Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:10, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных исследователей.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия личность в трудах психологов.
Раскрыть сущность психологической структуры личности.
Изучить особенности структуры личности в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………
5
Понятие «личность»………………………………………………..
5
Психологическая структура личности……………………………
6
Выводы по главе…………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2.СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ……………………………………………………………
10
2.1.Структура личности в трудах Б.Г. Ананьева……………………… 10
2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна………………… 11
2.3. Структура личности в трудах К. К. Платонова……………………… 15
2.4.Структура личности в трудах А. Н. Леонтьева……………………… 16
2.5. Структура личности в работах В.Н. Мясищева…………………… 19
2.6. Структура личности в трудах А.В. Петровского………………… 21
2.7. Структура личностив трудах А.Г. Ковалева……………………… 22
Выводы по главе………………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 25
СПИСОК использованных источников……
ЖЕНСКИЙ
ИНСТИТУТ «ЭНВИЛА»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Структура
личности в трудах
отечественных психологов
оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ
В ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………… |
5 |
|
5 |
|
6 |
Выводы по главе…………………………………………………………… | 9 |
ГЛАВА
2.СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
ПСИХОЛОГОВ…………………………………………………… |
10 |
2.1.Структура личности в трудах Б.Г. Ананьева……………………… | 10 |
2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна………………… | 11 |
2.3. Структура личности в трудах К. К. Платонова……………………… | 15 |
2.4.Структура личности в трудах А. Н. Леонтьева……………………… | 16 |
2.5. Структура личности в работах В.Н. Мясищева…………………… | 19 |
2.6. Структура личности в трудах А.В. Петровского………………… | 21 |
2.7. Структура личностив трудах А.Г. Ковалева……………………… | 22 |
Выводы по главе………………………………………………………….. | 23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
25 |
СПИСОК использованных источников……………………… | 26 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.
Признание несомненного единства, но не тождества понятий «личность» и «индивид» порождало ряд вопросов, среди которых был и вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое обозначается термином «личность» и оказывается несводимым к биологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя – индивида
Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.
Проблема структуры, природа ее организации и влияния на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности. Многие известные теории личности базируются на структурных концепциях, которые раскрывают взаимосвязи различных функций и свойств, то есть относительно неизменных характеристик человека. Любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе отвечать на вопрос о том, каким образом обеспечиваются относительно стабильные аспекты поведения. Этот вопрос считают важным даже те теории, которые видят в личности процесс непрерывного самоизменения, развития.
Структурный
подход к личности является результатом
преодоления концепции
Если личность понимается как сочетание свойств, то неизбежно встает вопрос о способе этого сочетания, то есть о структуре. Таким образом, структура личности решает два основных вопроса: что представляют собой основные стабильные элементы личности и каким образом они связаны между собой.
Следует отметить, что знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл.
Объект исследования: структура личности.
Предмет исследования: подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных психологов.
Цель исследования: рассмотреть подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных исследователей.
Задачи исследования:
Методология
исследования. Деятельностный подход
к проблеме структуры личности А.Н. Леонтьва,
А.В. Петровского, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева;комплексный
подход к психике и к человеку Б. Г. Ананьева;культурно-
Методы исследования: для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.
Структура
и объем работы. Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, выводов по главам,
заключения, списка используемыхисточников
(20наименований) и приложения. Общий объем
работы составляет 27 страниц. В приложении
представлена примерная схема структуры
личности.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ
В ПСИХОЛОГИИ
Понятие личности является одним из важнейших в психологии. Психология изучает не психику, сознание вообще, а психику конкретной личности.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Слово «личность» происходит от русск. личина (личина соответствует термину persona– исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра). Личность чаще всего определяют как человека с совокупностью его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки[6].
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (С.Л.Рубинштейн).
Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации.
А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
К.К. Платонов: личиность– человек как носитель сознания.
Б.Д. Парыгин: личность – это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально–специфическое и индивидуально-неповторимое [7].
В содержание личности и ее оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя [11].
Таким
образом, личность – это человек,
взятый в системе таких его
психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются
в общественных по природе связях
и отношениях, являются устойчивыми,
определяют нравственные поступки человека,
имеющие существенное значение для
него самого и окружающих.
В
учебниках по психологии чаще всего
психологическая структура
Таким образом, структура личности составляют психические процессы и образования и психические свойства и состояния.
Психические процессы и образования.
Индивидуально-
Психические
процессы – это психические явления,
обеспечивающие первичное отражение
и осознание личностью
Информация о работе Структура личности в трудах отечественных психологов