Стратегии конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Конфликты играют решающую роль в жизни человека, семьи, общества, государства, человечества в целом и каждому человеку необходимы знания о способах предупреждения и разрешения конфликтов. Целью курсовой работы является изучение конфликтов в трудовой деятельности.

Содержание

Введение
1. Психология конфликта. Стратегии поведения в конфликте
1.1. Причины, типы, уровни конфликтов
1.2. Способы решения конфликтов
2. Анализ конфликтов в ОАО «Глобус»
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Глобус»
2.2 Анализ причин конфликтов, стрессовых ситуаций в ОАО «Глобус»
3. Пути устранения конфликтных ситуаций в ОАО «Глобус»
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Стратегии конфликта.doc

— 333.00 Кб (Скачать документ)


 

 

Содержание

Введение

3

1. Психология  конфликта. Стратегии поведения в конфликте

6

1.1. Причины, типы, уровни конфликтов

6

1.2. Способы решения конфликтов

11

2. Анализ конфликтов в ОАО «Глобус»

14

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Глобус»

14

2.2 Анализ причин конфликтов, стрессовых ситуаций в ОАО «Глобус»

18

3. Пути устранения конфликтных ситуаций в ОАО «Глобус»

20

Выводы и предложения

31

Список использованной литературы

33

Приложение

35

 


Введение

На протяжении всей истории человечества его практически на каждом шагу сопровождали конфликты. Конфликты всегда негативно влияли на людей, а в 20 веке стали основной причиной гибели людей. В основном войны, борьба за власть, бытовые конфликты, конфликты на всех уровнях общения унесли до 300 миллионов человеческих жизней в этом столетии.

Конфликты играют решающую роль в жизни человека, семьи, общества, государства, человечества в целом и каждому человеку необходимы знания о способах предупреждения и разрешения конфликтов (3, С.11).

Конфликт – это нормально. Каждый неоднократно переживает внутренний или внешний конфликты. Направленность на разрешение конфликтов – это нормальное явление и признак вашего стремления к внутреннему равновесию, признак вашего развития и роста (13, С. 8).

Конфликт имеет много уровней. И, соответственно, путей разрешения. Конфликт – это не только выражение ваших собственных трудностей, комплексов или личной психологии. Это сочетание вашей внутренней напряженности, ваших трудностей во взаимоотношениях с людьми, групповых и мировых проблем. Он содержит в себе потенциал для личного развития и взаимоотношения с людьми (19, С. 22).

Конфликт может породить общность. Она же может эффективно разрешить конфликт.

Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение – противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт – это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Это, в частности, конфронтации, противоречия и т.п. (3, С. 32).

Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Некоторые фирмы вводят в штатное расписание должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).

Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.

В современных условиях, когда общение людей становится более интенсивным и напряжённым, возрастает роль науки по преодолению конфликтов – конфликтологии.

   Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и протекания различных конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.

  В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия "конфликт". В основе определений этого понятия достаточно часто используется понимание конфликта как столкновения, вызванного противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Рассматривая конфликт как сложное взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов, исходной причиной конфликта необходимо признать всё же объективные предпосылки, которые создают потенциальную возможность его возникновения.

Иногда конфликтную ситуацию представляют через её элементы: участников с их несовпадающими целями и объект конфликта. При этом анализ конфликтной ситуации - это анализ потенциального конфликта, когда противоборство ещё не началось.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно говорить об актуальности данной темы курсовой работы.

Объектом исследования курсовой работы является процесс изучение причин конфликтов.

Предметом исследования конфликт в организации.

Целью курсовой работы является изучение конфликтов в трудовой деятельности.

Задачами для решения поставленной цели являются следующие:

1.      Рассмотреть природу конфликтов.

2.      Изучить причины, типы, уровни конфликтов.

3.      Выявить способы решения конфликтов.

4.      Представить краткую характеристику ОАО «Глобус».

5.      Проанализировать конфликтные ситуации и методы выхода из них в деятельности торговой фирмы ОАО «Глобус».

