Технология предупреждения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание

Тему конфликтов можно отнести к числу хорошо разработанных тем в социологии, но в условиях постоянно меняющегося общества эта проблема не может быть решена раз и навсегда, конфликты по-новому проявляются в жизни общества, предстают в новом качестве, требуют новых подходов к своему решению в этом и состоит актуальность выбранной темы.
Цель работы - рассмотреть принципы техники предупреждения конфликтов.

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие о конфликте
1.1 Сущность конфликта и его функции
1.2 Виды конфликтов
Глава 2 Технология предупреждения конфликтов
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Технология предупреждения конфликтов1.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

      3. Если есть возможность, важно  поделиться своими спорными предположениями с представителями противоположной стороны, которая и является объектом этих предположений. Необходимо установить прямую обратную связь для их проверки. Такая открытость в обсуждении помогает разрядить обстановку. Обсуждение открывает возможность принесения извинений, объяснений, восстановления взаимоотношений и достижения изменений к лучшему.

      4. Необходимо ответить на вопрос, может ли поведение или отношение  другой стороны к вам быть  основанным на ложных предположениях  в отношении того, что вы думаете, на что надеетесь, что сделали или будете делать. Не сделали ли вы или не сказали ли чего-либо такого, что могло повлечь за собой подозрения, недоверие или непонимание.

      5. Необходимо дать понять другой  стороне (ссылаясь на факты), что, по-вашему мнению, имеется некоторое непонимание, способствующее конфликту, которое вам бы хотелось устранить. Затем, необходимо описать, в чем, с вашей точки зрения, может состоять причина предконфликтной ситуации или причина неверного предположения и предоставить другой стороне возможность действовать. Важно быть готовым к объяснению, прояснению или извинению, и демонстрировать свою готовность принять объяснения и извинения другой стороны. В такой ситуации очень важно предоставить другой стороне возможность реабилитировать себя и выйти из затруднения, если в основе конфликта лежит ее неправильное суждение. Ваша цель состоит только в том, чтобы другая сторона отказалась от своего неправильного предположения, а вовсе не в том, чтобы доказывать эту неправильность. Если ваши противники поймут, что вы пытаетесь доказать их ошибку, то они могут ухватиться за свое ложное предположение как за способ выглядеть лучше в сложившейся ситуации.

      Таким образом, наилучшим способом предотвратить  конфликт является открытое обсуждение основополагающих предположений обеих сторон; определение, что в них верно, а что – нет; смягчение всех утверждений или действий, сделанных, исходя из ложных предположений. Иначе говоря, открытое обсуждение предположений, осуществленных действий, испытываемых чувств противоборствующих сторон – первый необходимый шаг на пути предупреждения и разрешения конфликтов.

      Предложенная  Дж. Скотт стратегия предупреждения конфликтов (как и любая другая стратегия) может быть эффективной  только при условии ее психологически грамотной реализации. В психологии разработаны технологии, позволяющие организовывать процесс общения, создавая ситуации равенства субъектов взаимодействия. Речь идет о технологиях активного (или рефлексивного) слушания и о технологиях выражения собственных чувств собеседниками. Практика показывает, что применение именно этих технологий способствует предупреждению самых разнообразных конфликтных ситуаций, так как является основным средством, устанавливающим равноправные позиции субъектов общения.

      Многие  люди считают, что они умеют точно  выражать свои мысли и, кроме того, умеют слушать собеседника, хотя это не всегда соответствует реальной ситуации. Неумение правильно слушать  считается одним из основных источников конфликта. Когда человек видит, что его не слушают, у него может возникнуть целый спектр разнообразных чувств и состояний отрицательной модальности (от легкого недовольства до открытой враждебности). Отрицательные эмоции, как известно, – благотворная среда для развития конфликтных взаимоотношений. Если же показать человеку, что его действительно слушают, понимают, сочувствуют, то вероятность конфликта (при тех же самых обстоятельствах) можно свести к минимуму. Слушать – совершенно не означает соглашаться со всем, о чем говорит собеседник. Важно чтобы он почувствовал, что его услышали, поняли и приняли как равного; что слушающая сторона воспринимает сказанное без осуждения, хотя и имеет иную точку зрения по данному вопросу.

