Субъективное благополучие подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ психологических особенностей подросткового возраста.
Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности и подростка в частности.
Экспериментальное исследование субъективного благополучия подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков…………………………………………………………….

6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста………………………………………………………………

6
1.2.Проблема субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности………………………………...……

12
Выводы по 1 главе……………………………………………
22
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия подростков…………………………………………..

24
2.1. Организация исследования……………………………....
24
2.2.Результаты исследований ……………………...................
25
Выводы по 2 главе……………………………………...............
29
Заключение…………………………………………………………….
29
Библиографический список…………………………………………..
31
Приложения…………………………………………………………...
33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по психологии субъективное благополучие подростков.docx

— 71.92 Кб (Скачать документ)

Переходный критический  период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином "самоопределение", оно характеризуется  осознанием себя в качестве члена  общества и своего назначения в жизни. При переходе от подросткового к  раннему юношескому возрасту резко  меняется внутренняя позиция, устремленность в будущее становится основной направленностью  личности, в центре внимания интересов и планов юноши находится проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. По существу, речь идет о формировании на данном возрастном этапе наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в существовании у человека некоторого "замысла", плана жизни.

Для внутренней позиции старшего школьника характерно особое отношение  к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и прежде всего  профессиональное.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой  основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность опирается  на индивидуально психологические  особенности, систему потенциалов  личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков  чаще встречается техническая направленность, у девочек - социальная и художественная.

Кроме интересов, способностей и ценностных ориентации, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.

Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального  самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.

В условиях современного школьного  обучения, когда большинство школьников должны выбирать будущую профессию  или профиль обучения в возрасте 13-14 лет, подростки зачастую оказываются  не готовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в  профессиональном самоопределении. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1.

Подростковый возраст - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Он охватывает период от 11—12 до 15 лет. В эти годы происходит перестройка всего организма. Поэтому подростковый возраст принято называть переходным. В это время активно развиваются интеллектуальные, нравственные и физические силы. Ребенок в данном возрасте имеет противоречивые смысложизненые ориентации, восприимчив к постороннему мнению, особенно в отношении к высказываниям взрослых.

Быть “принятым” в обществе сверстников и признанным самостоятельным  и независимым среди взрослых, основные составляющие его психического благополучия.

Положительная самооценка, самоуважение является необходимым  условием нормального развития личности.

Наличие устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, более собранным.

Для старших подростков главным  фактором самоопределения является профессиональный выбор.

Субъективное  благополучие — обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности.

Ощущение субъективного  чувства счастья складывается из социального, духовного, физического, материального и психического благополучия. В свою очередь психологическое благополучие у личности состоит из двух компонентов: когнитивного и эмоционального.

Благополучие в большей  степени обусловлено самооценкой  и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма.

Изучение проблемы субъективного  благополучия необходимо для выработки путей и способов реализации личности, раскрытия потенциала современного человека, конструктивному отношению к действительности, формированию позитивного подхода к решению стоящих перед личностью задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия подростков.

2.1. Методика проведения  исследования

Исследовательская деятельность состояла из проведения двух тестов: тест “Удовлетворенность своей жизнью”, разработанный В. Коулманом и адаптированный мною для подростков (Приложение 1) и тест “ Шкала субъективного благополучия”, так же адаптированный для подросткового возраста (Приложение 2).

Назначение теста

Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия или эмоционального комфорта. Определение  субъективного благополучия включает три критериальных признака.

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как  добродетельная, «правильная» жизнь. Такие  определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек  ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного  благополучия сводится к понятию  удовлетворенности жизнью и связывается  со стандартами респондента в  отношении того, что является хорошей  жизнью.

Третье значение понятия  субъективного благополучия тесно  связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных  эмоций над отрицательными. Это определение  подчеркивает приятные эмоциональные  переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен  к ним.

 

Тест “Удовлетворенность своей жизнью” является психодиагностическим инструментом для измерения общего уровня субъективного благополучия подростка.

Для исследования данной проблемы была определена база исследования: МОУ  СОШ № 18. В проведенном исследовании приняли участие подростки в  возрасте от 13 – до 15 лет. Анкеты заполнили 38 подростков.

На заключительной стадии исследования были проанализированы, проинтерпретированы и оформлены  соответствующим образом все  собранные материалы.

2.2.Результаты  исследований

Для начала учащимся необходимо было пройти тест состоящий из 15утверждений, где необходимо было дать только положительый или отрицательный ответ на высказывание.  Анкета необходима была для выяснения удовлетворенности жизни школьников.

При проведении данного теста  у учеников вызвало затруднение  отвечать только да или нет на утверждения, при эмперической проверке  выяснилось, что некоторые подростки всё  же отвечали “не знаю”, “может быть”, “да, нет”, “иногда да, иногда нет”.

По результатам выяснилось, что лишь 11% опрошенных полностью удовлетворены своей жизнью, 73% довольны, хотя существует многое, что 
хотелось бы по возможности изменить и 16% недовольны, существует множество вещей, которые они хотели бы изменить (Рисунок 1).