Структура работы: три главы, введение, заключение и список использованной литературы. В первой главе дается теоретический анализа положений данной темы, во второй главе рассматривается характеристика организации, в третьей главе изучаются конфликтные ситуации, их причины и выходы из конфликта в деятельности ОАО «Глобус».


1. Психология  конфликта. Стратегии поведения в конфликте

1.1.           Причины, типы, уровни конфликтов

Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.

Существует множество определений и толкований конфликта. Клас­сики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию конфликта. Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт (6, С. 118).

Одна группа ученых-социологов считаете что конфликт должен включать особую переменную – разногласия (Дарендорф). Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случаев, когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов (Томас, Аксельрод). Для этих представителей социологической конфликтологии конфликт возникает в тех случаях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения (Козер, Шмидт, Обершалл). Некоторые (Поили) различие взглядов относят к ранним и поздним стадиям конфликта.

Согласно бихевиористской (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собс­твенного интереса за счет интересов других.

Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом анормальное, деформированное состояние чувства установок и отношений между разными сторонами.

Из всех этих подходов сложно представить четкое определение конфликтам поэтому рассмотрим различные определения конфлик­там данные в учебных пособиях, выявим в них общее и недостатки и попытаемся синтезировать свое определение.

Таким образом, конфликт – отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лица­ми или группами. Это ситуациям когда "каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой сторо­не делать тоже самое".

В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны – объективную и субъективную. Значительная часть конфликтов представляет собой результат объективных, не зави­сящих от воли конфликтующих сторон противоречий.

Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией. Нечеткое разделение полно­мочий, функций, ответственности, нехватка ресурсов объективно являются предпосылками для возникновения конфликтных ситуа­ций. Работа в таких неопределенных условиях, независимо от персональных качеств служащих и отношений в коллективе, уве­личивает вероятность возникновения конфликтов. В многоуровне­вых системах управления со сложными отношениями и связями между элементами системы вероятность конфликтов значительно увеличивается. Отсутствие необходимой нормативной базы или ее несовершенство также вызывает увеличение числа конфликтов (5, С. 21).

Объективность конфликтных ситуаций может быть подтвер­ждена тем, что конфликт остается, несмотря на то, что работники на определенных должностях менялись. То есть независимо от конкретных особенностей людей, втянутых в конфликт, суть кон­фликта определялась той противоречивой ситуацией, в которой оказались его участники.

Объективные причины конфликтов (14, С. 32):

-   ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

-   различия в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

-   взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;

-   плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда являются  причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется  социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами.

Субъективные причины конфликтов (2, С. 88):

1. Организационно – правовые причины конфликтов:

А) структурно – организационная, суть ее в том, что в некоторых организациях структура не позволяет решить все поставленные перед ними задачи;

Б) функционально – организационная, организация осуществляет неоптимальные функции взаимодействия с внешней средой и внутренней средой организации;

В) личностно – функциональные причины связаны с несоответствием работника его квалификации, а также требованиям нравственного и этического характера;

Г) ситуативные причины связаны с неправильным принятием управленческого решения;

2. Социально – психологические причины конфликтов обусловлены факторами вступления субъектов в определенную социальную группу. Их подразделяют:

А) неудовлетворительные коммуникации в группе, что приводит к искажению и потери информации;

Б) несовпадение ролевого взаимодействия (старший, равный, младший);

В) неодинаковые подходы к решению проблем, недопонимание людьми, того, что они расходятся во мнении, разные подходы к одному событию, объекту;

Г) неодинаковая оценка событий, ситуаций, внутригрупповой фаворитизм.

3. Личностные причины:

а) психологическая неустойчивость – люди не терпят замечаний, возражений;

б) плохо развитая способность к эмпатии, чувству сопереживания, взаимопроникновения;

в) различная акцентуация личности;

г) несоответствие поведения субъектов их ожиданиям (желаемое, допустимое, нежелаемое, недопустимое поведение).

Знание причин возникновения конфликта позволяет их предупредить.

Различают четыре основных типа конфликта. Нередко встречаются конфликты смешанного типа.

Внутриличностный конфликт – этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт – это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

Информация о работе Стратегии конфликта