. В диалоге с куклой происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а в ряде случаев сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Значимость эмоциональных контактов для детей велика, и огромную роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка играют именно куклы. Играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.  По воле ребенка, с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэтому в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно могут рассматриваться как результат проекции внутренних переживаний ребенка [16, с.7].

Коррекция посредством  улучшения детско-родительских отношений. Проблемные, «трудные», непослушные дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка. Поэтому, многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему. Работа совместно с семьёй ребёнка позволяет создать условия для раскрытия личности малыша, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции; способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей; содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости [18, с.248].

Таким образом, если страхи не корректировать, они могут привести к изменению характера, поведения  ребенка, к заболеваниям. Корректируя  страхи у детей, мы закладываем надежный фундамент его будущей жизни  во всех ее аспектах. Если страхи устранены, оптимистично переработаны вместе с  ребенком, он обогащается новым опытом, становится более ориентированным. Изжитие страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте, к оптимизму  и мужеству. Но самым лучшим средством  для корректировки детских страхов  является доброжелательная атмосфера  в семье и внимание родителей. Ведь когда малыш чувствует, что  он нужен, что ему могут помочь, то он растёт спокойным и уверенным.

 

 

 

 

Заключение

Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети испытывают страх, беспокойство, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность  эмоций. Эти характеристики зависят  от физиологических, психологических  и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных  обстоятельствах жизни ребенка  такие страхи исчезают: дети из них  «вырастают». Но бывают случаи, когда  страхи накапливаются, нарастая как  снежный ком, мешают личностному  развитию ребенка и создают для  него адаптационные, невротические  и другие проблемы.

Нестабильность нашей  жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов – вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни.

В  курсовой работе нами были изучены вопросы влияния детских  страхов на поведение ребенка  и проанализированы методы их коррекции. Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

  1. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и  играют немаловажную роль в  его жизни, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
  2.   Для того чтобы воздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему от страхов, педагогу  необходимо  знать,  что такое страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как возникает и развивается,  чего больше всего боятся дети и почему.

3.     Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.

4.    Методы коррекции детских страхов могут быть различными. Существует большой арсенал методов коррекции детских страхов. Например, посредством игротерапии, сказкотерапии, куклотерапии, улучшения детско-родительских отношений. Все эти методы  помогают справиться со страхами детей. Важность активной коррекционной работы с обусловлена тем, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днем и ночью [Текст] / Н.Г.Вологодина. – Ростов-на-Дону Феникс, 2008. – 212 с.
  2. Гащеева, А.И. А я не боюсь [Текст] / А.И. Гащеева, С.В. Гриднева. – М.: Генезис, 2009. – 77 с.
  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Университет, 2005. – 237 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 2010. –116 с.  
  5. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2003. –  №1. – С.27.
  6. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.и. Захаров. – СПБ.: СОЮЗ, 2011. – 441 с.
  7. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.и. Захаров. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
  8. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М.: МГУ, 2011. – 445 с.
  9. Капранова, С.В. Путешествие с волшебной кисточкой [Текст] / С.В. Капранова.– Ростов-на-Дону, 2005. – 66 с.
  10. Кряжева, Н.Л.  Мир детских эмоций. Дети  5-7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 20101. – 158 с.
  11. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2009. – 419 с.   
  12. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]: методическое пособие / Р.В. Овчарова. –  М.: Сфера, 2010. – 148 с.
  13. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст]: учебное пособие. – М.: Сфера, 2011. – 510 с.
  14. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Сфера, 2011. – 304 с.
  15. Психолог в детском дошкольном учреждении [Текст]: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2007. – 134 с.
  16. Татаринцева, А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда [Текст] / А.Ю. Татаринцева. – СПб.: Речь, 2009. – 98 с.
  17. Щербатых, Ю.В. Психология страха [Текст]: учебное пособие. – М.: Эксмо-Пресс, 2008. – 416 с.
  18. Фромм, А. Азбука для родителей [Текст] / А. Фромм – СПб.: Речь, 2010. – 319 с.

 


Информация о работе Страхи детей дошкольного возраста