Хотя в основном школьники  и удовлетворены своей жизнью, всё же тревогу вызывает тот факт, что показатель полной удовлетворенности мало того что очень мал, так ещё и ниже показателя недовольства жизнью.

Рис. 1. Тест “Удовлетворенность своей жизнью”

При проведении теста “шкала субъективного благополучия” ученикам требовалось ответить на 17 вопроссов, используя семибальную шкалу.

Тест не вызвал у учащихся каких либо затруднений.

При переводе сырых баллов в стандартные оценки, выяснилось что средний балл среди 38 подростков составил 5 – немного ниже среднего балла, однако является стандартным отклонением.

Если же говорить в частности, то средний бал (5) набрала большая часть испытуемых - 39 %, ниже среднего (3,4) -  32%, выше среднего – 28%. Данные показатели являются нормальными, низшего как и высшего баллав при исследовании результатов не наблюдалось. (Рисунок 2)

 

Рисунок 2. Шкала субъективного  благополучия

При более тщательном исследовании тестов было замечено, что некоторые подростки набравшие достаточно низкий балл в первом тесте, во втором имели достаточно высокую оценку, что говорит о противоречивости ответов на тесты. Следовательно либо ученики отвечали на вопросы не искренне либо один из тестов (или оба) вызвал/вызвали у подростков затруднение и/или непонимание.

Как уже было замечено в  результатах исследования теста  “Удовлетворенность своей жизнью” и теста “Шкала субъективного благополучия”, отвечать на первый тест ребятам было сложнее чем на второй. Это обусловлено тем, что подросткам не уверенных в своей жизни и решениях принимаемых ими легче выбирать приближенный ответ нежели конкретный.

При проведении тестов некоторые  ребята просили объяснить смысл  значения вопросов на которые им необходимо было ответить, но в общем непониманимая  в отношении тестового материала замечено не было.

Что же касается искренности  в ответах на тесты, то вероятно существует тот факт, что хотя анкета и проводилась ананимно, всё же некоторые ребята отвечали “не честно”, в силу замкнутости харрактера, либо у ребенка еще не сформировано собственное мнение.

Объектом изучения для  следующей моей работы послужат факторы субъективного благополучия подростков. Как показал теоретический анализ субъективного благополучия, социальные, духовные, физические, материальные и психические факторы жизни играют особо важную роль в ощущении личностью субъективного счастья. Данная тема требует более тщательного анализа и исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2.

Подростки, принявшие участие в исследовании имеют нормальный уровень субъективного благополучия и в основном довольны своей жизнью. Однако процент неудовлетворенных жизнью подростков немного превышает процент благополучных детей, что свидетельствует о том, необходимы психолого-педагогических мероприятий, направленные на повышение и поддержание уровня субъективного благополучия подростков, такие как беседы, тренинги, работа с психологом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Настоящая курсовая работа была посвящена изучению субъективного  благополучия подростков. Данная проблема является актуальной для современной  теории и практики.

Проведённый нами теоретический анализ по проблеме субъективного благополучия подростков, показал, что. В последние десятилетия проблема субъективного благополучия личности и в частности подростка все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия. Подросток как никто другой  в его переходном возрасте нуждается в исследовании и помощи при решении проблемы его субъективного ощущения счастья, так как благополучие является необходимым условием его нормального развития.

В ходе психологического исследования стало известно, что в целом  большая часть детей субъективно  благополучны, но процент детей неудовлетворенных своей жизнью превышает, процент полностью удовлетворенных,  данный факт подтверждает общую гипотезу.

 

 

 

 

 

Библиографческй список

  1. БиКан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 197с.
  2. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. – 489 с.
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - С.56.
  4. Солдатова Е. Л. Возрастная психология. Учебное пособие.-Челябинск.Изд. ЮУрГУ.1998. -486 с.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России. -1999 -442 с.
  6. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – С.216.
  7. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью //Общество и политика /Ред. В.Ю.Большаков. СПб., 2000, с. 476-510.
  8. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Д.: Медицина, 1985.- 523 с.
  9. Ефимова В.М., Гавриленко Ю.М. Психофизиологические особенности подростка.//Симферополь: АнтиквА, 2006. – 48 с.
  10. Крылов А.А. учебник по психологии, 2005 г.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 713с.
  12. Бахарева, Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.К. Бахарева. - Хабаровск, 2004. - 18 с.
  13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков
  14. Шкала субъективного благополучия / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.467-470.
  15. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение. 1989. С.85-150
  16. Бородкина, Е. В. Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия / Е. В. Бородкина // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 90-93.
  17. Беличева, С. А. Сложный мир подростка / С. А. Беличева. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. — 129 с
  18. Сафонова, Т.Я. Психологическое насилие в отношении детей: сущность, последствия, оказание помощи / Т.Я. Сафонова // Актуальные проблемы современного детства. - 1999. №2 - С.169-175.
  19. Куликов, Л. В. Дмитриева, М. С., Долина, М. Ю., Иванов, О. В., Розанова, М. А., Тимошенко, Т. Г. Факторы психологического благополучия личности//Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения – 97». Вып.3. Ч.1.– СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 342–350.
  20. psy.1september.ru/article.php?ID=200403103
  21. http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47424.shtml

Информация о работе Субъективное благополучие подростков