Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить психологические аспекты любознательности и возможности ее развития у дошкольников 5-7 лет.
Задачи исследования:
1) выявить психологическую сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения;
2) определить специфику развития любознательности дошкольников;
3) охарактеризовать особенности изучения любознательности дошкольников 5-7 лет;
4) предложить педагогические методы развития любознательности детей 5-7 лет.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы любознательности дошкольников…………………………………………………………………....6
Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения …….…………………………………………………………….6
Специфика развития любознательности дошкольников.………………13
Глава 2. Изучение особенностей проявления и возможностей развития любознательности дошкольников 5 – 7 лет……………………………………19
2.1. Особенности и методики изучения любознательности дошкольников 5-7 лет………………………………………………………………………………19
2.2. Методы развития любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп детского сада………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение ……………………………………………………………………...44
В отечественных исследованиях в качестве основных компонентов отдельных свойств личности выступают мотивационные характеристики (внутренние побуждения и мотивы), формально-динамические (сила, устойчивость и частота проявлений данного качества), результативные (направленность личности на получение результата в определенной сфере), эмоциональные (сопровождающие деятельность переживания), когнитивные характеристики (познавательные процессы). Определенные взаимоотношения между этими компонентами свидетельствуют о целостной и системной организации базовых свойств личности.
На основе теоретических и эмпирических данных А.И. Крупнов разработал целостно-функциональный подход к изучению свойств личности. [27; с. 23]. По Крупнову, ядром любознательности является стремление личности быть любознательным.
При изучении любознательности эта модель была реализована С.И. Кудиновым, что позволило исследователю установить структуру данного свойства, выявить полоролевые, возрастные и этнические особенности. Автор отмечает, что каждый компонент в структуре любознательности содержит по две переменные, позволяющие дать более конкретную характеристику изучаемому свойству [25; с. 64].
Психологическая структура любознательности,
тем самым, может быть представлена
особенностями соотношений
Исследователи любознательности отмечают наличие различного рода препятствий, затрудняющих проявление и реализацию любознательного поведения человека. В рамках системного подхода эти трудности выступают в операциональном и эмоционально-личностном аспекте. Операциональные трудности при проявлении данного свойства свидетельствуют о недостатках познавательной сферы, неумении анализировать и обобщать полученную информацию, об ограниченности и несформированности интеллектуальных привычек и навыков.
Эмоционально-личностные трудности проявляются у человека при повышенной критичности к себе, своим личностным свойствам.
Ценность данного подхода
Биологическую точку зрения на личность и любознательность, в том числе, поддерживали сторонники теории врожденной биологической сущности интереса, предлагающие рассматривать любознательность как определенную ступень в развитии интереса. Джеймс Селли, Стенли Холл считали врожденные инстинкты и потребности источником познавательной активности [15; с. 83]. Дж. Селли, Ст.Холл, рассматривая детскую любознательность, указывали, что она не что иное, как врожденное качество детей. Такой возраст наступает у ребенка, когда он начинает понимать явления окружающего мира. По мнению авторов, для этого не требуется ни воспитание, ни обучение.
Ж. Годфруа называет потребность в познании и исследовании окружающего мира врожденным свойством, лежащим в основе многих свойств поведения. Эта потребность в исследовании перерастает в когнитивную потребность в информации и знаниях [15; с. 83].
И.П. Павлов определял физиологическую
природу поисковой активности, опираясь
на изучение особого ориентировочно-
Основываясь на учении И.П. Павлова
и др., Л.И. Божович указывает, что
ориентировочно-
Придерживался биологической теории возникновения интереса и С.Л. Рубинштейн, связывая его с ориентировочным рефлексом, однако любознательность он называл психологическим выражением интереса, подчеркивая, тем самым, ее социальную сущность[47; с. 136].
О воспитании любознательности, как предпосылки интереса, говорит Н.Г. Морозова, характеризуя любознательность диффузным охватом предметов и явлений. [30; с. 142].
