Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
Определение понятия темперамент и его свойств,
Рассмотрение основных теорий темперамента
Описание основных типов темперамента
Выявление особенностей проявление темперамента в деятельности руководителей
Рассмотреть особенности взаимодействия руководителя с подчиненными разных типов темперамента
Введение стр.3
Общая характеристика темперамента стр.5
Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека стр.5
Характеристика типов темперамента стр.7
Темперамент: управленческий аспект
Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа стр.14
Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов
темперамента стр.21
Заключение стр.30
Список используемой литературы стр.31
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Институт менеджмента и бизнеса
КУРСОВАЯ РАБОТА
Предигер А.О.
г.Тюмень
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Общая характеристика темперамента
Темперамент: понятие, теории, свойства,
значение в жизнедеятельности человека
Характеристика типов
Темперамент: управленческий аспект
Руководитель как носитель темперамента:
особенности проявления каждого
типа
Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов
темперамента
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что руководителям и менеджерам в своей работе приходится ежедневно общаться с людьми разного темперамента, и для достижения наибольшей эффективности работы с людьми, и, вследствие, организации в целом, важно знать и учитывать особенности деятельности, общения, взаимоотношений и поведения людей, в соответствии с их темпераментом. На основе этих знаний создавать комфортные условия и психологический климат для работы персонала, находить подходящие способы воздействия на подчиненных, клиентов и партнеров, выбирать формы общения, необходимые для того, чтобы строить взаимоотношения и избегать конфликтов.
Хотя темперамент не влияет на способности людей, руководителям все же стоит учитывать, то, что люди с определенным типом темперамента склонны к тому или иному виду работы. Эти знания помогут руководству правильно распределять сотрудников в организации и задания для них, поскольку те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха, в других – мешать, или потребуют больших усилий человека для выполнения задач. Так же учитывая свойства темперамента, можно предсказать реакцию человека в той или иной ситуации.
Объектом данного исследования выступает темперамент, предметом – темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении.
Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
Работа состоит из двух глав: первая посвящена теоретическим аспектам феномена темперамент, вторая темпераменту в управленческом аспекте.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА
1.1 Темперамент: понятие, свойства
В природе невозможно встретить двух абсолютно одинаковых людей. Нас отличает внешность, личные качества, ценности, мировоззрение, характер и, конечно же, темперамент. Темперамент относится к структуре врожденных, устойчивых черт, характеризующих индивида.
Несмотря на то, что термин «темперамент» - один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строгого определения этого понятия. В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту очень различные особенности.
Наиболее точным, и в полной степени отражающим понятие «темперамент» является последнее определение, которое и будет использоваться далее.
1. Сензитивность (или чувствительность). Она определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения у человека какой-либо психической реакции, и какова скорость возникновения этой реакции.
2. Реактивность. Это свойство характеризуется степенью (т.е. силой и энергией) реагирования человека на какое-то воздействие одинаковой величины. Например, мы по-разному реагируем на одно и тоже обидное слово или критическое замечание. Реактивность проявляется в большей или меньшей вспыльчивости.
3. Активность. О ней можно судить по тому, с какой энергией, настойчивостью человек сам воздействует на окружающую среду и преодолевает при этом внешние и внутренние препятствия на пути достижения целей. Это свойство помогает сделать профессиональную карьеру и добиться успеха.
4. Соотношение реактивности и активности. Это свойство определяет, от чего зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних причин (настроение, случайные события) или от сознательно поставленных целей, убеждений.
5. Темп реакций. Данное свойство характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, находчивость ума и т.д.).
6. Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции.
7. Пластичность и ригидность. Они проявляются в том, насколько человек легко и быстро приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно его поведение (ригидность).
8. Экстраверсия – интроверсия. Экстраверсия и противоположная ей интроверсия говорят о направленности реакций человека. У экстраверта реакции зависят от внешних впечатлений, получаемых в данный момент, для него главное «здесь и сейчас». У интроверта реакции зависят от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим, он любит погружаться в воспоминания.
На протяжении всего периода истории разные ученые и психологи находили различные подходы к объяснению такого феномена как темперамент, и только XX в., Павловым было доказано, что особенности темперамента обусловлены свойствами нервной системы и являются врожденными, поэтому на протяжении жизни человека темперамент не изменяется и служит основой развития характера. В жизнедеятельности человека он оказывает влияние на скорость реакции и восприятия, быстроту мышления, темп и ритм деятельности, силу эмоций и активность индивида.
С древних времен выделяют четыре типа темперамента.
Холерический, сангвинический, флегматичный и меланхоличный.
Рассмотрим подробно каждый тип:
Холерик: Люди холерического темперамента – активные, целеустремленные, эмоционально страстные, отличающиеся большой жизненной энергией, отважные, бескомпромиссные, импульсивные с ярко выраженными эмоциональными переживаниями, обычно экстраверты.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Рекомендации для продуктивной деятельности.
Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои эмоции, движения. Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, ему нужно осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Для укрепления тормозных процессов можно заняться, ручным трудом, рукоделием. Нужно знать, что нужно постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Его стремление быть первым можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль руководителя и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным.
Для холерика в большей степени характерна должность руководителя руководитель, так как холерику присущи энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть лидером.
Флегматик: Является сильным, уравновешенным и неподвижным типом темперамента.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Рекомендации для продуктивной деятельности:
Не бойтесь доверять работу, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных
Сангвиник: Сильный, уравновешенный, подвижный. Сангвиник жизнерадостен, в работе продуктивен (при условии множества интересных дел), энергичен и бодр, пластичен по отношению к внешней среде, благодаря подвижности нервной системы.