Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить психологические аспекты любознательности и возможности ее развития у дошкольников 5-7 лет.
Задачи исследования:
1) выявить психологическую сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения;
2) определить специфику развития любознательности дошкольников;
3) охарактеризовать особенности изучения любознательности дошкольников 5-7 лет;
4) предложить педагогические методы развития любознательности детей 5-7 лет.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы любознательности дошкольников…………………………………………………………………....6
Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения …….…………………………………………………………….6
Специфика развития любознательности дошкольников.………………13
Глава 2. Изучение особенностей проявления и возможностей развития любознательности дошкольников 5 – 7 лет……………………………………19
2.1. Особенности и методики изучения любознательности дошкольников 5-7 лет………………………………………………………………………………19
2.2. Методы развития любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп детского сада………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение ……………………………………………………………………...44
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические аспекты проблемы
любознательности дошкольников………………………………………………
Глава 2. Изучение особенностей проявления и возможностей развития любознательности дошкольников 5 – 7 лет……………………………………19
2.1. Особенности и методики
изучения любознательности дошкольников
5-7 лет………………………………………………………………………
2.2. Методы развития любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп детского сада………………………………………...24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение …………………………………………………
Введение
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. С познавательным мотивом напрямую связан феномен любознательности.
На сущность любознательности имеются различные взгляды: ее рассматривают то как особую форму познавательной активности (Абдуллаев А.А., Беляев М.Ф., Добрынин Н.Ф., Рубинштейн С.Л.), то как ступень формирования познавательных интересов (Морозов М.Ф., Подберезин И.М., И.И. Цветков и др.), то как интегральное качество личности (Лобова Н.Т.).
По мнению многих психологов, любознательность, как общая недифференцированная познавательная направленность личности ребенка, может являться основой возникновения устойчивого познавательною интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность; временная периодическая, но систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности; любознательность позволяем ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности, на основе ее формируется дифференцированный интерес.
Не менее существенной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной деятельности психологов и педагогов дошкольных учреждений по развитию любознательности дошкольников.
В данной работе произведен анализ особенностей любознательности и возможностей ее развития у дошкольников 5-7 лет.
Цель исследования: выявить психологические аспекты любознательности и возможности ее развития у дошкольников 5-7 лет.
Объект исследования: любознательность как психологическое качество личности.
Предмет исследования: психологические аспекты любознательности дошкольников 5-7 лет.
Задачи исследования:
1) выявить психологическую сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения;
2) определить специфику развития любознательности дошкольников;
3) охарактеризовать особенности изучения любознательности дошкольников 5-7 лет;
4) предложить педагогические методы развития любознательности детей 5-7 лет.
Для проведения нашего исследования мы использовали следующий метод: теоретический анализ психологической и педагогической литературы.
Методологической основой работы являлись основные теоретические данные, полученные Абдуллаевым А.К., Гульянц Э.К., Морозовой Н.Г. и других о том, что критериями уровня развития любознательности и форм ее проявления являются, во-первых, детские вопросы; они свидетельствуют о диапазоне и аспектах любознательности детей, о стремлении глубже познать предметы окружающего мира и уловить хотя бы элементарную зависимость между ними; во-вторых – стремление длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; в-третьих, – эмоционально-познавательная активность детей выявляется в беседах детей, в обсуждении виденного и наблюдаемого.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов и предложенных материалов для оптимизации развивающей работы со старшими дошкольниками в детских дошкольных учреждениях.
Знания особенностей любознательности старших дошкольников и возможностей ее развития будут, несомненно, полезны, как педагогам, так и родителям, а также студентам педагогических институтов.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (57 наименований). Результаты исследования представлены в 3 таблицах. Общий объем работы 47 страниц.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы любознательности дошкольников.
Проблема любознательности является традиционной в психолого-педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Различные авторы в зависимости от исходных методологических позиций и целей по-разному толковали ее сущность. Среди многообразия взглядов на природу любознательности можно выделить несколько направлений.
Так, наиболее часто любознательность интерпретируется как познавательная потребность и познавательный интерес. С.Л. Рубинштейн рассматривал любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком [47; с. 246]. В.С. Юркевич отмечает, что «...любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета» [55; с. 11].
По мнению Н.Г. Морозовой, любознательность выступает своеобразным диффузным познавательным интересом. По Л.Н. Проколиенко, любознательность является как причиной возникновения интереса, так и формой его существования. Л.И. Котлярова считает любознательность своеобразным показателем познавательных запросов и интересов учащихся. [40; с. 9].
