Технология предупреждения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание

Тему конфликтов можно отнести к числу хорошо разработанных тем в социологии, но в условиях постоянно меняющегося общества эта проблема не может быть решена раз и навсегда, конфликты по-новому проявляются в жизни общества, предстают в новом качестве, требуют новых подходов к своему решению в этом и состоит актуальность выбранной темы.
Цель работы - рассмотреть принципы техники предупреждения конфликтов.

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие о конфликте
1.1 Сущность конфликта и его функции
1.2 Виды конфликтов
Глава 2 Технология предупреждения конфликтов
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Технология предупреждения конфликтов1.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Понятие о конфликте………………………………………………….. 6
1.1 Сущность  конфликта и его функции………………………………………. 6
1.2 Виды  конфликтов…………………………………………………………… 8
Глава 2 Технология предупреждения конфликтов……………………………. 10
Заключение………………………………………………………………………. 20
Глоссарий ………………………………………………………………………..  
Список использованных источников…………………………………………... 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Конфликт (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

      Конфликт это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия и т.п.  
Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы в штатное расписание вводят даже должность менеджера по отношениям с сотрудниками (менеджер-конфликтолог).

      Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (когда структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.

      Предвидение возможных вариантов развития событий  создает условия для результативного  управления ими. Прогнозирование возникновения  конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов выступают направлениями управленческой деятельности по регулированию социальных противоречий.

      Управление  конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его  возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами. Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение.

      Некомпетентное  управление конфликтами социально опасно.  
Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

      В современной литературе по конфликтам сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того какое место в теоретических построениях занимает проблема конфликта. Такое подразделение мы находим, прежде всего, у весьма авторитетного историка социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, а из ныне живущих  - Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелзер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.

      Тему  конфликтов можно отнести к числу  хорошо разработанных тем в социологии, но в условиях постоянно меняющегося общества эта проблема не может быть решена раз и навсегда, конфликты по-новому проявляются в жизни общества, предстают в новом качестве, требуют новых подходов к своему решению в этом и состоит актуальность выбранной темы. 
 

   Объект  исследования – менеджеры ООО  «Амит».

   Предмет исследования – поведение сотрудников  ООО «Амит» в конфликтной ситуации.

      Цель работы - рассмотреть принципы техники предупреждения конфликтов.

      В соответствии с поставленной целью  в работе также решаются следующие конкретные задачи:

    1. Изучить  и дать краткую характеристику конфликтов и их видов.
    1. Определить  сущность конфликта и его функции.
    1. Рассмотреть  основные технологии предупреждения конфликтов.
    1. Выработать рекомендации по управлению конфликтной ситуацией и созданию благоприятной атмосферы в коллективе организации.

      5. Выработать рекомендации по выявлению социально-психологического напряжения в коллективе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I. Понятие о конфликте 

      
    1. Сущность  конфликта и его функции
 

      Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).

      Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

      Мы  возьмем за основу следующее определение  конфликта: под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

      Необходимыми  и достаточными условиями возникновения  конфликта являются наличие у  субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов  или суждений. А также состояние  противоборства между ними.

      Если  субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их,  то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

      Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную  роль в жизни противоположных, конфликтующих  сторон, он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может  быть  сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

      Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

      Конструктивные  функции [5]:

      Конфликт  устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.

      Конфликт  позволяет более полно оценить  индивидуально-психологические особенности людей,  участвующих в нем.

      Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.

      Конфликт  служит источником развития  личности,  межличностных отношений.  

      Конфликт  может  улучшить  качество индивидуальной деятельности.

      При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. 

      Межличностные  конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению  личности.

      Деструктивные функции:

      Выраженное негативное воздействие большинства  конфликтов на  психическое  состояние участников. 

      Неблагополучно  развивающиеся конфликты могут  сопровождаться психологическим и  физическим  насилием,  травмированием оппонентов.

      Конфликт  сопровождается  стрессом. 

      Конфликт  формирует  негативный  образ  другого – «образ врага».  

      1.2. Виды конфликтов 

      Классификация конфликтов необходима для того, чтобы  понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому  требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

      В конфликте всегда принимают участие  несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация  конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом:

 

ТИП

Конфликты с участием человека зооконфликты
 
социальные
 
внутриличностные
 
интера-психические
 
зоосоциальные
 
 
В 

И 

Д

Межличностные Между «хочу» и  «хочу» Между двумя  животными
Между личностью и группой Между «могу» и  «не могу»
Между малыми социальными группами Между «хочу» и  «не могу» Между животным и группой
Между средними социальными группами Между «нужно»  и «нужно»
Между большими социальными группами Между «хочу» и  «нужно» Между группами животных
Межгосударственные Между «нужно»  и «не могу»
Межкоалиционные
 
 

      Кроме того, важнейшей особенностью конфликта  является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Согласно теории А.Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.

      В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь еще и следующий вид:

Информация о работе Технология предупреждения конфликтов