      Применяя  технологии активного слушания очень  важно следовать основным принципам слушания. Дж. Скотт разработала эти принципы.

      Ключевым  среди них является принцип –  слышать и воспринимать истинные чувства говорящего.

      Остальные принципы заключаются в следующем.

      Слушать с сочувствием. Какими бы отрицательными эмоциями вы ни были охвачены, необходимо отделить себя от них и слушать с открытым восприимчивым сознанием. Необходимо вообразить, как вы и ваши ответы воспринимаются с позиции другого человека.

      Сосредоточиться на предмете разговора. Нельзя позволять  себе уходить в сторону, отвлекаться особенностями личности говорящего. Необходимо слушать то, о чем говорит собеседник, что составляет предмет разговора. В случае, когда разговор отклоняется от темы, необходимо, задавая подходящие вопросы, вернуть его к исходному предмету.

      Относиться  к говорящему с уважением. Что  бы ни говорил вам ваш собеседник, необходимо показывать ему уважительное отношение к тому, о чем он говорит  и что чувствует. При необходимости  можно напомнить своему собеседнику  о необходимости сохранять уважение друг к другу, сказав, например: «Я вижу, что вы разгневаны, но давайте попробуем не наносить друг другу оскорблений, а попытаемся совместными усилиями найти приемлемое для обеих сторон решение».

      Слушать внимательно, не делая оценок. Это  наилучший способ дать человеку возможность высказать то, что он в действительности думает, и выговорить все те эмоции, которые могут препятствовать решению проблемы. Безоценочное поведение слушающего создает свободную непринужденную атмосферу, в которой говорящему легко делиться своими мыслями. Оно может создать мотивацию у говорящего вести себя подобным образом в процессе ваших высказываний.

      Использовать  для поддержания разговора невербальные средства. Очень важно показать человеку свою заинтересованность в том, о  чем он говорит. Показателями заинтересованного внимания и понимания является следующий комплекс невербального поведения: улыбка на лице, контакт глаз, склоненная к говорящему поза, кивание головой, поддакивание. Если отнестись к этому серьезно, то вскоре можно почувствовать искренний интерес к словам и чувствам говорящего.

      Перечисленные способы, технологии представляют важную часть психологических средств  предупреждения, преодоление и профилактики конфликтов, но, безусловно, не описывают  всего их многообразия.  
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В заключении хотелось бы сказать о  том, что существует множество различных  методик, рекомендаций по преодолению  конфликтов, по самоконтролю и самообучению поведения в конфликтных ситуациях, по бесконфликтному построению межличностного общения.

      Умение вовремя остановить конфликт, умение вовремя перевести его в нужное направление, может помочь избежать деструктивных последствий конфликта или кризиса,  извлечь из него максимум пользы. Жить  и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и в выработке решения. Методик по поведению в конфликтных ситуациях достаточно много, и каждый может выбрать для себя наиболее подходящую.

      В практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в «горячие  точки», где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.   

        Также в качестве вывода мы  можем сказать, что для нашего  общества характерно нарастание  конфликтности. Миграция русскоязычного  населения, инфляция, рост безработицы  - все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы - необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля. Конфликт - сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует - разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.

 

      

      Библиографический список использованной литературы: 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник  для вузов. М., 1999.
  2. Атватер И. Я Вас слушаю. М., 1988.
  3. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. М., 2001.
  4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
  5. Веренко И. С. Конфликтология. – М., 1990.
  6. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  7. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М., 2001.
  8. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов М., 1993.
  9. Дружинин В. В., Канторов Д.С., Канторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М., 1989.
  10. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М., 1994.
  11. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. М., 1992.
  12. Кравченко А.И. Социология. – М., 2001.
  13. Лавриненко В. Н. Социология. – М., 1998.
  14. Надимова А.К. Социальные конфликты на производстве. /Общество в разных   изменениях.- М., 1990.
  15. Немов Р.С. Психология.-Т.2. - М., 1994.
  16. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  17. Пруйт Д., Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – М., 2000.
  18. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. – М., 1996.
  19. Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их преодоления. К., 1991.
  20. Соколов С. В. Социальная конфликтология. – М., 2001.
  21. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. - М.,   1997.
  22. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах М., 1992.

Информация о работе Технология предупреждения конфликтов