Структура личности в трудах отечественных психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных исследователей.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия личность в трудах психологов.
Раскрыть сущность психологической структуры личности.
Изучить особенности структуры личности в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………
5
Понятие «личность»………………………………………………..
5
Психологическая структура личности……………………………
6
Выводы по главе…………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2.СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ……………………………………………………………
10
2.1.Структура личности в трудах Б.Г. Ананьева……………………… 10
2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна………………… 11
2.3. Структура личности в трудах К. К. Платонова……………………… 15
2.4.Структура личности в трудах А. Н. Леонтьева……………………… 16
2.5. Структура личности в работах В.Н. Мясищева…………………… 19
2.6. Структура личности в трудах А.В. Петровского………………… 21
2.7. Структура личностив трудах А.Г. Ковалева……………………… 22
Выводы по главе………………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 25
СПИСОК использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

30.0 ------5теории личности.docx

— 65.06 Кб (Скачать документ)

     Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

     1) психические свойства личности  в ее поведении, в действиях  и поступках, которые она совершает,  одновременно и проявляются, и  формируются.

     2) психический облик личности во  всем многообразии ее свойств  определяется реальным бытием, образом  жизни и формируется в конкретной  деятельности.

     3) процесс изучения психического  облика личности предполагает  решение трех вопросов:

     • чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

     • что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,

     • что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

     Выделив эти аспекты психического облика личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

     Также тесно связаны между собой  способности и характер. Наличие  способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость  и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности  развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит  от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное  единство [18].

     Будучи  пионером в использовании онтологического  подхода в отечественой, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как  рядоположный с другими уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.

     Познание  и деятельность рассматриваются  как разнокачественные модальности  отношения человека с миром, помимо которых выделяется также отношение  – не только к бытию, но и к  другому субъекту. Когда объектом воздействия становится другой человек, необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать  его к самостоятельному бытию, в  котором осуществляется его собственная  сущность, обретаемая через другого.

     В отличие от большинства гносеологически  ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение  отношения субъекта к миру, как  возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат  личности. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личность способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личность особым образом  строит свои отношения с миром.

     Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как  высший психический процесс является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три  взаимообусловленных функции: регуляцию  психических процессов, регуляцию  отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

     В разработанной С.Л.Рубинштейном структуре личности представлены психологические модальности деятельности – потребности, способности, направленность.

     В "Основах общей психологии" личность определяется через триединство [19]:

     • что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера);

     • что он может (способности, дарования);

     • что он есть (характер).

     Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек  проявляет свою направленность, реализует  дарования, формирует характер.

     Условия жизни человека, жизненные обстоятельства не являются чем–то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими человека к их решению.

     Личность  рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения  которой определяется и скрепляется  целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, другими  людьми, жизнью как таковой.

     Личность  целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.

     Самосознание  не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизненными проявлениями субъекта. Понимание его как основания  идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта – это понимание  самосознания как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практического достижений.

     Самосознание  возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально  становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания являются этапами вычленения личности из непосредственных связей с окружающим миром, овладения  этими связями и отношениями  посредством действий. Человек осознает свою самостоятельность лишь через  отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через  познание других людей. Самосознание –  не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни [19].

     Таким образом, С.Л. Рубинштейн выделял следующие  составляющие личности: направленность (установки, интересы, потребности), способности, темперамент. 
 

     2.3. Структура личности в трудах К.К. Платонова 

     Подход  К.К.Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

     I. Знания, умения, навыки – являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда I, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности – взаимосвязь II и III.

     II. Восприятие – осознание чувственно данного предмета и явления.

     Ощущение  – отражение отдельного чувстенного качества.

     Память  – психический процесс это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.

     Мышление  – процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.

     III. Темперамент – индивидуально своеобразное свойство психики определяющее динамику психической деятельности человека, которые везде проявляются в одинаковой мере.

     Характер  – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении[14].

     К. Платонов  считал, что структура личности включает четыре уровня

    • социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
    • биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
    • опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
    • индивидуальные особенности различных психических процессов [13].

     Таким образом, из структуры личности по Платонову  К. видно, что в ней тесно переплетаются  врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе) 
 

     2.4 Структура личности в трудах А.Н. Леонтьева 

     Личность, согласно А.Н.Леонтьеву, характеризует, во-первых, «богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь. Это и есть основание, реальный базис личности»[9,c.15]. Леонтьев, правда, делает оговорку: не всякая фактически осуществляющаяся деятельность человека есть часть его жизни. Отдельные деятельности могут отчуждаться от человека. Мы делаем целый ряд вещей, которые к нашей жизни могут не иметь отношения, быть чем–то внешним для нее.

     Вторая  характеристика – «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой – их иерархизации. (Это именно степень развития личности», ее генетическая характеристика. Таким образом, вектор развития личности — это одновременно вектор ее иерархизации, упорядочивания. Эта идея перекликается с теориями личности целого ряда авторов, таких как Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, К. Левин, К.Г. Юнг.

       И третья характеристика –  это тип строения личности: моновершинный,  поливершинный и т.д., тот есть  имеется в виду общий структурный  профиль. Не всякий мотив или  жизненная цель способна стать  вершиной, вынести всю нагрузку  вершины личности.  

     Теория  деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения  в процессах деятельности, разработана  во второй половине XX в. в трудах Леонтьева. Исходным методом изучения психики  выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой  в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно–практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивида. Обе эти формы имеют общественно–историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом. Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

       Действие в теории деятельности  внутренне связано с личностным  смыслом. Психологическое слияние  в единое действие отдельных  частных действий представляет  собой превращение последних  в операции, а содержание, которое  прежде занимало место осознаваемых  целей частных действий, занимает  в строении действия структуры  место условий его выполнения. Другой вид операций рождается  из простого приспособления действия  к условиям его выполнения. Операции  – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.

       В теории деятельности введено  понятие «мотива–цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

       Личность впервые возникает в  обществе. Человек вступает в  историю как индивид, наделенный  природными свойствами и способностями,  а личностью он становится  лишь в качестве субъекта общественных  отношений. 

Информация о работе Структура личности в трудах отечественных психологов