Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:10, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных исследователей.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия личность в трудах психологов.
Раскрыть сущность психологической структуры личности.
Изучить особенности структуры личности в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………
5
Понятие «личность»………………………………………………..
5
Психологическая структура личности……………………………
6
Выводы по главе…………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2.СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ……………………………………………………………
10
2.1.Структура личности в трудах Б.Г. Ананьева……………………… 10
2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна………………… 11
2.3. Структура личности в трудах К. К. Платонова……………………… 15
2.4.Структура личности в трудах А. Н. Леонтьева……………………… 16
2.5. Структура личности в работах В.Н. Мясищева…………………… 19
2.6. Структура личности в трудах А.В. Петровского………………… 21
2.7. Структура личностив трудах А.Г. Ковалева……………………… 22
Выводы по главе………………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 25
СПИСОК использованных источников……
– ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств;
– восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств;
– память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта;
– мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира;
– воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых и т.д.
Эти процессы называют познавательными. Друг от друга они отличаются различной степенью полноты и глубины отражения действительности. Так, ощущение есть отражение лишь отдельных свойств предмета, восприятие дает нам целостный внешний образ предмета, мышление раскрывает сущность предмета и т.д.[16].
В других процессах мы выражаем свое отношение к объектам внешнего и внутреннего мира и к самим себе в виде различных переживаний удовольствия или неудовольствия. Эти процессы называются эмоциональными. Третью группу составляют волевые процессы – желания, стремления, намерения, решения и т.д., посредством которых мы регулируем свои действия, поступки, свое практическое отношение к миру. Волевые процессы входят в состав волевых действий человека.
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, умений и навыков [19].
Психические свойства и состояния.
Психические
свойства – это наиболее устойчивые
и постоянно проявляющиеся
Каждый
человек как личность обладает устойчивыми
психическими свойствами, которые развились
и укрепились в нем под влиянием
воспитания и жизненной практики.
Психические свойства возникают
из психических процессов и
Центральным
элементом структуры личности является
направленность (т.е. устойчивые потребности
и интересы, убеждения и идеалы,
стремления и склонности, установки,
образующие систему основных мотивов
(побуждений) и жизненных целей
личности). По ней можно судить о
том, какие жизненные цели ставит
перед собой данный человек и
почему; почему в своих взаимоотношениях
с людьми он поступает так, а не
иначе; чем он больше всего интересуется,
что больше всего ценит в жизни
и что осуждает. Направленность определяет
избирательное отношение
Способности человека указывают на его прирожденные и воспитанные возможности в усвоении знаний, в овладении различными профессиями и видами творчества.
В темпераменте личность проявляется с динамической стороны, со стороны быстроты и силы протекания психических процессов и действий. Так, одним людям свойственна живость, подвижность, впечатлительность, неустойчивость настроений; другим – вспыльчивость, энергичность, страстность; третьим – медлительность, спокойствие и т. д. Особенности темперамента сказываются на всей деятельности человека и влияют на формирование его характера. Что касается характера, то в нем наиболее ярко выражено индивидуальное лицо личности, её отличие от других людей. Характер личности синтезирует, объединяет в себе все психические свойства, присущие определенному человеку. Он формируется в конкретных условиях его жизни и воспитания и проявляется в разнообразных отношениях этого человека к окружающему миру и к самому себе. Психические свойства личности влияют на все психические процессы и действия человека, которые приобретают индивидуальное своеобразие, характерное для каждой личности.
В структуру личности также входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конструкции тела, врожденные свойства нервных процессов, задатки, состояния органов чувств и органов речи к моменту рождения).
Психические
состояния – это временные
сочетания психических
Таким
образом, в психологическую структуру
личности входит множество компонентов.
В данном вопросе была рассмотрена
только индивидуально психологическая
сторона личности, также существует
мировоззренческая и социально-
Выводы
по первой главе
На
основании анализа психолого-
ГЛАВА 2.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
В ТРУДАХ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
Структуру личности по Б.Г. Ананьву можно описать следующим образом. Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.
Концепция
построена на теоретических и
экспериментальных
В структуру личности входят такие свойства:
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:
Таким
образом, с позиций А. Н. Леонтьева, личность
и ее структура определяется и характеризуется
иерахрическим отношением деятельностей.
За содержанием деятельностей следует
соотношение мотивов. Главное здесь –
соотношение смыслообразующих мотивов
и мотивов-стимулов.
2.2. Структура
личности в работах
С.Л.Рубинштейна
Предметом данной концепции выступает личность как субъект жизни. Задачи, решаемые в рамках данной концепции:
1) изучение становления личности как субъекта жизнедеятельности;
2) изучение личностного опосредствования сознания и деятельности. Определение личности по С.Л.Рубинштейну: «Личность – это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений – своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни» [18, с. 202].
Первое на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.
Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним» [18, с. 201]. Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
Информация о работе Структура личности в трудах отечественных психологов