Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 07:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ психологических особенностей подросткового возраста.
Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности и подростка в частности.
Экспериментальное исследование субъективного благополучия подростков.
Введение………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков…………………………………………………………….
6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста………………………………………………………………
6
1.2.Проблема субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности………………………………...……
12
Выводы по 1 главе……………………………………………
22
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия подростков…………………………………………..
24
2.1. Организация исследования……………………………....
24
2.2.Результаты исследований ……………………...................
25
Выводы по 2 главе……………………………………...............
29
Заключение…………………………………………………………….
29
Библиографический список…………………………………………..
31
Приложения…………………………………………………………...
33
Оглавление | |
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретический анализ
субъективного благополучия подростков…………………………………………………… |
6 |
1.1. Психологические особенности
подросткового возраста…………………… |
6 |
1.2.Проблема субъективного
благополучия личности в целом
и подростка в частности………………… |
12 |
Выводы по 1 главе…………………………………………… |
22 |
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия подростков………………………………………….. |
24 |
2.1. Организация исследования……………… |
24 |
2.2.Результаты исследований ……………………................... |
25 |
Выводы по 2 главе……………………………………........... |
29 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Библиографический список………………………………………….. |
31 |
Приложения…………………………………………………… |
33 |
Введение
Актуальность исследования. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки.
Субъективное благополучие в свою очередь является одой из ключевых проблем психологии личности. Это обусловлено тем, что от субъективного благополучия зависит качество жизни, успешность, способность быстро и эффективно приспосабливаться к различным ситуациям, возникающим в жизни человека.
На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека и различные факторы его жизни. Немалое значение играет возрастной аспект.
Особое внимание в изучении субъективного благополучия следует уделить подростковому возрасту, как самому трудному и сложному из всех детских возрастов. В столь непростом жизненном периоде для ребенка существуют определенные составляющие, влияющие на ощущение субъективного счастья, которые имеют различия с благополучием других возрастных категорий.
Как известно данный этап жизни представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. В это время происходит развитие личности, ее второе рождение. Следует отметить, что именно подростковый период является периодом выстраивания новых отношений с окружающим миром и самим собой, и, одновременно уязвимым периодом для воздействия негативных факторов, влияющих на формирование взаимоотношения с действительностью. Подростковый возраст ещё называют возрастом повышенной эмоциональности, нередко он сопровождается депрессией и суицидальными наклонностями, причиной которых не редко становится ощущение неблагополучия.
Исследование проблемы субъективного благополучия подростков позволит определить содержание психологической помощи и психолого-педагогических мероприятий, направленных на поддержание и/или повышение уровня субъективного благополучия подростков.
Физическое и психологическое
благополучие подростков
Поэтому изучение субъективного благополучия подростков представляется важной и актуальной проблемой.
Цель исследования: изучить субъективное благополучие подростков.
Объект исследования: школьники (13-15 лет).
Предмет исследования: субъективное благополучие подростков.
Общая ггипотеза: необходимость и значимость изучения субъективного благополучия подростков.
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: МОУ СОШ 18 г. Комсомольска-на-Амуре.
Контингент: 38 подростков 7 и 8 общеобразовательных классов.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия подростков.
1.1.Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же пора, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст.
Подростковый возраст - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый срок рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время.
На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Исходя из этого, Личко А.Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний - 14-15 лет, старший - 16-17 лет [8;29].
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности [13;142].
Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к самостоятельности, риску. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, они могут не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, тревожностью, агрессивностью, раздражительностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и более того аффективным вспышкам. Бурно развиваются чувства подростков, в то же пора эмоциональные переживания их приобретают известную устойчивость.
Главной особенностью подростка
является личностная нестабильность.
Именно в это пора подросток заявляет
о себе, как о личности с большой буквы.
Противоположные черты, стремления, тенденции
сосуществуют и борются приятель с другом,
определяя противоречивость характера
и поведения. Именно это чаще всего и становится
наиболее конфликтной стороной при общении
подростков со старшим поколением и между
собой. У подростков происходит адаптация
к социально - устойчивым представлениям
о мужчине и женщине, стратегиях поведения
в обществе, со сверстниками, с родителями.
В тот самый небольшой промежуток времени
подросток должен сориентироваться в
понятиях "мужчина" и "женщина",
а так же применять к себе эти понятия,
чувствуя отличия своего теперешнего
состояния и того, кем он был/была до этого.
При взрослении ребенка происходит его
становление, подготовленность к жизни
во взрослом обществе, как равноправного
участника жизни, у подростка проявляется
потребность в познании самого себя. Ответ
на вопрос "Кто я?" часто мучает подростка.
Он проявляет интерес к самому себе, у
него формируются собственные взгляды
и суждения; появляются собственные оценки
на те или иные события и факты; он пытается
оценить свои возможности и поступки,
сопоставляя себя со сверстниками и их
действиями.
