Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа
В работе даны несколько определений понятия “стресс” . Наиболее широкоупотребляемым определением является следующее:” Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.” Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, в первой главе анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.
Введение……………………………………………………………стр. 3
1 Глава. Основные понятия,виды стресса и конфликтов..…стр. 6
1. Конфликты, виды и методы разрешения………..….....стр. 6
1.1 Конфликт как разновидность стресса…………………..стр. 13
1.2 Управленческий стресс…………………….….…………стр. 20
1.3 Стресс, его последствия и борьба с ним………………..стр. 31
2 Глава. Практическая…………………………………………стр. 35
2. Методы выявления стресса……………………………..стр. 35
Заключение………………………………………………………….стр. 42
Список использованной литературы……………………………...стр. 44
1.3. Стресс, его последствия и борьба с ним.
Из этого определения следует, что стресс — явление отнюдь не безусловно отрицательное. Напротив, стресс может оказывать благотворное воздействие, побуждая человека к действию и даже повышая его работоспособность. Существует множество подходов к проблеме стресса. По одной из таких теорий, стресс — это, безусловно, следствие, а не первопричина, такое состояние организма, то есть тела физического, которое возникает в результате нагрузок, близких к пределу сопротивляемости, либо превышающих этот предел. Здесь напрашивается аналогия с понятием «усталость металла» как следствие чрезмерных физических нагрузок. Другие исследователи, наоборот, определяют стресс как первопричину таких нагрузок. Кроме того, стресс можно рассматривать как субъективный фактор, связанный с конкретным психологическим и эмоциональным состоянием.
Последними исследованиями доказано, что стресс — естественная составляющая человеческой жизни. По аналогии с употреблением приправ в кулинарном искусстве, все дело — в правильной дозировке: блюдо становится неудобоваримым, когда приправ либо слишком мало, либо чересчур много. Каждый человек нуждается в собственной, строго индивидуальной «дозе» стресса, тогда он идет на пользу и положительно влияет на здоровье. В самом деле, только покойники не подвержены стрессу!
Однако избыток стресса, этого непременного компонента нашей жизни, может в самом прямом смысле обойтись слишком дорого. По статистическим данным, экономика Соединенных Штатов ежегодно теряет миллиарды долларов из-за проблем, так или иначе связанных со стрессом. Стресс заставляет людей преждевременно уходить на покой, является причиной множества несчастных случаев на производстве, да и просто создает массу осложнений как психологического, так и физиологического свойства.
Стресс отрицательно воздействует на иммунную систему человека, благодаря ему организм становится более подверженным инфекциям, различного рода проявлениям аллергии, он может вызвать и весьма серьезные заболевания. Стресс воздействует на пищеварительную систему и связанные с ней органы, создает условия, благоприятствующие возникновению язвенной болезни, колитов, запоров, диабета. Он подвергает чрезмерному напряжению опорно-двигательный аппарат, вызывает боль в суставах и позвоночнике, часто служит причиной головной боли и артрита, а все это, вместе взятое усугубляет вероятность различного рода несчастных случаев. Кроме того, стресс отрицательно влияет на сердечно-сосудистую систему, провоцируя инфаркт, гипертонию и мигреневые головные боли. [6,c 87]
-Бороться со стрессом или бежать от него?
Многие специалисты полагают, что стрессовой можно назвать любую ситуацию, которая требует от человека корректировки его психологических и поведенческих норм, иными словами, когда возникает необходимость приспосабливаться к обстоятельствам. Их спектр весьма широк: от мелких каждодневных неприятностей до серьезной болезни, утраты близкого человека или, к примеру, развода. На физиологическом уровне реакция на возникновение подобных обстоятельств очевидна, поддается измерению и проявляется в виде учащенного сердцебиения, повышения кровяного давления, более интенсивного дыхания вплоть до одышки, сильного прилива крови к мышцам. Такие физиологические изменения, в их совокупности и взаимосвязи, нередко служат проявлением вполне определенной поведенческой модели, когда организм, в ответ на внешнюю угрозу, готовит себя либо к отступлению, либо к борьбе.
Многие согласятся с тем, что именно благодаря такой способности к напряжению своих сил человек выдержал многие тысячелетия непрерывной борьбы за выживание. В повседневной жизни такое состояние «готовности к бою или к отступлению» часто ассоциируется с повышением работоспособности. Подсознательно в него себя приводят, например, спортсмены перед ответственными соревнованиями или студенты накануне экзамена. Точно так же в современном бизнесе готовность «принять бой или уклониться от него» справедливо считается ключом к выживанию и успеху.
В то же время подобная мобилизационная готовность может иметь и нежелательные последствия. В прежние времена человек, в случае возникновения опасности, стоял перед элементарным выбором: либо драться, либо бежать. Так, пещерный человек вряд ли подавлял или смягчал свою естественную реакцию на нападение дикого зверя. Однако в современном мире многие виды опасности отнюдь не столь очевидны, напротив, довольно расплывчаты, абстрактны, когда совсем не ясно, с кем или с чем следует бороться и от чего бежать. В результате наш современник в значительной степени утерял эту способность к немедленному, спонтанному реагированию, его реакция часто подавлена, замедлена.
