Субъективное благополучие подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ психологических особенностей подросткового возраста.
Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности и подростка в частности.
Экспериментальное исследование субъективного благополучия подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков…………………………………………………………….

6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста………………………………………………………………

6
1.2.Проблема субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности………………………………...……

12
Выводы по 1 главе……………………………………………
22
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия подростков…………………………………………..

24
2.1. Организация исследования……………………………....
24
2.2.Результаты исследований ……………………...................
25
Выводы по 2 главе……………………………………...............
29
Заключение…………………………………………………………….
29
Библиографический список…………………………………………..
31
Приложения…………………………………………………………...
33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по психологии субъективное благополучие подростков.docx

— 71.92 Кб (Скачать документ)

В целом подростковый срок - срок распада психических связей [4;60]. 
Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру (Реан А.А.,2001,с.359) [2;176].

Ведущая педагогическая мысль в работе с подростками - создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих вероятность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии [11; 40].

1.2.Проблема субъективного  благополучия личности в целом  и подростков в частности.

Исследования субъективного  благополучия появились в западной психологии более пятидесяти лет  назад (Вилсон, Diener, Oishi, Suh, Myers, Lucas, Smith). Последовательно выдвигались и проверялись различные теоретические модели субъективного благополучия (Costa and McCrae, Brickman, Coates and Janoff-Bulman). Представители одного из направлений подчёркивают важность целей и ценностей (Oishi, Diener, Suh and Lucas). Emmons установил, что люди переживают более позитивное эмоциональное состояние, когда они добиваются успеха в своих частных целях. Они переживают гораздо большую жизненную удовлетворенность, когда имеют большие и значимые цели [12;67].

В отечественной психологии понятийный конструкт "субъективное благополучие" концептуализирован Р.М. Шамионовым. Им развивается оригинальный взгляд на механизмы, детерминанты, содержательные характеристики этого социально-психологического явления. Ученый исходит из базовой  категории социально-психологических  отношений и социально-когнитивной  парадигмы в психологии. Субъективное благополучие личности им понимается как интегральное социально-психологическое  образование, являющееся своеобразным индикатором внутренней экологии личности.

Вместе с тем, существует значительное количество исследований, посвященных анализу данного  феномена. П.П. Фесенко, в частности, подчеркивает, что с понятием психологического благополучия ассоциируют целый  ряд близких, но не тождественных  по своему значению понятий: "психическое  здоровье", "норма", "нормальная и аномальная личность", "позитивный стиль жизни", "эмоциональный  комфорт", "качество жизни", "самоактуализированная  личность" и др. [18;.169-175].

Чувство  благополучия весьма значимо для всего внутреннего (субъективного) мира личности. Не случайно понятие благополучия выступает  центральным в определении здоровья, данным ВОЗ. Благополучие в большей  степени обусловлено самооценкой  и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией  физических, духовных и социальных потенций человека

Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности (в понимании А. Адлера).

Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности  приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека, осознание и переживание смысла своей жизни. Стержнем смысла жизни часто выступает вера: в абсолют, в себя, в успех собственного дела или «нашего дела». Приближение к тому, во что веришь, прикладываемые усилия для достижения того, что ценно, наполняют жизнь смыслом [7;469]. Во многом духовное благополучие определяет возможность свободно проявлять приверженность к своей вере.

Физическое (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное  благополучие — удовлетворенность  материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых...), стабильностью материального достатка.(470)

Психологическое благополучие (душевный комфорт) —  слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. (470).

Все перечисленные  составляющие тесно взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия довольно условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

Психологическое благополучие личности. Психологическое  благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно сложную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.

Когнитивный компонент  психологического благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, а также информационная или сенсорная депривация. (471).

Эмоциональный компонент  психологического благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью (или неуспешностью) субъекта в тех или иных сферах активности (471).

Благополучие  зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях.

Благополучие  создают удовлетворяющие межличностные  отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Главная трудность при  определении субъективного благополучия заключается в том, что существует множество теорий, каждая из которых рассматривает лишь отдельные его аспекты, комплексной теории, рассматривающей субъективное благополучие с различных сторон в психологии не существует. Это связано с тем, что для каждого человека существует свое мнение о том, что такое субъективное благополучие и какие факторы его определяют.