И.Д. Зверев и Е.М. Гвоздырева определяют любознательность в качестве низшей ступени в развитии познавательного интереса. Аналогичное мнение высказывает Н.Ф. Добрынин. Он описывает различные формы интереса, среди которых любознательность является низшей стадией, направленной преимущественно на внешние моменты предмета, который привлекает ребенка своей новизной и неожиданностью. [40; с. 11]
В целом, для этих исследований характерно рассмотрение любознательности как недифференцированной, аморфной основы познавательного интереса, предпосылки его развития.
Ряд исследователей рассматривают любознательность в рамках познавательной мотивации. Д.Е. Берлайн определяет любознательность как условие мотивации, стремление к выполнению познавательных действий для получения необходимой информации. Любознательность у него выступает в качестве перцептивной (ориентировочно - исследовательской) и познавательной, реализующейся в поиске знаний [7, с. 54]. У В.Л. Поплужного любознательность является мотивом познания, так как она часто служит побудителем активного мыслительного процесса [42; с. 24].
Другие исследователи относят любознательность к интеллектуальному чувству. «Сложным чувством любви к знаниям» называет любознательность Л.И. Аржанова, считая, что возникает оно в процессе умственной работы, проявляется же в склонности приобретать все новые и новые знания [42; с. 15]. Следующая группа авторов рассматривает любознательность в широком смысле, не относя ее к какому-то конкретному психологическому явлению. Л.М. Зюбин интерпретирует любознательность как общую недифференцированную познавательную направленность личности ребенка [42; с. 16].
Н.С. Шумакова проводит параллель между
любознательностью и
Следует отметить еще одно направление в понимании любознательности как черты характера или свойства личности. Такой взгляд на любознательность можно найти в работах Б.Г. Ананьева, В.Л. Поплужного, А.Н. Низовой, А.П. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, В.А. Абраменко, В.А. Сухомлинского, Н.А. Погореловой и др.
Б.Г. Ананьев выделяет любознательность как черту характера, имеющую интеллектуально - эмоционально - волевой состав. [3, с. 13].
А.М. Низова не дает строгого определения любознательности, но считает ее важным качеством, характеризующим творческую личность. Такую личность интересуют не только факты, но и их достоверность, происхождение и возможность их использования [52; с. 68].
В.И. Абраменко в исследовании особенностей
интеллектуальных качеств в структуре
характера рассматривает
Н.А. Погорелова рассматривает любознательность как черту личности, выделяя в структуре любознательности три компонента: знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. Знания в структуре любознательности выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности. Они неразрывно связаны с другими компонентами любознательности: процесс познания сопровождается определенными эмоциями человека, интеллектуальными чувствами. Чувства формируются в процессе деятельности, влияя в то же время на характер ее протекания.
Некоторые авторы интерпретируют любознательность с двух сторон: и как свойство личности, и как мотив деятельности. Н.И. Рейнвальд считает, что любознательность можно рассматривать и как свойство личности, и как мотив деятельности, полагая, что это две стороны одного и того же явления [37; с. 5].
Следующая группа ученых рассматривает любознательность как системное качество личности.
А.М. Матюшкин, характеризуя внешние проявления творческого развития, говорит о том, что они выражаются прежде всего в детстве, как быстрое развитие (речи и мышления), как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как любознательность ребенка, как его исследовательская активность. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью (диапазоном) широты и устойчивости. Она проявляется у одаренного ребенка как очень широкая любознательность ко всему новому [32; с. 6].
Н.Т. Лобова рассматривает любознательность как интегральное свойство личности, включающее ряд более простых интеллектуальных, а также эмоциональных и волевых свойств [27; с. 67]. По мнению автора, любознательность означает готовность субъекта к активной познавательной деятельности, в которой и проявляется. Побуждающую роль при этом выполняет познавательная потребность (познавательный интерес). Исходя из этого, Н.Т. Лобова выделяет в структуре любознательности три компонента: мотивационный, операционально-результативный и рефлексивно-оценочный. Мотивационный компонент любознательности человека заключается в особенностях его познавательной потребности, познавательных интересов. Операционально-результативный компонент выявляет способы интеллектуальной деятельности, умственные действия, которыми владеет субъект и без которых не может быть выполнен и завершен целостный акт познавательной деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент любознательности заключается в способности субъекта к оценке умственной деятельности. Кроме этого, автор отмечает, что выполнение интеллектуального действия сопровождается эмоциональным переживанием и волевым напряжением.
В целом любознательность трактуется автором, как интегральное свойство личности, которое проявляется в стремлении к самостоятельному познавательному поиску, к усвоению и преобразованию информации.
Системный подход был обоснован в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Н.И. Рейнвальд, А.М. Матюшкина, Д.И. Фельдштейна, А.И. Крупнова и др.
С позиций комплексного подхода как системного свойства личности, становится возможным показать возрастную специфику ее проявления, рассмотреть особенности взаимодействия характеристик и признаков любознательных действий.
Любознательность в рамках данного подхода - система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений индивида к освоению новой информации.
Информация о работе Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения