Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить психологические аспекты любознательности и возможности ее развития у дошкольников 5-7 лет.
Задачи исследования:
1) выявить психологическую сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения;
2) определить специфику развития любознательности дошкольников;
3) охарактеризовать особенности изучения любознательности дошкольников 5-7 лет;
4) предложить педагогические методы развития любознательности детей 5-7 лет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы любознательности дошкольников…………………………………………………………………....6
Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения …….…………………………………………………………….6
Специфика развития любознательности дошкольников.………………13
Глава 2. Изучение особенностей проявления и возможностей развития любознательности дошкольников 5 – 7 лет……………………………………19
2.1. Особенности и методики изучения любознательности дошкольников 5-7 лет………………………………………………………………………………19
2.2. Методы развития любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп детского сада………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение ……………………………………………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

любознательность доклад.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

В отечественных исследованиях  в качестве основных компонентов  отдельных свойств личности выступают  мотивационные характеристики (внутренние побуждения и мотивы), формально-динамические (сила, устойчивость и частота проявлений данного качества), результативные (направленность личности на получение результата в определенной сфере), эмоциональные (сопровождающие деятельность переживания), когнитивные характеристики (познавательные процессы). Определенные взаимоотношения между этими компонентами свидетельствуют о целостной и системной организации базовых свойств личности.

На основе теоретических и эмпирических данных А.И. Крупнов разработал целостно-функциональный подход к изучению свойств личности. [27; с. 23]. По Крупнову, ядром любознательности является стремление личности быть любознательным.

При изучении любознательности эта  модель была реализована С.И. Кудиновым, что позволило исследователю установить структуру данного свойства, выявить полоролевые, возрастные и этнические особенности. Автор отмечает, что каждый компонент в структуре любознательности содержит по две переменные, позволяющие дать более конкретную характеристику изучаемому свойству [25; с. 64].

Психологическая структура любознательности, тем самым, может быть представлена особенностями соотношений признаков  как внутри-, так и межгруппового  характера.

Исследователи любознательности отмечают наличие различного рода препятствий, затрудняющих проявление и реализацию любознательного поведения человека. В рамках системного подхода эти трудности выступают в операциональном и эмоционально-личностном аспекте. Операциональные трудности при проявлении данного свойства свидетельствуют о недостатках познавательной сферы, неумении анализировать и обобщать полученную информацию, об ограниченности и несформированности интеллектуальных привычек и навыков.

Эмоционально-личностные трудности проявляются у человека при повышенной критичности к себе, своим личностным свойствам.

Ценность данного подхода заключается  в том, что появляется возможность  определения условий развития личностных свойств и факторов, влияющих на их проявление и реализацию.

Биологическую точку зрения на личность и любознательность, в том числе, поддерживали сторонники теории врожденной биологической сущности интереса, предлагающие рассматривать любознательность как определенную ступень в развитии интереса. Джеймс Селли, Стенли Холл считали врожденные инстинкты и потребности источником познавательной активности [15; с. 83]. Дж. Селли, Ст.Холл, рассматривая детскую любознательность, указывали, что она не что иное, как врожденное качество детей. Такой возраст наступает у ребенка, когда он начинает понимать явления окружающего мира. По мнению авторов, для этого не требуется ни воспитание, ни обучение.

Ж. Годфруа называет потребность  в познании и исследовании окружающего  мира врожденным свойством, лежащим  в основе многих свойств поведения. Эта потребность в исследовании перерастает в когнитивную потребность в информации и знаниях [15; с. 83].

И.П. Павлов определял физиологическую  природу поисковой активности, опираясь на изучение особого ориентировочно-исследовательского рефлекса, который представляет собой биологическую основу интересов человека к миру, познанию и проявляется в виде любознательности [6; с. 35].

Основываясь на учении И.П. Павлова  и др., Л.И. Божович указывает, что ориентировочно-исследовательская деятельность человека носит активный характер, в отличие от условно-рефлекторных реакций животных, что свидетельствует о немалой доли участия социального фактора в развитии поисковой инициативы [9; с. 6].

Придерживался биологической теории возникновения интереса и С.Л. Рубинштейн, связывая его с ориентировочным рефлексом, однако любознательность он называл психологическим выражением интереса, подчеркивая, тем самым, ее социальную сущность[47; с. 136].

О воспитании любознательности, как  предпосылки интереса, говорит Н.Г. Морозова, характеризуя любознательность диффузным охватом предметов и явлений. [30; с. 142].

В исследованиях Н.Ц. Купарадзе  отмечена преобладающая роль среды  в формировании любознательности. Причем не сами по себе обстоятельства и жизненные  условия накладывают значительный отпечаток на развитие личностной любознательности, а окружающие субъекта люди, их воздействие, понимание, стимулирование [25; с. 61].

Связь любознательности с интересом  и, соответственно, с ориентировочно-исследовательским  рефлексом приводит к пониманию  изучаемого свойства как более совершенного психического образования, условия и пути формирования которого, по мнению К.М. Рамоновой, зависят как от внешних объективных причин, так и от многих возрастных и индивидуальных особенностей детей [46; с. 93].

В исследовании С.И. Кудинова представлены результаты анализа структуры любознательности со стороны возрастных, полоролевых и этнонациональных аспектов [27; с. 79].

 

 

    1. Специфика развития любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп.

 

Детям пяти-шести лет любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения человека и животных в разных сферах (на земле, в воде, воздухе, под землей), о труде взрослых, о разных профессиях. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации, запомнить некоторые правила и нормы поведения в определенных обстоятельствах. Они могут воспроизвести длинные цепочки разных действий, направленных на достижение осмысленного результата.