В этом возрасте происходит временное
психологическое отдаление подростка
от семьи и школы, их роль в становлении
личности подростка снижается, тогда,
как влияние сверстников усиливается,
так как общение со сверстниками выделяется
в качестве ведущей деятельности этого
периода [3;18].
Подросток испытывает особую
потребность в дружеских отношениях, где
только и возможна система реального равенства.
В то же пора у подростка наблюдается тенденция
выделиться среди окружающих, утвердить
свое "я", не быть "заурядным".
Он может верховодить сверстниками или
игрывать роль шута, лишь бы занять заметное
место [5;217].
Общение с теми, кто обладает таким же,
как у него, жизненным опытом, дает вероятность
подростку смотреть на себя по-новому.
Стремление идентифицироваться с себе
подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой
культуре потребность в друге. Сама приятельство
и служение ей становятся одной из значимых
ценностей в отрочестве. Именно через
дружбу усваиваются черты взаимодействия
людей: сотрудничество, взаимопомощь,
взаимовыручка, опасность ради другого
и т.п.
Для подростков становится важным:
умение познакомиться с понравившимся
человеком;
свободно чувствовать себя в фирмы, разделяя
нормы и интересы значимой для него группы;
ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность,
может выложить свои мысли и выложить
чувства.
Целеустремленность и настойчивость у
старшеклассников сочетаются с импульсивностью
и неустойчивостью, повышенная самоуверенность
и безапелляционность в суждениях сменяются
легкой ранимостью и неуверенностью в
себе, потребность в общении - желанием
уединиться, развязность соседствует
с застенчивостью; романтизм, мечтательность,
возвышенность чувств нередко уживаются
с сухим рационализмом и циничностью;
искренняя нежность, ласковость могут
быстро сменяться черствостью, отчужденностью,
враждебностью и более того жестокостью
[15;56].
Зачастую подросток стоит
перед выбором между официальным коллективом
и неформальной группой общения. Предпочтение
подросток отдает той среде и группе, в
которой он чувствует себя комфортно,
где относятся к нему с уважением. Это
может быть и спортивная секция, и технический
кружок, но может быть и подвал дома, где
собираются подростки, общаются, курят,
выпивают и др.
Как правило, в этом возрасте у подростков
возникают проблемы со взрослыми, в частности
с родителями. Родители продолжают смотреть
на своего ребенка как на маленького, а
он пытается выйти из этой опеки [6;180]. Поэтому
отношения со взрослыми обычно характеризуются
повышенной конфликтностью.
У ребенка этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов. Он смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать отношения с другими людьми (39). Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье по виду выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я".
К новообразованиям подросткового возраста относится чувство взрослости, которое, является важнейшей особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру. С одной стороны подросток отвергает свою принадлежность к миру детей, а с иной - у него ещё нет ощущения полной, полноценной взрослости, хотя он и стремится к признанию окружающими его взрослости. Тенденция к взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный резкий тон и т.п.) (3).
Для подросткового возраста
характерно наличие разногласий с родителями
по поводу стиля одежды, прически, ухода
из дома, свободного времени, школьных
и материальных проблем.
В современном информационном обществе
стремление подростка к статусу взрослого
- мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве
подросток приобретает не чувство взрослости,
а чувство возрастной неполноценности.
Подросток психологически попадает в
подневольность от предметного мира как
ценности человеческого бытия. Современный
подросток попадает в большей мере под
внушающее влияние побуждающей рекламы,
порабощающей вещной потребности, под
знаковое манипулирование сознанием.
Потребность в независимости
стимулирует столкновения с ожиданиями
и ограничениями взрослых. На этом фоне
возникает много конфликтных явлений.
Результат проявляется в противодействии
навязываемым мнениям, авторитетам, общественным
нормам и правилам.
Потребность в привязанности (любви) сопровождается
стремлением к независимости, что отдаляет
подростка от родительского дома, семейного
круга и ведет к некоторой изоляции, повышая
потребность в любви, привязанности, во
взаимопонимании и доверии за пределами
семейного круга [9,15].
Некоторые исследователи склонны
считать одним из новообразований подросткового
периода самооценку. Они единодушны в
описаниях особенностей самооценки детей
этого возраста, отмечая ее неустойчивость,
подверженность внешним воздействиям
в младшем подростковом возрасте и большую
устойчивость, многосторонность охвата
различных сфер жизнедеятельности в старшем
подростковом возрасте.
С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс
развития самосознания у подростков, проводит
его через ряд ступеней - от наивного неведения
в отношении себя к все более определенной
и иногда резко колеблющейся самооценке
[1;478].
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Подростки остро реагируют на критику со стороны взрослых (сверстников) - понижается самооценка более того у тех, кто ее завышает. Отсюда неврозы, асоциальные формы поведения.