Субъективное  благополучие — обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния: благоприятного состояния — способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению, поддерживающему психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного (472). 
В русском языке состояние субъективного благополучия нередко отождествляется со счастьем, но такое отождествление верно лишь в известном смысле: счастьем чаще называют сильное положительное эмоциональное переживание, обычно вызываемое какими-то радостными событиями; это состояние кратковременное, преходящее — человек не способен его испытывать постоянно. 
Говоря о счастье как субъективном благополучии, обычно подразумевают «счастливую жизнь» — существование человека, в целом довольного тем, кем он является, тем, что он имеет, и тем, что с ним происходит. В этом смысле субъективное благополучие — не кратковременное «пиковое» переживание, а нечто, присущее человеку на протяжении всей жизни либо, по крайней мере, каких-то значительных ее отрезков. [20;1]. 
В мировой психологии — преимущественно английской и американской — активные исследования этого явления ведутся уже на протяжении четверти века. В отечественной психологии ему до сих пор уделяется недостаточно внимания, что следует признать серьезным упущением, поскольку достижение субъективное благополучие фактически является важнейшей целью всех практических усилий психологов. В силу этого представляется крайне важной объективная оценка разнообразных факторов — биологических, социальных, экономических, психологических, влияющих на это состояние. Учет и использование данных соответствующих исследований открывает широкие перспективы для позитивных изменений качества жизни — как конкретных людей, так и общества в целом.

На переживания благополучия (или неблагополучия) влияют различные  стороны бытия человека. Поэтому  его необходимо рассматривать как  интегрирующее ряд ощущений и  переживаний.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) – представления о собственном  благополучии (благополучности), и эмоциональный  – удовлетворенность субъекта своей  жизнью, чувство благополучия, доминирующий эмоциональный тон переживаний. Удовлетворенность своей жизнью является одновременно одной из основных частей эмоционального компонента настроения.

Рассмотрим в частности  эмоциональное благополучие подростков.

Характерологическая особенность 10 -15 летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, "я могу одеваться так, как я хочу"). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми (Фельдштейн Д. И.) [10;76].

Переоценкой своих возросших  возможностей определяется стремление подростков к известной независимости  и самостоятельности, болезненное  самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить  их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами  частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение  со сверстниками часто проявляется  в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное  благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего  отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает  склонность к образованию группировок, "братств", готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются  нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки  начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка  является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется  под влиянием оценок других людей, сравнения  себя с другими, важнейшую роль в  ее формировании играет успешность деятельности.

Если в младшем школьном возрасте самооценка неотделима от оценки окружающих, то в подростковом возрасте происходят значительные изменения: переориентация с внешних оценок на оценки самого себя. Усложняется содержание самооценка: в нее включаются нравственные проявления, отношение к окружающим, собственные возможности. Обостряются восприятие внешних оценок и самовосприятие, оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка. В юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой. С возрастом, познавая себя, человек, как в зеркало, всматривается в другого человека. Обращение к другим людям, сравнение себя с ними является необходимой общей предпосылкой познания самого себя. Таким образом, происходит своеобразный перенос различных свойств личности, подмеченных у другого, на самого себя.

Как показали многочисленные исследования, наличие положительной  самооценки, самоуважение является необходимым  условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного  к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой  подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямства.

Тенденции в развитии характерологических  особенностей заключаются в том, что от 12 к 17 годам заметно увеличиваются  показатели общительности, легкости в  общении с людьми, доминантности, настойчивости, соревновательности, в  то же время отмечается тенденция  к снижению импульсивности, возбудимости. В этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера (76). Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения. Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста не являются всеобщим свойством юности.

Кризис подросткового  возраста протекает значительно  легче, если у школьника в этот период возникают относительные  постоянные личностные интересы или  какие либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие  от эпизодических характеризуются  своей "ненасыщаемостью"; чем больше они удовлетворяются, тем более  устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми, например, являются познавательные интересы, эстетические и пр. Удовлетворение таких интересов связано с  постановкой все новых целей. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его  целеустремленным, внутренне более  собранным и организованным.

Информация о работе Субъективное благополучие подростков