Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 07:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ психологических особенностей подросткового возраста.
Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности и подростка в частности.
Экспериментальное исследование субъективного благополучия подростков.
Введение………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков…………………………………………………………….
6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста………………………………………………………………
6
1.2.Проблема субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности………………………………...……
12
Выводы по 1 главе……………………………………………
22
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия подростков…………………………………………..
24
2.1. Организация исследования……………………………....
24
2.2.Результаты исследований ……………………...................
25
Выводы по 2 главе……………………………………...............
29
Заключение…………………………………………………………….
29
Библиографический список…………………………………………..
31
Приложения…………………………………………………………...
33
В целом подростковый срок
- срок распада психических связей [4;60].
Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет
в том, что самооценка не есть нечто данное,
изначально присущее личности. Само формирование
самооценки происходит в процессе деятельности
и межличностного взаимодействия. Социум
в значительной степени влияет на формирование
самооценки личности. Отношение человека
к самому себе является наиболее поздним
образованием в системе отношений человека
к миру (Реан А.А.,2001,с.359) [2;176].
Ведущая педагогическая мысль в работе с подростками - создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих вероятность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии [11; 40].
1.2.Проблема субъективного благополучия личности в целом и подростков в частности.
Исследования субъективного благополучия появились в западной психологии более пятидесяти лет назад (Вилсон, Diener, Oishi, Suh, Myers, Lucas, Smith). Последовательно выдвигались и проверялись различные теоретические модели субъективного благополучия (Costa and McCrae, Brickman, Coates and Janoff-Bulman). Представители одного из направлений подчёркивают важность целей и ценностей (Oishi, Diener, Suh and Lucas). Emmons установил, что люди переживают более позитивное эмоциональное состояние, когда они добиваются успеха в своих частных целях. Они переживают гораздо большую жизненную удовлетворенность, когда имеют большие и значимые цели [12;67].
В отечественной психологии
понятийный конструкт "субъективное
благополучие" концептуализирован
Р.М. Шамионовым. Им развивается оригинальный
взгляд на механизмы, детерминанты, содержательные
характеристики этого социально-
Вместе с тем, существует значительное количество исследований, посвященных анализу данного феномена. П.П. Фесенко, в частности, подчеркивает, что с понятием психологического благополучия ассоциируют целый ряд близких, но не тождественных по своему значению понятий: "психическое здоровье", "норма", "нормальная и аномальная личность", "позитивный стиль жизни", "эмоциональный комфорт", "качество жизни", "самоактуализированная личность" и др. [18;.169-175].
Чувство благополучия весьма
значимо для всего внутреннего
(субъективного) мира личности. Не случайно
понятие благополучия выступает
центральным в определении
Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности (в понимании А. Адлера).
Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека, осознание и переживание смысла своей жизни. Стержнем смысла жизни часто выступает вера: в абсолют, в себя, в успех собственного дела или «нашего дела». Приближение к тому, во что веришь, прикладываемые усилия для достижения того, что ценно, наполняют жизнь смыслом [7;469]. Во многом духовное благополучие определяет возможность свободно проявлять приверженность к своей вере.
Физическое (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, удовлетворяющий индивида физический тонус.
Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых...), стабильностью материального достатка.(470)
Психологическое благополучие (душевный комфорт) — слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. (470).
Все перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия довольно условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.
Психологическое благополучие личности. Психологическое благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно сложную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.
Когнитивный компонент психологического благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, а также информационная или сенсорная депривация. (471).
Эмоциональный компонент психологического благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью (или неуспешностью) субъекта в тех или иных сферах активности (471).
Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях.
Благополучие
создают удовлетворяющие
Главная трудность при
определении субъективного
Субъективное
благополучие — обобщенное и относительно
устойчивое переживание, имеющее особую
значимость для личности. Именно оно в
большой степени определяет характеристики
доминирующего психического состояния:
благоприятного состояния — способствующего
согласованному протеканию психических
процессов, успешному поведению, поддерживающему
психическое и физическое здоровье, или,
напротив, неблагоприятного (472).
В русском языке состояние субъективного
благополучия нередко отождествляется
со счастьем, но такое отождествление
верно лишь в известном смысле: счастьем
чаще называют сильное положительное
эмоциональное переживание, обычно вызываемое
какими-то радостными событиями; это состояние
кратковременное, преходящее — человек
не способен его испытывать постоянно.
Говоря о счастье как субъективном благополучии,
обычно подразумевают «счастливую жизнь»
— существование человека, в целом довольного
тем, кем он является, тем, что он имеет,
и тем, что с ним происходит. В этом смысле
субъективное благополучие — не кратковременное
«пиковое» переживание, а нечто, присущее
человеку на протяжении всей жизни либо,
по крайней мере, каких-то значительных
ее отрезков. [20;1].
В мировой психологии — преимущественно
английской и американской — активные
исследования этого явления ведутся уже
на протяжении четверти века. В отечественной
психологии ему до сих пор уделяется недостаточно
внимания, что следует признать серьезным
упущением, поскольку достижение субъективное
благополучие фактически является важнейшей
целью всех практических усилий психологов.
В силу этого представляется крайне важной
объективная оценка разнообразных факторов
— биологических, социальных, экономических,
психологических, влияющих на это состояние.
Учет и использование данных соответствующих
исследований открывает широкие перспективы
для позитивных изменений качества жизни
— как конкретных людей, так и общества
в целом.
На переживания благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека. Поэтому его необходимо рассматривать как интегрирующее ряд ощущений и переживаний.
В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) – представления о собственном благополучии (благополучности), и эмоциональный – удовлетворенность субъекта своей жизнью, чувство благополучия, доминирующий эмоциональный тон переживаний. Удовлетворенность своей жизнью является одновременно одной из основных частей эмоционального компонента настроения.
Рассмотрим в частности эмоциональное благополучие подростков.
Характерологическая особенность 10 -15 летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, "я могу одеваться так, как я хочу"). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми (Фельдштейн Д. И.) [10;76].
Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, "братств", готовность безоглядно следовать за лидером.
Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.
Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.
Если в младшем школьном возрасте самооценка неотделима от оценки окружающих, то в подростковом возрасте происходят значительные изменения: переориентация с внешних оценок на оценки самого себя. Усложняется содержание самооценка: в нее включаются нравственные проявления, отношение к окружающим, собственные возможности. Обостряются восприятие внешних оценок и самовосприятие, оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка. В юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой. С возрастом, познавая себя, человек, как в зеркало, всматривается в другого человека. Обращение к другим людям, сравнение себя с ними является необходимой общей предпосылкой познания самого себя. Таким образом, происходит своеобразный перенос различных свойств личности, подмеченных у другого, на самого себя.
Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямства.
Тенденции в развитии характерологических особенностей заключаются в том, что от 12 к 17 годам заметно увеличиваются показатели общительности, легкости в общении с людьми, доминантности, настойчивости, соревновательности, в то же время отмечается тенденция к снижению импульсивности, возбудимости. В этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера (76). Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения. Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста не являются всеобщим свойством юности.
Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей "ненасыщаемостью"; чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми, например, являются познавательные интересы, эстетические и пр. Удовлетворение таких интересов связано с постановкой все новых целей. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.