Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:10, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных исследователей.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия личность в трудах психологов.
Раскрыть сущность психологической структуры личности.
Изучить особенности структуры личности в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………
5
Понятие «личность»………………………………………………..
5
Психологическая структура личности……………………………
6
Выводы по главе…………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2.СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ……………………………………………………………
10
2.1.Структура личности в трудах Б.Г. Ананьева……………………… 10
2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна………………… 11
2.3. Структура личности в трудах К. К. Платонова……………………… 15
2.4.Структура личности в трудах А. Н. Леонтьева……………………… 16
2.5. Структура личности в работах В.Н. Мясищева…………………… 19
2.6. Структура личности в трудах А.В. Петровского………………… 21
2.7. Структура личностив трудах А.Г. Ковалева……………………… 22
Выводы по главе………………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 25
СПИСОК использованных источников……
Понятием «личность»
Становление личности – это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное – это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.
На каждой возрастной ступени
развития личности в теории
деятельности более
Деятельность – Предмет рассмотрения в теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах.
Становление личности – это становление личностных смыслов.
Единицы деятельности – считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Действие – под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой.
Мотив –опредмеченная потребность.
Ведущая деятельность – имеет ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности.
Основания для типологии личности – в теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.
Первое рождение личности – происходит, когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий.
Второе рождение личности – происходит, когда возникает его сознательная личность[9;20].
Таким
образом, устойчивым основанием личности
по А.Леонтьеву может быть только
предметная деятельность, точнее система
его отношений к реальному
миру, реализуемая через разные виды
деятельности.
2.5.Структура
личности в работах
В.Н. Мясищева
Личность – высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности.
Предмет – отношения личности.
Отношения – сознательно – избирательная, построенная на опыте, психологическая связь с различными сторонами объективной действительности, которая выражается в действиях и переживаниях.
Виды отношений:
1) По цели отношений:
Направленность – доминирующее отношение, подчиняющее себе другие и определяющие жизненный путь человека
2) По направленности:
Основные задачи, решаемые данной концепцией:
Исследование сознательной регуляции личности через ее отношения;
Патогенетическая
клиника неврозов. В.Н.Мясищев определяет
личность следующим образом: «Личность
– это система ее отношений, в которых
она проявляется во всей полноте и целостности»
[5, c.25].
У истоков теории В.Н. Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности.
Основное
положение психологии отношений: личность,
психика и сознание человека в
каждый данный момент представляют единство
отражения объективной
Психология, отношения человека
в развитом виде выступают
как целостная система
Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы.
Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию.
Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей.
Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительном отношение к ней.
Положения психологии отношений легли в основу разработанной Мясищевым патогенетической концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений. Эта концепция имела большое научное и практическое значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.
Отношение – это связь субъекта с объектом. Оно едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью.
Эмоциональный компонент – отражает переживание отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности и личности. Во многом определяется сознательным регулированием проявления темперамента и характера.
Познавательный компонент – включает отношение к миру как к объекту познания, его оценку и осмысление. Тесно связан со склонностями и способностями человека, определяющими те виды деятельности, которые человек предпочитает.
Поведение – отражает конативную сторону отношения. В поведении сказывается сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом. Высшие уровни регулирования поведения связаны с работой самосознания личности.
Познавательная сторона – Она же «оценочная» сторона отношения. Отражает когнитивную составляющую целостного отношения личности.
Поведенческая сторона – конативная сторона отношения, его поведенческое проявление [5].
4 уровня личностной структуры:
1) Доминирующие отношения– уровень желаний
2) Психологический уровень– уровень достижений
3) Динамика реакций личности– уровень темперамента
4) Соотношения свойств личности– уровень характера[8].
Таким
образом, Владимир Николаевич Мясищев
единство личности характеризует направленностью,
уровнем развития, структурой личности
и динамикой нервно–психической реактивности
(темпераментом). Структура личности –
это более частная характеристика личности,
включающая в себя мотивацию, отношения
и тенденции личности.Личность – высшее
интегральное понятие, система отношений
человека к окружающей действительности.
2.6.
Структура личности
в трудах А.В.Петровского
А.В. Петровским личность рассматривается не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум.
Потребность в персонификации
является отправным пунктом
Автор выделяет три основных процесса:
Таким образом, в структуру личности, по Петровскому, входят три подсистемы:
1) Интраиндивидная личностная
2) Интериндивидная личностная
3) Метаиндивидная личностная
2.6.
Структура личности
в трудахА.Г. Ковалева
Личность в трудах А. Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.
Психологические
процессы составляют фундамент психической
жизни человека. Психические процессы
формируют психические
Психические
свойства образуются из психических
процессов, функционирующих на фоне
психических состояний. Психические
свойства характеризуют устойчивый,
относительно постоянный уровень активности,
характерный для данного
В
качестве таковых А. Г. Ковалев рассматривает
темперамент (система природных
свойств человека), направленность
(система потребностей, интересов
и идеалов), способности (интеллектуальные,
волевые и эмоциональные
Информация о работе Структура личности в трудах отечественных психологов