Структура личности в трудах отечественных психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных исследователей.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия личность в трудах психологов.
Раскрыть сущность психологической структуры личности.
Изучить особенности структуры личности в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………
5
Понятие «личность»………………………………………………..
5
Психологическая структура личности……………………………
6
Выводы по главе…………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2.СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ……………………………………………………………
10
2.1.Структура личности в трудах Б.Г. Ананьева……………………… 10
2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна………………… 11
2.3. Структура личности в трудах К. К. Платонова……………………… 15
2.4.Структура личности в трудах А. Н. Леонтьева……………………… 16
2.5. Структура личности в работах В.Н. Мясищева…………………… 19
2.6. Структура личности в трудах А.В. Петровского………………… 21
2.7. Структура личностив трудах А.Г. Ковалева……………………… 22
Выводы по главе………………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 25
СПИСОК использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

30.0 ------5теории личности.docx

— 65.06 Кб (Скачать документ)

     – ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств;

     – восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств;

     – память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта;

     – мышление –  процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира;

     – воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых и т.д.

     Эти процессы называют познавательными. Друг от друга они отличаются различной  степенью полноты и глубины отражения  действительности. Так, ощущение есть отражение лишь отдельных свойств  предмета, восприятие дает нам целостный  внешний образ предмета, мышление раскрывает сущность предмета и т.д.[16].

     В других процессах мы выражаем свое отношение к объектам внешнего и  внутреннего мира и к самим  себе в виде различных переживаний  удовольствия или неудовольствия. Эти  процессы называются  эмоциональными. Третью группу составляют волевые процессы – желания, стремления, намерения, решения  и т.д., посредством которых мы регулируем свои действия, поступки, свое практическое отношение к миру. Волевые  процессы входят в состав волевых  действий человека.

     Психические образования – это психические  явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в  содержание которых входит особое сочетание  знаний, умений и навыков [19].

     Психические свойства и состояния.

     Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности  личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие  свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности.

     Каждый  человек как личность обладает устойчивыми  психическими свойствами, которые развились  и укрепились в нем под влиянием воспитания и жизненной практики. Психические свойства возникают  из психических процессов и состояний, многократно пережитых человеком. Взаимосвязанные психические свойства образуют структуру личности, характерный  для нее психический склад.

     Центральным элементом структуры личности является направленность (т.е. устойчивые потребности  и интересы, убеждения и идеалы, стремления и склонности, установки, образующие систему основных мотивов (побуждений) и жизненных целей  личности). По ней можно судить о  том, какие жизненные цели ставит перед собой данный человек и  почему; почему в своих взаимоотношениях с людьми он поступает так, а не иначе; чем он больше всего интересуется, что больше всего ценит в жизни  и что осуждает. Направленность определяет избирательное отношение человека к миру и степень его общественной трудовой активности. Направленность выражает характерную для личности жизненную позицию.

     Способности человека указывают на его прирожденные и воспитанные возможности в  усвоении знаний, в овладении различными профессиями и видами творчества.

     В темпераменте личность проявляется  с динамической стороны, со стороны  быстроты и силы протекания психических  процессов и действий. Так, одним  людям свойственна живость, подвижность, впечатлительность, неустойчивость настроений; другим – вспыльчивость, энергичность, страстность; третьим – медлительность, спокойствие и т. д.  Особенности  темперамента сказываются на всей деятельности человека и влияют  на формирование его характера. Что касается характера, то в нем наиболее ярко выражено индивидуальное лицо личности, её отличие  от других людей. Характер личности синтезирует, объединяет в себе все психические  свойства, присущие определенному человеку. Он формируется в конкретных условиях его жизни и воспитания и проявляется  в разнообразных отношениях этого  человека к окружающему миру и  к самому себе. Психические свойства личности влияют на все психические  процессы и действия человека, которые  приобретают индивидуальное своеобразие, характерное для каждой личности.

     В структуру личности также входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конструкции тела, врожденные свойства нервных процессов, задатки, состояния органов чувств и органов  речи к моменту рождения).

     Психические состояния – это временные  сочетания психических процессов, психических свойств личности, особенностей организма, своеобразно переживаемые человеком в данный отрезок времени  и оказывающие влияние на его  деятельность, поведение. В течение  дня у человека может несколько  раз изменяться психическое состояние. Чем разнообразнее события, в  которых участвует личность, и  деятельность, которой она занята, тем разнообразнее и ее психические  состояния. К ним можно отнести  состояние внимательности и рассеянности, умственной активности и пассивности, состояния решительности или  нерешительности, заинтересованности чем–либо или скуки, тревожного или радостного ожидания, утомления и т.п. [17]. 

     Таким образом, в  психологическую структуру  личности входит множество компонентов. В данном вопросе была рассмотрена  только индивидуально психологическая  сторона личности, также существует мировоззренческая и социально-психологические стороны. Их следует рассматривать не изолированно,  а в системе. 
 

     Выводы  по первой главе 

     На  основании анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы:

    • личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
    • Психологическая структура личности включает в себя психические процессы и образования и психические свойства и состояния.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.

  СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ  В ТРУДАХ  
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
 
 

    1. Структура личности в трудах Б.Г. Ананьева
 

     Структуру личности по Б.Г. Ананьву можно описать следующим образом. Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.

     Концепция построена на теоретических и  экспериментальных исследованиях  индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву, человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе. Человек, как открытая система, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его общественное развитие.

     В структуру личности входят такие  свойства:

    • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
    • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
    • статус и социальные функции-роли;
    • мотивация поведения и ценностные ориентации;
    • структура и динамика отношений.

     Интеграция  личностных свойств представлена в  характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется  в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

    • онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
    • становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
    • жизненный путь человека (история личности).

     Б. Г. Ананьев считает, что структура  личности строится по двум принципам  одновременно:

    • субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
    • координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них[2;3].

     Таким образом, с позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. 
 

     2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна 

    Предметом данной концепции выступает личность как субъект жизни. Задачи, решаемые в рамках данной концепции:

     1) изучение становления личности как субъекта жизнедеятельности;

     2) изучение личностного опосредствования сознания и деятельности. Определение личности по С.Л.Рубинштейну: «Личность – это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений – своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни» [18, с. 202].

     Первое  на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических  процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

     Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

     В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.

     Следующее важное для психологической концепции  личности положение состоит в  том, что любое внешнее воздействие  действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних  воздействий. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых  организмов к человеку, – тем  более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим  становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним» [18, с. 201]. Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Информация о работе Структура личности в трудах отечественных психологов