Если
инстинкт «бороться или бежать»
слишком часто проявляется у человека,
который, по тем или иным причинам, не в
состоянии сделать ни того, ни другого,
возникает хронический стресс, и следовательно,
целый букет заболеваний. Физиологически
такой подавленный, загнанный внутрь стресс
разрушает кровеносную систему, пищеварительный
тракт, легкие, мышцы, суставы, значительно
ускоряет процесс естественного старения
организма. То есть если не встретить,
условно говоря, опасность лицом к лицу
и не найти того или иного решения возникшей
проблемы, то стресс иссушит оставшиеся
беззащитными тело и мозг.
2 Глава. Практическая
2. Методы выявления стресса
1. Реактивная тревожность. Наиболее часто психологический стресс протекает в форме реактивной тревожности. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в определенной ситуации. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется(повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность.
Но
реактивная тревожность не является
изначально негативной чертой. Определенный
уровень тревожности —
Инструкция:
прочитать каждое из
приведенных предложений
и подчеркнуть цифру
справа, соответствующую
подходящему ответу.
Таблица 1. Реактивная тревожность.
Суждение (как вы себя чувствуете в данный момент) | Ответы | |||
Вовсе нет | Пожалуй, да | Верно | Совершенно верно | |
1. Я спокоен(а) | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Я расстроен(а) | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я встревожен(а) | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Я испытываю
чувство внутреннего |
1 | 2 | 3 | 4 |
11. Я уверен(а) в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Я взвинчен(а) | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. Я не
чувствую скованности, |
1 | 2 | 3 | 4 |
16. Я доволен(а) | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Я озабочен(а) | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Я слишком возбужден(а) и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка данных: подсчитать сначала сумму подчеркнутых цифр по пунктам (предложениям) 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18. Затем получить сумму подчеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. Из первой суммы вычесть вторую и к результату прибавить 50.
Интерпретация
данных: до 30 — низкая реактивная
тревожность на момент выявления; 31-45 —
умеренная тревожность; 46 и более — высокая
тревожность.
2. Личностная тревожность. Для человека характерны беспричинные или плохо объяснимые ожидания неприятностей, предчувствие беды, возможных утрат. Психика в состоянии напряжения и повышенного контроля над происходящим: человек обеспокоен своей судьбой, переживает за близких, жизнь проходит под девизом: «как бы чего не случилось». Обычно он сам признает, что повода для волнения нет, или он незначителен, тем не менее чувство тревоги не покидает его и дестабилизирует физическое и психическое состояние, накладывает отпечаток на разные стороны жизнедеятельности.
Личностная тревожность — устойчивое состояние, характеризующееся склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие. В тревожный стереотип поведения трансформируется все: незначительные соматические нарушения, психологический дискомфорт, восприятие некоторых сторон действительности, жизненные позиции.
В итоге личность дестабилизирована: чем-то обеспокоена и не удовлетворена, иногда почему-то несчастлива и волнуется по пустякам, в чем-то не уверена и чего-то боится. Личностная тревожность фиксируется с помощью опросника Ч. Спилбергера, который предлагается для самооценки (табл. 2).
Инструкция:
прочитать каждое из приведенных суждений
и подчеркнуть цифру справа, соответствующую
вашему варианту ответа.
Таблица 2. Личностная тревожность.
Суждение (как вы себя чувствуете обычно) | Ответы | |||
Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |
1. Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Я быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Я хотел(а) бы быть таким/такой же счастливым(ой), как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Я чувствую себя бодрым(ой) | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Я спокоен(а), хладнокровен(а) и собран(а) | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Ожидаемые
трудности обычно очень |
1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Я вполне счастлив(а) | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Я принимаю все близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Я доволен(а) | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Я так
сильно переживаю свои |
1 | 2 | 3 | 4 |
19. Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Меня
охватывает сильное |
1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка результатов: прежде всего следует суммировать подчеркнутые цифры в ответах: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; затем вычесть из полученного результата сумму подчеркнутых цифр ответов: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19; к полученной разнице прибавить 35.
Интерпретация данных: до 30 — низкая тревожность или отсутствие таковой в психическом статусе личности; 31-45 — умеренная личностная тревожность; 46 и более — высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность.
Значительное
отклонение от уровня умеренной тревожности
требует особого внимания. Высокая
тревожность препятствует решению
предстоящих задач, поскольку нарушает
мыслительную деятельность и вызывает
замешательство. В этом случае следует
пересмотреть свое отношение к данной
ситуации, снизив ее значимость для себя,
и перенести акцент на осмысление предстоящей
деятельности. Другими словами, нужно
переключиться с мыслей о том, что будет,
если я плохо выполню задание, на мысли
о том, как выполнить это задание, то есть
сосредоточиться на задании, а не на мыслях
о катастрофических последствиях неудачи.
Еще многие руководители в наше время не осознали всей важности состояния социально-психологического климата в коллективе. Как неумелые и неграмотные родители начинают шлепать и безудержно кричать на своих чад, так и "боссы" тут же пытаются подавить конфликт, не задумываясь наказывают провинившихся, ведут себя подавляюще и вызывающе.
Но все чаще во главе компаний и организаций оказываются руководители нового типа, не жалеющие средств на "воспитание" полноценных исполнителей и творческих работников. Такие компании отличаются завидной слаженностью работы, единством внутри коллектива, поразительными результатами своей работы. Работники таких фирм всегда приветливы и жизнерадостны, у них много интересных идей и далеко идущих планов.
В иностранной и отечественной литературе, посвященной проблеме управления, прослеживаются следующие идеи и практические советы:
Информация о работе Стресс как источник повышенной конфликтности. Управление стрессом