Дети этого  возраста интересуются жизнью людей  на планете Земля, круговоротом веществ  в природе, возможностями человека. Они с удовольствием воспринимают информацию о переработке мусора, с энтузиазмом соглашаются на предложения передать другим ненужную одежду, книжки и игрушки, оказывают взрослым элементарную помощь в ведении домашнего хозяйства, занимаются благоустройством детского сада, группы, участка, становятся инициаторами поддержания своих квартир и домов в образцовом порядке. Особое значение приобретают полезные поделки из бросового материала: пустых молочных пакетов, стаканчиков из-под йогурта, лоскутков, обрезков, отходов от пиломатериалов. Дети могут понять разницу в использовании и переработке природных и синтетических материалов.

Формирование начал самосознания ребенка-дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии и культуре Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Образ «Я» складывается в процессе включения личности в разнообразные социокультурные сообщества (семья, друзья, группа сверстников, национальность, народ) и пространственно-временные ситуации (дом, двор, детский сад, город, страна, планета), связанные друг с другом. Основная цель введения данного раздела в программу - воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве.

Элементарные  представления о времени и пространстве, о принадлежности к своей семье и культуре закладываются еще в младшем дошкольном возрасте. По мере взросления ребенка окружающий его мир расширяется. К началу старшего дошкольного возраста дети уже могут ориентироваться в ближайшем по отношению к ним времени и пространстве. Они могут «размещать» одни события повседневной жизни по отношению к другим (что было до и после их рождения, прихода в детский сад, переезда в новый дом и т. п.), знают, чего ждать в ближайшее время, к чему готовиться.

В старшем дошкольном возрасте дети уже сами знают названия нескольких городов, прежде всего российских; имеют представление о некоторых  народах (русских, англичанах и т.д.), но часто не могут сказать, чем  одна народность отличается от другой; знают несколько основных праздников (Новый год, 8 Марта, Масленица, свой день рождения).

Помимо этого, дети старшего дошкольного возраста готовы знакомиться с построением  карт и календарей, узнавать о цикличности  времени и его длительности, видимом  и невидимом пространстве, его протяженности. Разного рода атласы и карты вызывают у детей в этом возрасте особый интерес: они рассматривают их, задают вопросы взрослым, где находится их дом, дача, другой город или деревня, в котором живут бабушка с дедушкой, выясняют, что находится ближе по отношению к ним, а что дальше и т. д.

Дети начинают проявлять интерес к историческим событиям и личностям, жизни людей  в разных странах, им интересно узнавать о том, какой была жизнь на Земле, когда людей еще не было, а жили только динозавры и мамонты. Они любят изображать планы городов и местностей, разыгрывать на плане или карте, в настольном театре или в играх-драматизациях исторические события; задают вопросы об изобретениях, сделанных людьми, хотят получать энциклопедическую информацию. Их начинают интересовать марки, значки, монеты, флаги и гербы своей и других стран, дети рассматривают их, выясняют, какой стране они принадлежат, как об этом можно узнать и т. п.

Развитию любознательности способствует внимательное отношение взрослых к познавательным потребностям детей, организация соответствующих им ситуаций и занятий, стимуляция познавательной активности в совместных и индивидуальных занятиях детей.

Анализ теоретических сведений позволил сделать следующие выводы об уровне и особенностях развития любознательности у детей 4-5 и 6-7 лет.

1. В развитии  любознательности детей дошкольного  возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность. Именно она стимулирует возникновение познавательной установки.

У старших дошкольников, для которых в детских садах программой предусмотрены учебные занятия, подготавливающие их к школе, эти занятия становятся еще более важным источником развития любознательности. Полученные данные обнаружили у детей этого возраста значительно большую активность познавательного отношения к предметам и явлениям окружающего мира.

2. Любознательность  дошкольников выражается, прежде  всего, в их многочисленных  вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.

Пробуждению вопросов и практической познавательной активности, а, следовательно, любознательности содействует такая форма работы с детьми, когда они становятся перед новой ситуацией или новым материалом, в котором не все объяснено педагогом, и основная активность рассчитывается на умственную деятельность ребенка, направляемую педагогом.

3. Любознательность  в дошкольном возрасте первоначально  вызывается большей частью внешними  свойствами предметов и явлении. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений.

4. Познавательная  деятельность дошкольников отличается  яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка чрезвычайно стимулируют его познавательную активность к этим воздействиям. Это особенно ярко проявляется в наблюдениях за восприятием детьми сказок.

5. Однако между  старшими и младшими дошкольниками  обнаруживаются существенные различия в особенностях любознательности. У детей 6-7 лет имеет место заметное усложнение познавательной активности; это обнаруживается в их стремлениях к установлению сходства между предметами, а также обнаружению связи между ними. У детей этого возраста намечается тенденция к выяснению сущности предметов, хотя они все еще остаются во власти чисто внешних впечатлений.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

Любознательность - система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений индивида к освоению новой информации.

В целом для отечественной психологии свойственно рассмотрение проблемы развития любознательности с позиции общих методологических положений о социальности данного свойства, его «воспитуемости» и связи содержания и развития с социальной и педагогической средой.

Целостное исследование любознательности как свойства личности становится возможным  с позиций системного подхода к изучению личностных свойств.

Развитие любознательности ребенка  представляет сложный и длительный процесс. Его проблемность и разноплановость  не привели исследователей любознательности к какому-либо приемлемому выводу относительно природы, строения и функционирования этого психического феномена.

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются  в его отношении к окружающему  миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные  реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность.

Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым.

Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.

Информация о работе Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения