Субъективное благополучие подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ психологических особенностей подросткового возраста.
Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности и подростка в частности.
Экспериментальное исследование субъективного благополучия подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков…………………………………………………………….

6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста………………………………………………………………

6
1.2.Проблема субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности………………………………...……

12
Выводы по 1 главе……………………………………………
22
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия подростков…………………………………………..

24
2.1. Организация исследования……………………………....
24
2.2.Результаты исследований ……………………...................
25
Выводы по 2 главе……………………………………...............
29
Заключение…………………………………………………………….
29
Библиографический список…………………………………………..
31
Приложения…………………………………………………………...
33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по психологии субъективное благополучие подростков.docx

— 71.92 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков…………………………………………………………….

 

6

1.1. Психологические особенности  подросткового возраста………………………………………………………………

 

6

1.2.Проблема субъективного  благополучия личности в целом  и подростка в частности………………………………...……

 

12

           Выводы по 1 главе……………………………………………

22

Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия подростков…………………………………………..

 

24

2.1. Организация исследования……………………………....   

24

2.2.Результаты исследований  ……………………...................

25

Выводы по 2 главе……………………………………...............

29

Заключение…………………………………………………………….

29

Библиографический список…………………………………………..

31

Приложения…………………………………………………………...

33


         Введение

Актуальность исследования. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки.

Субъективное благополучие в свою очередь является одой из ключевых проблем психологии личности. Это обусловлено тем, что от субъективного благополучия зависит качество жизни, успешность, способность быстро и эффективно приспосабливаться к различным ситуациям, возникающим в жизни человека.

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека и различные факторы его жизни. Немалое значение играет возрастной аспект.

Особое внимание в изучении субъективного благополучия следует уделить подростковому возрасту, как самому трудному и сложному из всех детских возрастов. В столь непростом жизненном периоде для ребенка существуют определенные составляющие, влияющие на ощущение субъективного счастья, которые имеют различия с благополучием других возрастных категорий.

Как известно данный этап жизни представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. В это время происходит развитие личности, ее второе рождение. Следует отметить, что именно подростковый период является периодом выстраивания новых отношений с окружающим миром и самим собой, и, одновременно уязвимым периодом для воздействия негативных факторов, влияющих на формирование взаимоотношения с действительностью. Подростковый возраст ещё называют возрастом повышенной эмоциональности, нередко он сопровождается депрессией и суицидальными наклонностями, причиной которых не редко становится ощущение неблагополучия.

Исследование проблемы субъективного  благополучия подростков позволит определить содержание психологической помощи и психолого-педагогических мероприятий, направленных на поддержание и/или  повышение уровня субъективного  благополучия подростков.

 Физическое и психологическое  благополучие подростков является  необходимым условием сохранения  их здоровья, достижения высоких  результатов обучения, воспитания  и развития.

Поэтому изучение субъективного благополучия подростков представляется важной и актуальной проблемой.

Цель исследования: изучить субъективное благополучие подростков.

Объект исследования: школьники (13-15 лет).

Предмет исследования: субъективное благополучие подростков.

Общая ггипотеза: необходимость и значимость изучения субъективного благополучия подростков.

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ психологических особенностей подросткового возраста.
  2. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности и подростка в частности.
  3. Экспериментальное исследование субъективного благополучия подростков.

Методы исследования:

  1. Тест «Удовлетворенность своей жизнью».
  2. Шкала субъективного благополучия.

База исследования: МОУ СОШ 18 г. Комсомольска-на-Амуре.

Контингент: 38 подростков 7 и 8 общеобразовательных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы субъективного благополучия подростков.

1.1.Психологические особенности подросткового возраста

Каждый возраст хорош  по-своему. И в то же пора, каждый возраст имеет свои особенности  и сложности. Не является исключением  и подростковый возраст.

Подростковый возраст - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый срок рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время.

На современном этапе  границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Исходя из этого, Личко А.Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний - 14-15 лет, старший - 16-17 лет [8;29].

Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности [13;142].

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к самостоятельности, риску. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, они могут не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, тревожностью, агрессивностью, раздражительностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и более того аффективным вспышкам. Бурно развиваются чувства подростков, в то же пора эмоциональные переживания их приобретают известную устойчивость.

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это пора подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются приятель с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В тот самый небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях "мужчина" и "женщина", а так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого. 
При взрослении ребенка происходит его становление, подготовленность к жизни во взрослом обществе, как равноправного участника жизни, у подростка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос "Кто я?" часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. 
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их роль в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается, так как общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода [3;18].

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. В то же пора у подростка наблюдается тенденция выделиться среди окружающих, утвердить свое "я", не быть "заурядным". Он может верховодить сверстниками или игрывать роль шута, лишь бы занять заметное место [5;217]. 
Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает вероятность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама приятельство и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу усваиваются черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, опасность ради другого и т.п. 
Для подростков становится важным: 
умение познакомиться с понравившимся человеком;  
свободно чувствовать себя в фирмы, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;  
ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может выложить свои мысли и выложить чувства. 
Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью; романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью; искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и более того жестокостью [15;56].

Зачастую подросток стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. 
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается выйти из этой опеки [6;180]. Поэтому отношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью.

У ребенка этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов. Он смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать отношения с другими людьми (39). Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье по виду выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я".

К новообразованиям подросткового возраста относится чувство взрослости, которое, является важнейшей особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру. С одной стороны подросток отвергает свою принадлежность к миру детей, а с иной - у него ещё нет ощущения полной, полноценной взрослости, хотя он и стремится к признанию окружающими его взрослости. Тенденция к взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный резкий тон и т.п.) (3).

Для подросткового возраста характерно наличие разногласий с родителями по поводу стиля одежды, прически, ухода из дома, свободного времени, школьных и материальных проблем. 
В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого - мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток приобретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в подневольность от предметного мира как ценности человеческого бытия. Современный подросток попадает в большей мере под внушающее влияние побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, под знаковое манипулирование сознанием.

Потребность в независимости стимулирует столкновения с ожиданиями и ограничениями взрослых. На этом фоне возникает много конфликтных явлений. Результат проявляется в противодействии навязываемым мнениям, авторитетам, общественным нормам и правилам. 
Потребность в привязанности (любви) сопровождается стремлением к независимости, что отдаляет подростка от родительского дома, семейного круга и ведет к некоторой изоляции, повышая потребность в любви, привязанности, во взаимопонимании и доверии за пределами семейного круга [9,15].

Некоторые исследователи склонны считать одним из новообразований подросткового периода самооценку. Они единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. 
С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке [1;478].

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Подростки остро реагируют на критику со стороны взрослых (сверстников) - понижается самооценка более того у тех, кто ее завышает. Отсюда неврозы, асоциальные формы поведения.

Информация о работе Субъективное благополучие подростков