В исследованиях Н.Ц. Купарадзе
отмечена преобладающая роль среды
в формировании любознательности. Причем
не сами по себе обстоятельства и жизненные
условия накладывают
Связь любознательности с интересом
и, соответственно, с ориентировочно-
В исследовании С.И. Кудинова представлены результаты анализа структуры любознательности со стороны возрастных, полоролевых и этнонациональных аспектов [27; с. 79].
Детям пяти-шести лет любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения человека и животных в разных сферах (на земле, в воде, воздухе, под землей), о труде взрослых, о разных профессиях. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации, запомнить некоторые правила и нормы поведения в определенных обстоятельствах. Они могут воспроизвести длинные цепочки разных действий, направленных на достижение осмысленного результата.
Дети этого
возраста интересуются жизнью людей
на планете Земля, круговоротом веществ
в природе, возможностями человека.
Они с удовольствием
Формирование начал самосознания ребенка-дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии и культуре Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Образ «Я» складывается в процессе включения личности в разнообразные социокультурные сообщества (семья, друзья, группа сверстников, национальность, народ) и пространственно-временные ситуации (дом, двор, детский сад, город, страна, планета), связанные друг с другом. Основная цель введения данного раздела в программу - воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве.
Элементарные представления о времени и пространстве, о принадлежности к своей семье и культуре закладываются еще в младшем дошкольном возрасте. По мере взросления ребенка окружающий его мир расширяется. К началу старшего дошкольного возраста дети уже могут ориентироваться в ближайшем по отношению к ним времени и пространстве. Они могут «размещать» одни события повседневной жизни по отношению к другим (что было до и после их рождения, прихода в детский сад, переезда в новый дом и т. п.), знают, чего ждать в ближайшее время, к чему готовиться.
В старшем дошкольном
возрасте дети уже сами знают названия
нескольких городов, прежде всего российских;
имеют представление о
Помимо этого, дети старшего дошкольного возраста готовы знакомиться с построением карт и календарей, узнавать о цикличности времени и его длительности, видимом и невидимом пространстве, его протяженности. Разного рода атласы и карты вызывают у детей в этом возрасте особый интерес: они рассматривают их, задают вопросы взрослым, где находится их дом, дача, другой город или деревня, в котором живут бабушка с дедушкой, выясняют, что находится ближе по отношению к ним, а что дальше и т. д.
Дети начинают
проявлять интерес к
Развитию любознательности способствует внимательное отношение взрослых к познавательным потребностям детей, организация соответствующих им ситуаций и занятий, стимуляция познавательной активности в совместных и индивидуальных занятиях детей.
Анализ теоретических сведений позволил сделать следующие выводы об уровне и особенностях развития любознательности у детей 4-5 и 6-7 лет.
1. В развитии
любознательности детей
У старших дошкольников, для которых в детских садах программой предусмотрены учебные занятия, подготавливающие их к школе, эти занятия становятся еще более важным источником развития любознательности. Полученные данные обнаружили у детей этого возраста значительно большую активность познавательного отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
2. Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.
Пробуждению вопросов и практической познавательной активности, а, следовательно, любознательности содействует такая форма работы с детьми, когда они становятся перед новой ситуацией или новым материалом, в котором не все объяснено педагогом, и основная активность рассчитывается на умственную деятельность ребенка, направляемую педагогом.
3. Любознательность
в дошкольном возрасте
4. Познавательная
деятельность дошкольников
5. Однако между
старшими и младшими
Итак, анализ психолого-педагогической
литературы позволяет сделать следующие вы
Любознательность - система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений индивида к освоению новой информации.
В целом для отечественной
Целостное исследование любознательности как свойства личности становится возможным с позиций системного подхода к изучению личностных свойств.
Развитие любознательности ребенка представляет сложный и длительный процесс. Его проблемность и разноплановость не привели исследователей любознательности к какому-либо приемлемому выводу относительно природы, строения и функционирования этого психического феномена.
Любознательность и
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность.
Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.
Информация о работе Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения