Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить психологические аспекты любознательности и возможности ее развития у дошкольников 5-7 лет.
Задачи исследования:
1) выявить психологическую сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения;
2) определить специфику развития любознательности дошкольников;
3) охарактеризовать особенности изучения любознательности дошкольников 5-7 лет;
4) предложить педагогические методы развития любознательности детей 5-7 лет.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы любознательности дошкольников…………………………………………………………………....6
Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения …….…………………………………………………………….6
Специфика развития любознательности дошкольников.………………13
Глава 2. Изучение особенностей проявления и возможностей развития любознательности дошкольников 5 – 7 лет……………………………………19
2.1. Особенности и методики изучения любознательности дошкольников 5-7 лет………………………………………………………………………………19
2.2. Методы развития любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп детского сада………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение ……………………………………………………………………...44
В процессе экспериментов дошкольники должны познакомиться с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом необходимо поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т.п.). При этом происходит развитие любознательности и детей (организация проблемных ситуаций; совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.), создаются условия для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями (рассказы о Земном шаре, атмосфере, знакомство с глобусом, картами, Северным и Южным полюсами, материками, океанами, морями и пр., знакомство с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле, о добыче и использовании угля и нефти, драгоценных камней и металлов и пр.). В процессе специально организованных наблюдений создаются условия для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдение за движением Солнца и Луны; рассказы о вращении планет вокруг Солнца; с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением и пр.), для развития у детей естественно-научных представлений в различных видах деятельности, в том числе в играх, на прогулках и пр.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Требования к оформлению и содержанию экспериментальной деятельности:
Материалы, находящиеся в уголке, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Оборудование:
Дополнительное оборудование:
Мы предлагаем
программу исследовательской
Пояснительная записка
Мы хотим
видеть наших воспитанников
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. С учётом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребёнка разработаны предлагаемые занятия.
Проводятся занятия 2 раза в месяц, длительность занятия 30 минут. Занятия разработаны на основе программ «Наш дом – природа», «Я и природа» под редакцией Н.А. Рыжова.
Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.
Задачи:
1.Обучать детей
исследовательской (поисковой)
2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
3.Способствовать
воспитанию самостоятельности,
Ожидаемый результат:
Календарное планирование:
Сентябрь
Диагностика уровней развития любознательности детей на основе наблюдения.
Октябрь
1.Знакомство с оборудованием для исследовательской деятельности.
Цель: Поддержать и развить интерес у ребёнка к исследованиям, открытиям.
2. Подземная кладовая «Почва»
Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми земли. Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Ноябрь
1. «Песок и глина».
Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка и глины.
Развивать умение сравнивать, делать выводы, развивать мелкую моторику.
2. «Изготовление игрушек из глины».
Цель: Создать условия для расширения представлений о свойствах песка и глины. Воспитывать эстетический вкус. Продолжать развивать пальцевую моторику.
Декабрь
1.«Знакомство с термометром»
Цель: Учить детей наблюдать за температурными изменениями. Отмечать свои наблюдения в календаре. Сравнивать, делать выводы.
2. «Измерение глубины снежного покрова»
Цель: Развивать интерес к исследовательской деятельности.
Январь
1.«Вода и её свойства»
Цель: Развивать речь детей, активизировать словарь: жидкая, прозрачная, бесцветная. Подвести к пониманию того, что вода может менять цвет.
2. «Изготовление ледяных фигурок»
Цель: Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать аккуратность в работе с водой.
Февраль
1.«Испытание магнита»
Цель: Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы которые могут стать магнетическими, используя магнит.
2. «Поможем воде стать чистой»
Цель: Развивать логическое мышление. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закрепить в речи слова: фильтр, воронка.
Март
1.«Ткань и её свойства»
Цель: Способствовать
уточнению и закреплению
2. «Свойства бумаги»
Цель: Формировать представления о свойстве бумаги, размокает в воде.
Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Апрель
1.«Приключение Буратино»
Цель: Углубить знания детей о свойствах дерева. Учить анализировать ситуации, планировать эксперимент.
2. «Свойства металла»
Цель: Расширять знания детей о металле и его свойствах. Учить сравнивать, делать выводы.
Май
1.«Волшебная бумага»
Цель: Дать представление
о свойствах копировальной
2. «Дружба красок»
Цель: Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.
Для дошкольников старшей группы целесообразно применять работу с познавательными сказками. Например, для различения тонущих и плавающих предметов, на занятии за основу берется сказка, в которой главный герой сталкивается с проблемной ситуацией – переправа через реку, озеро и т.п. Герои сказки должны быть наделены положительными качествами для того, чтобы их действия и поступки стали близкими для слушателя, вызывали бы сочувствие и стремление вместе с ним решить задачу. Познавательный вопрос прямо не ставится, он возникает естественно у героя, а вместе с тем и у слушателя, вследствие сочувствия к герою сказки пли непосредственно при встрече с противоречивыми фактами, которые вводятся в текст сказки.
В сказке имеется положительный герой, описываются события и действия и создается наглядная ситуация «озера», возле «озера» – тонущие и плавающие предметы. Детям дается возможность манипулировать с предметами, которые находятся возле «озера» без всякого предварительного указания и направления деятельности ребенка. Для направления любознательности на свойства тонущих и плавающих предметов главный персонаж стоит перед опасностью утонуть и необходимостью найти способ переплыть реку. Он просит помочь ему в этом.
Когда у героя, которому сочувствует ребенок, возникает задача переплыть реку, у ребенка появляется желание помочь ему, и в результате поисков пробуждается познавательная активность, направленная на выявление условии, при которых «герой не утонет».
Конечно, ребенок дошкольного возраста не выяснит физические законы и причины удержания на воде предметов в зависимости от веса их вещества. Но побуждение узнать и обобщить некоторые свои наблюдения, сделать вывод – пусть еще очень несовершенный, но идущий по пути познания – представляется важным для воспитания любознательности.
Мы предлагаем разработку одного занятия для дошкольников старшей группы с участием сказочного героя, столкнувшегося с проблемной ситуацией (Приложение 1).
Итак, мы считаем правомочными следующие выводы:
Критериями уровня развития любознательности и форм ее проявления являются, во-первых, детские вопросы; они свидетельствуют о диапазоне и аспектах любознательности детей, о стремлении глубже познать предметы окружающего мира и уловить хотя бы элементарную зависимость между ними; во-вторых – стремление длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; в-третьих, – эмоционально-познавательная активность детей выявляется в беседах детей, в обсуждении виденного и наблюдаемого.
С возрастом у дошкольников от старшей к подготовительной группе повышается интерес к природе и общественной жизни, а также к раскрытию сходства и различия предметов и причинной связи между ними.
При совместной активной деятельности детей со взрослыми (например, посадка, уход и наблюдение за растениями) побуждается познавательная активность дошкольников, ярче проявляется их любознательность.
В процессе труда растет познавательная активность дошкольников и интерес к простейшим закономерностям природных явлений и их использованию на практике.
Развитие любознательности находится в постоянной зависимости от развития речи и мышления детей, от овладения ими приемами познавательной деятельности. По мере развития детей в чувственном отношении, по мере осознания ими своих интеллектуальных возможностей растет и ширится их любознательность, активизируется их интерес к миру человеческих отношений.
Одними из видов деятельности, влияющей на развитие любознательности дошкольников старшей и подготовительной групп, являются наблюдения с детьми в процессе эксперимента и работа с познавательными сказками.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность не только удовлетворить присущую ему любознательность и найти ответ на множество интересующих вопросов, но и находиться в ситуации, в которой рождаются такие вопросы.
Информация о работе Сущность проблемы любознательности и основные направления ее изучения