Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа
Тему конфликтов можно отнести к числу хорошо разработанных тем в социологии, но в условиях постоянно меняющегося общества эта проблема не может быть решена раз и навсегда, конфликты по-новому проявляются в жизни общества, предстают в новом качестве, требуют новых подходов к своему решению в этом и состоит актуальность выбранной темы.
Цель работы - рассмотреть принципы техники предупреждения конфликтов.
Введение
Глава 1 Понятие о конфликте
1.1 Сущность конфликта и его функции
1.2 Виды конфликтов
Глава 2 Технология предупреждения конфликтов
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Тип конфликта |
ресурсный | Статусно-ролевой | из-за идей, норм и принципов |
Объект удовлетворения потребностей | ресурсы | Статус в группе, роль в межличностных отношениях | Идея, норма, принцип |
потребности | материальные | социальные | духовные |
Существует множество классических типологий социальных конфликтов [17]. Если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).
А. Рапопорт, утверждая, что невозможно все конфликты подогнать под одну схему, выделяет три основных вида конфликта: война («схватка»), споры («дебаты») и игры.
Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.
Те
или иные типы и виды конфликтов
по-разному проявляются в
Таким
образом, мы можем сделать вывод
о том, что конфликты разнообразны
как по своей природе, так и по своим
характеристикам, но конфликт в большинстве
случаев является столкновением интересов
человека как части общества, следовательно,
в самом широком смысле любой конфликт
мы можем назвать социальным.
Глава
II. Технология предупреждения конфликтов
Разнообразие форм деятельности по предупреждению конфликтов детерминировано многообразием самих конфликтов. Наиболее эффективной формой предупреждения конфликтов считается предотвращение их причин.
Различают частичное и полное предотвращение конфликта, раннее предупреждение и упреждающее разрешение. Частичное предотвращение заключается в нивелировании действия одной из причин данного конфликта или в ограничении ее негативного влияния на сложившуюся проблемную ситуацию. Полное предотвращение предполагает нейтрализацию всех факторов, составляющих основу данного конфликта.
Технологии предупреждения конфликта – это совокупность методов, приемов и способов воздействия на предконфликтную ситуацию с целью устранения возникшего противоречия и недопущения столкновения сторон (конфликтной фазы). Предупреждение конфликтов направлено на работу с конкретными формами возникающих противоречий.
А.Г.
Большаков и М.Ю. Несмелова [3] выделяют
общесоциальный и психологический уровни
деятельности по предотвращению конфликтов.
Предотвращение конфликтов на общесоциальном
уровне предполагает выявление и устранение
крупных экономических, социальных, политических
факторов, дезорганизующих социальную
жизнь. Речь идет о перекосах в экономике,
резких различиях в уровне и качестве
жизни разных социальных групп, политической
и социальной неустроенности, неорганизованной
и малоэффективной системе управления
и т.п. Последовательное проведение социальной,
экономической, культурной политики в
интересах всех групп общества; укрепление
правопорядка и законности; повышение
культурного уровня общества – весь комплекс
перечисленных действий является универсальным
предупреждением негативных явлений.
В качестве эффективных форм предотвращения конфликтов указанные авторы выделяют – институализацию отношений и принятие нормативных механизмов.
Под институализацией отношений они рассматривают создание постоянных или временных формальных отношений, в рамках которых происходит взаимодействие сторон. Формализация отношений предполагает их структуризацию и распределение ролей, способы оценки и модели поведения, которые затрудняют конфронтацию.
Примерами
институализации отношений в
сфере бизнеса и
Принятие нормативных механизмов, которые регулируют конфликты с помощью правовых, нравственных, религиозных, политических и других норм – еще одна форма предотвращения конфликтов. Эффективность этой формы, по мнению авторов, зависит от отношения всего общества, государственных органов к существующим нормам, а также от четкого и неукоснительного следования им.
При заключении контрактов в целях предотвращения конфликтов фирмы используют нормативное регулирование, включая в договоры специальные параграфы, предусматривающие детальное поведение сторон при возникновении споров. Предварительно установленные формы поведения в конкретных условиях, помогают представителям сторон не совершать необдуманных действий, способствуя, тем самым, предотвращению конфликтной ситуации.
Психологический
уровень предотвращения конфликта
предполагает воздействие на факторы
субъективного характера (личностные
особенности поведения в
Такие известные в социальной психологии методы, как психотерапия, психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, могут выполнять не только функцию разрешения, но и функцию предупреждения конфликта, если они применяются на предконфликтной фазе. Фаза и тип конфликта являются определяющими при выборе метода, приемов и способов работы с ним.
Психотерапия.
Чаще всего психотерапевтические методы
наиболее эффективны в ситуациях
внутриличностного или
Психологическое консультирование. В настоящее время четких границ между психотерапией и консультированием практически не существует. До недавнего времени клиентами психотерапии считались пациенты с клиническими нарушениями или с глубинными малоосознаваемыми проблемами экзистенциального характера. Консультирование направлено на помощь здоровым людям, без психических отклонений. Кроме того, в процессе консультирования клиент наделяется статусом активного и ответственного за свое решение субъекта. Проблемы же, с которыми приходится работать консультанту, носят ситуационный характер. Поэтому под консультированием чаще всего рассматривают деятельность, направленную на работу с ситуационными проблемами, возникающими у здоровых людей и решаемыми на уровне сознания. И психологическое консультирование и психотерапия рассматриваются как методы оказания психологической помощи, направленные на изменение мировосприятия, мироощущения, определенных жизненных установок, позиций, поведения личности. Происходящие изменения в результате действия указанных методов помогают человеку конструктивно подойти к решению своей проблемной ситуации, по-иному взглянув на нее.
Социально-
Таким образом, повышение психологической компетентности в сфере общения и взаимодействия является основой предупреждения любого рода конфликтов.
Кроме указанных методов в психологии существует и разрабатывается огромное количество отдельных приемов и способов, направленных на недопущение и предотвращение конфликтных ситуаций. Многие зарубежные и отечественные авторы предлагают подробное их описание в различных литературных источниках. Все они связаны с улучшением процесса общения.
Основной
предпосылкой, усугубляющей предконфликтную
ситуацию с точки зрения многих психологов,
является нарушение равенства позиций
сторон. Частично это проявляется
в таких поведенческих
1. Необходимо попытаться принять точку зрения другой стороны и взглянуть на ситуацию ее глазами: что могут думать о сложившейся ситуации представители другой стороны?
2. Следует посмотреть на свое поведение с точки зрения противоположной стороны. Не сделали ли Вы чего-либо такого, что не было бы ими понято?
3. Необходимо понять, не испытывают ли представители другой стороны в настоящий момент давление каких-то обстоятельств, которые могли бы вызвать такую реакцию.
4. Важно подумать над тем, каким способом предложить представителям другой стороны обсуждение реальных причин конфликта.
5.
Обязательно
6.
Необходимо быть готовым
Такое поведение является демонстрацией вашего стремления подойти к решению возникших противоречий с позиций равенства. Первыми шагами в этом направлении являются следующие: 1) необходимо открыть друг другу свои истинные намерения и интересы; 2) важно открыть друг другу свои чувства. Последовательность указанных шагов зависит от особенностей конкретной предконфликтной ситуации. Если эмоции накалены, то лучше сначала прояснить чувства сторон по отношению к ситуации и друг к другу. В случае, когда эмоции под контролем, можно начинать с прояснения интересов сторон в отношении предмета противоречий.
Одним из эффективных способов предотвращения конфликтных ситуаций является предложенная Дж. Скотт превентивная стратегия поведения. Она заключается в определенной последовательности действий.
1.
Итак, в случае неясности и
неопределенности, сложившейся в
процессе общения двух сторон,
необходимо каждой из них
2.
Затем необходимо рассмотреть
возможность альтернативной