Структура личности в трудах отечественных психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных исследователей.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия личность в трудах психологов.
Раскрыть сущность психологической структуры личности.
Изучить особенности структуры личности в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………
5
Понятие «личность»………………………………………………..
5
Психологическая структура личности……………………………
6
Выводы по главе…………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2.СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ……………………………………………………………
10
2.1.Структура личности в трудах Б.Г. Ананьева……………………… 10
2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна………………… 11
2.3. Структура личности в трудах К. К. Платонова……………………… 15
2.4.Структура личности в трудах А. Н. Леонтьева……………………… 16
2.5. Структура личности в работах В.Н. Мясищева…………………… 19
2.6. Структура личности в трудах А.В. Петровского………………… 21
2.7. Структура личностив трудах А.Г. Ковалева……………………… 22
Выводы по главе………………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 25
СПИСОК использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

30.0 ------5теории личности.docx

— 65.06 Кб (Скачать документ)

       Понятием «личность» обозначается  относительно поздний продукт  общественно–исторического и онтогенетического развития человека. Общественные отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность. Последняя рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность.

       Становление личности – это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное – это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

       На каждой возрастной ступени  развития личности в теории  деятельности более представлен  какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности. Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.

     Деятельность  – Предмет рассмотрения в теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах.

     Становление личности – это становление личностных смыслов.

     Единицы деятельности – считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Действие – под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой.

     Мотив –опредмеченная потребность.

     Ведущая деятельность – имеет ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности.

     Основания для типологии личности – в теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

     Первое  рождение личности – происходит, когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий.

     Второе  рождение личности – происходит, когда возникает его сознательная личность[9;20].

     Таким образом, устойчивым основанием личности по А.Леонтьеву может быть только предметная деятельность, точнее система  его отношений к реальному  миру, реализуемая через разные виды деятельности. 
 

     2.5.Структура личности в работах В.Н. Мясищева 

     Личность  – высшее интегральное понятие, система  отношений человека к окружающей действительности.

     Предмет – отношения личности.

     Отношения – сознательно – избирательная, построенная на опыте, психологическая связь с различными сторонами объективной действительности, которая выражается в действиях и переживаниях.

       Виды отношений:

      1) По цели отношений:

    • потребности
    • мотивы
    • эмоциональные отношения
    • привязанность
    • неприязнь
    • любовь
    • вражда
    • симпатия
    • антипатия
    • интересы
    • оценки
    • убеждения,

     Направленность – доминирующее отношение, подчиняющее себе другие и определяющие жизненный путь человека

     2) По направленности:

    • к другим людям (взаимоотношения)
    • к себе
    • к предметам окружающего мира[8]

     Основные  задачи, решаемые данной концепцией:

     Исследование  сознательной регуляции личности через  ее отношения;

     Патогенетическая  клиника неврозов. В.Н.Мясищев определяет личность следующим образом: «Личность  – это система ее отношений, в которых она проявляется во всей полноте и целостности» [5, c.25]. 

     У истоков теории В.Н. Мясищева лежат  идеи Лазурского о классификации  личности, согласно типам их отношений  к окружающей действительности.

     Основное  положение психологии отношений: личность, психика и сознание человека в  каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней.

       Психология, отношения человека  в развитом виде выступают  как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей  личности с различными сторонами  объективной действительности: с  явлениями природы и миром  вещей; с людьми и обществ,  явлениями; личность с самой  собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется  всей историей развития человека, она выражает его личный опыт  и внутренне определяет его  действия, переживания. 

       Отношения связаны с разными  подструктурами личности. Так, с  точки зрения Мясищева, динамические  индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы.

     Характер  – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию.

     Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые  представляют движущую силу развития способностей.

     Склонность  – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительном отношение к ней.

     Положения психологии отношений легли в  основу разработанной Мясищевым  патогенетической концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений. Эта концепция имела большое  научное и практическое значение, оказав влияние на всю последующую  теорию и практику психотерапии неврозов.

     Отношение – это связь субъекта с объектом. Оно едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью.

     Эмоциональный компонент – отражает переживание отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности и личности. Во многом определяется сознательным регулированием проявления темперамента и характера.

     Познавательный  компонент – включает отношение к миру как к объекту познания, его оценку и осмысление. Тесно связан со склонностями и способностями человека, определяющими те виды деятельности, которые человек предпочитает.

     Поведение – отражает конативную сторону отношения. В поведении сказывается сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом. Высшие уровни регулирования поведения связаны с работой самосознания личности.

     Познавательная  сторона – Она же «оценочная» сторона отношения. Отражает когнитивную составляющую целостного отношения личности.

     Поведенческая сторона – конативная сторона отношения, его поведенческое проявление [5].

     4 уровня личностной структуры:

      1) Доминирующие отношения– уровень желаний

      2) Психологический уровень– уровень достижений

      3) Динамика реакций личности– уровень темперамента

      4) Соотношения свойств личности– уровень характера[8].

     Таким образом, Владимир Николаевич Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно–психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.Личность – высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности. 
 

     2.6. Структура личности в трудах А.В.Петровского 

     А.В. Петровским личность рассматривается  не как индивид, взятый в абстрактном  социальном окружении, а, прежде всего  как человек, определяющий себя через  группу, через социум.

       Потребность в персонификации  является отправным пунктом анализа  личности. Именно поэтому Петровский  называет свою теорию концепцией  персонализации.

       Автор выделяет три основных  процесса:

    • Адаптацию как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть становление социально-типического;
    • Индивидуализацию как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть становление индивидуальности;
    • Интеграцию как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего [12].

       Таким образом, в структуру  личности, по Петровскому, входят  три подсистемы:

      1) Интраиндивидная личностная атрибуция.  Личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту, личностное  оказывается погруженным во внутреннее  бытие индивида;

      2) Интериндивидная личностная атрибуция.  Сферой определения и существования  личности является «пространство  межиндивидных связей»;

      3) Метаиндивидная личностная атрибуция.  Изучает воздействие, которое  оказывает индивид на других  людей своей деятельностью[1]. 
 

     2.6. Структура личности в трудахА.Г. Ковалева 

     Личность  в трудах А. Г. Ковалева выступает  как интегральное образование психических  процессов, психических состояний  и психологических свойств.

     Психологические процессы составляют фундамент психической  жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических  свойств состояния характеризуют  развивающуюся личность ребенка  в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик  личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности  его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.) [2].

     Психические свойства образуются из психических  процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические  свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические  свойства определенным образом связываются  друг с другом и образуются сложные  структуры.

     В качестве таковых А. Г. Ковалев рассматривает  темперамент (система природных  свойств человека), направленность (система потребностей, интересов  и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и  способов поведения). Автор отмечает, что «выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако – продолжает он – следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру».

Информация о работе Структура личности в трудах отечественных психологов