Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить психологические аспекты любознательности и возможности ее развития у дошкольников 5-7 лет.
Задачи исследования:
1) выявить психологическую сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения;
2) определить специфику развития любознательности дошкольников;
3) охарактеризовать особенности изучения любознательности дошкольников 5-7 лет;
4) предложить педагогические методы развития любознательности детей 5-7 лет.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы любознательности дошкольников…………………………………………………………………....6
Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения …….…………………………………………………………….6
Специфика развития любознательности дошкольников.………………13
Глава 2. Изучение особенностей проявления и возможностей развития любознательности дошкольников 5 – 7 лет……………………………………19
2.1. Особенности и методики изучения любознательности дошкольников 5-7 лет………………………………………………………………………………19
2.2. Методы развития любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп детского сада………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение ……………………………………………………………………...44
При использовании в работе с дошкольниками познавательных сказок в связи с преобладанием у дошкольников конкретно образною мышления необходимо, чтобы сюжет сказки предстал перед ребенком в наглядной ситуации. Важно, чтобы при этом педагог-воспитатель стремился навести детей на путь самостоятельного поиска решения возникшего вопроса.
Необходимо
использовать познавательные
Заключение
Проблема развития любознательности
детей, позволяющая по- иному увидеть специфику
педагогической работы c детьми дошкольного
возраста, по значимости и актуальности
на сегодняшний день не имеет
аналогов, так как она напрямую связана
с гуманизацией педагогического процесса,
задает перспективы дальнейшего развития
личности ребенка, его успешности.
На сущность любознательности имеются различные взгляды: ее рассматривают то как особую форму познавательной активности, то как ступень формирования познавательных интересов, то как интегральное качество личности.
В целом для отечественной
Целостное исследование любознательности как свойства личности становится возможным с позиций системного подхода к изучению личностных свойств.
Любознательность - система мотивационно-
Важной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Развитие любознательности ребенка представляет сложный и длительный процесс. Его проблемность и разноплановость не привели исследователей любознательности к какому-либо приемлемому выводу относительно природы, строения и функционирования этого психического феномена.
Любознательность и
Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность.
В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством.
В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной деятельности психологов и педагогов дошкольных учреждений по развитию любознательности дошкольников.
Критериями уровня развития любознательности и форм ее проявления являются, во-первых, детские вопросы; они свидетельствуют о диапазоне и аспектах любознательности детей, о стремлении глубже познать предметы окружающего мира и уловить хотя бы элементарную зависимость между ними; во-вторых – стремление длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; в-третьих, – эмоционально-познавательная активность детей выявляется в беседах детей, в обсуждении виденного и наблюдаемого.
С возрастом у дошкольников от старшей к подготовительной группе повышается интерес к природе и общественной жизни, а также к раскрытию сходства и различия предметов и причинной связи между ними.
При совместной активной деятельности детей со взрослыми (например, посадка, уход и наблюдение за растениями) побуждается познавательная активность дошкольников, ярче проявляется их любознательность.
В процессе труда растет познавательная активность дошкольников и интерес к простейшим закономерностям природных явлений и их использованию на практике.
Развитие любознательности находится в постоянной зависимости от развития речи и мышления детей, от овладения ими приемами познавательной деятельности. По мере развития детей в чувственном отношении, по мере осознания ими своих интеллектуальных возможностей растет и ширится их любознательность, активизируется их интерес к миру человеческих отношений.
Одними из видов деятельности, влияющей на развитие любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп, являются наблюдения с детьми в процессе эксперимента и работа с познавательными сказками.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность не только удовлетворить присущую ему любознательность и найти ответ на множество интересующих вопросов, но и находиться в ситуации, в которой рождаются такие вопросы. При этом в старшей группе целесообразно включать эксперимент в сказочную ситуацию, а в подготовительной группе это могут быть специально организованные наблюдения в процессе экспериментальных занятий.
Информация о работе Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения