Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить психологические аспекты любознательности и возможности ее развития у дошкольников 5-7 лет.
Задачи исследования:
1) выявить психологическую сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения;
2) определить специфику развития любознательности дошкольников;
3) охарактеризовать особенности изучения любознательности дошкольников 5-7 лет;
4) предложить педагогические методы развития любознательности детей 5-7 лет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы любознательности дошкольников…………………………………………………………………....6
Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения …….…………………………………………………………….6
Специфика развития любознательности дошкольников.………………13
Глава 2. Изучение особенностей проявления и возможностей развития любознательности дошкольников 5 – 7 лет……………………………………19
2.1. Особенности и методики изучения любознательности дошкольников 5-7 лет………………………………………………………………………………19
2.2. Методы развития любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп детского сада………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение ……………………………………………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

любознательность доклад.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

При использовании  в работе с дошкольниками познавательных сказок в связи с преобладанием  у дошкольников конкретно образною мышления необходимо, чтобы сюжет сказки предстал перед ребенком в наглядной ситуации. Важно, чтобы при этом педагог-воспитатель стремился навести детей на путь самостоятельного поиска решения возникшего вопроса.

 Необходимо  использовать познавательные сказки, где герой был бы наделен положительными качествами, чтобы его действия и поступки стали близкими для слушателя, вызывали бы сочувствие и стремление вместе с ним решить познавательную задачу, где познавательный вопрос прямо не ставился бы,  а естественно возникал у героя и вместе с ним у слушателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема развития любознательности детей, позволяющая по- иному увидеть специфику педагогической работы c детьми дошкольного  
возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет  
аналогов, так как она напрямую связана с гуманизацией педагогического процесса, задает перспективы дальнейшего развития личности ребенка, его успешности.

На сущность любознательности имеются  различные взгляды: ее рассматривают то как особую форму познавательной активности, то как ступень формирования познавательных интересов, то как интегральное качество личности.

В целом для отечественной психологии свойственно рассмотрение проблемы развития любознательности с позиции  общих методологических положений о социальности данного свойства, его «воспитуемости» и связи содержания и развития с социальной и педагогической средой.

Целостное исследование любознательности как свойства личности становится возможным  с позиций системного подхода  к изучению личностных свойств.

Любознательность - система мотивационно-смысловых  и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений индивида к освоению новой информации.

Важной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.

Развитие любознательности ребенка  представляет сложный и длительный процесс. Его проблемность и разноплановость  не привели исследователей любознательности к какому-либо приемлемому выводу относительно природы, строения и функционирования этого психического феномена.

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются  в его отношении к окружающему  миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные  реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность.

В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством.

В связи с  этим становится актуальным вопрос о  специально организованной деятельности психологов и педагогов дошкольных учреждений по развитию любознательности дошкольников.

Критериями  уровня развития любознательности и  форм ее проявления являются, во-первых, детские вопросы; они свидетельствуют о диапазоне и аспектах любознательности детей, о стремлении глубже познать предметы окружающего мира и уловить хотя бы элементарную зависимость между ними; во-вторых – стремление длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; в-третьих, – эмоционально-познавательная активность детей выявляется в беседах детей, в обсуждении виденного и наблюдаемого.

С возрастом у дошкольников от старшей к подготовительной группе повышается интерес к природе и общественной жизни, а также к раскрытию сходства и различия предметов и причинной связи между ними.

При совместной активной деятельности детей со взрослыми (например, посадка, уход и наблюдение за растениями) побуждается познавательная активность дошкольников, ярче проявляется их любознательность.

В процессе труда  растет познавательная активность дошкольников и интерес к простейшим закономерностям природных явлений и их использованию на практике.

Развитие любознательности находится в постоянной зависимости  от развития речи и мышления детей, от овладения ими приемами познавательной деятельности. По мере развития детей  в чувственном отношении, по мере осознания ими своих интеллектуальных возможностей растет и ширится их любознательность, активизируется их интерес к миру человеческих отношений.

Одними из видов  деятельности, влияющей на развитие любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп, являются  наблюдения с детьми в процессе эксперимента и работа с познавательными сказками.

В процессе экспериментирования  дошкольник получает возможность не только удовлетворить присущую ему  любознательность и найти ответ на множество интересующих  вопросов, но и находиться в ситуации, в которой рождаются такие вопросы. При этом в старшей группе целесообразно включать эксперимент в сказочную ситуацию, а в подготовительной группе это могут быть специально организованные наблюдения в процессе экспериментальных занятий.

 


Информация о работе Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения