Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
Определение понятия темперамент и его свойств,
Рассмотрение основных теорий темперамента
Описание основных типов темперамента
Выявление особенностей проявление темперамента в деятельности руководителей
Рассмотреть особенности взаимодействия руководителя с подчиненными разных типов темперамента
Введение стр.3
Общая характеристика темперамента стр.5
Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека стр.5
Характеристика типов темперамента стр.7
Темперамент: управленческий аспект
Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа стр.14
Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов
темперамента стр.21
Заключение стр.30
Список используемой литературы стр.31
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Рекомендации для продуктивной деятельности:
Руководитель должны делать основной на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно можно перешагнуть порог очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Наиболее подходящие работы: благодаря своим организаторским способностям и умением легко налаживать контакты с людьми подходят такие профессии и специальности, как менеджер, учитель, врач, воспитатель.
Меланхолик: Человек со слабым типом нервной системы, неуравновешен, малоподвижный, его отличает высокая эмоциональная чувствительность, при слабом внешнем выражении, часто реакция не соответствует силе раздражения.
Слабые стороны:
Сильная сторона:
Рекомендации для продуктивной деятельности:
Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, треннинги, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Ему нужна помощь окружающих включиться в игру,занятие, нужно научиться знакомиться с партнерами, новыми коллегами; порепетировать фразы, с которыми он подойдет к незнакомцам. Нужно так же убедиться, что неудача не делает его хуже остальных. Девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".
Для меланхолика
важно постоянно получать
2. ТЕМПЕРАМЕНТ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1 Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа
Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результата.
Руководитель-холерик: руководители с данным типом темперамента, являются незаменимыми в организациях с авторитарной системой руководства, где необходим постоянный контроль и умение быстро реагировать и принимать решения в сложных ситуациях, поскольку данный тип темпераментах характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Врабатываемость у холерика быстрая, но ритм работы неравномерный.
Для поведения руководителя-
Холерику противопоказаны монотонные, однообразные виды работы, требующие терпения и усидчивости. В общении с подчиненными руководитель-холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценить поступки людей, служит причиной конфликтных ситуаций в коллективе. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику. Он много и быстро двигается, часто и суетливо поправляет детали своего костюма (мужчины – галстук, очки или часы, женщины – прическу и украшения). На совещании может крутить ручкой, снимать и надевать очки, болтать ногой, вынимать носовой платок и убирать, шептаться с соседом и т. д. Он с трудом переносит снижение активности, и необходимость оставаться некоторое время в покое. У таких руководителей можно наблюдать такие отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность. Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, может быть злопамятным, мстительным. Настроение неустойчиво, чувства меняются резко и неожиданно.
К примеру, чтобы произвести впечатление на руководителя – холерика необходимо говорить быстро, уверено, так как медлительность его раздражает. На такого руководителя произведет впечатление ваше упорство, полная отдача работе, поскольку почти все холерики – трудоголики.
Пример, иллюстрирующий неэффективное взаимодействие с руководителем – холериком: «Собеседование, руководитель с ярко выраженным холерическим типом темперамента (громкий голос, ему сложно усидеть на одном месте, он часто меняют позы, можно заметить неровность в настроении, импульсивен и вспыльчив) выбирает себе заместителя. В кабинет заходит потенциальный сотрудник Иван Иванович, поздоровавшись, заметно нервничая, он не глядя на работодателя садится на предложенное место. Руководитель задает вопрос: «Что Вы могли бы предложить, для того чтобы повысить конкурентоспособность нашей кампании?» Иван Иванович, неготовый к такому вопросу растерялся: «Пожалуйста, повторите вопрос еще раз». Руководитель: «Что Вы могли бы предложить, для того чтобы повысить конкурентоспособность нашей кампании?» Иван Иванович: «Я...эээ...на прошлом рабочем месте разрабатывал кое-какие программы...поэтому у меня есть опыт работы...ммм...правда сейчас, сходу, я не могу ничего предложить...». Ошибка Ивана Ивановича в том, что при общении с руководителем-холериком нужно быть уверенным в себе, быстро, громко, четко и недвусмысленно отвечать на вопросы. Руководители-холерики не переносят когда их не слушают и по нескольку раз переспрашивают. Руководители с холерическим темпераментом, как и все холерики любят инновации, поэтому, чтобы произвести хорошее впечатление, необходимо высказывать свои идеи, так Вы зарекомендуете себя как инициативного и хорошего специалиста.
Руководитель – флегматик: сильные стороны руководителя-флегматика: усидчивость, выдержка, умение долго сохранять значительное напряжение. Готовится к работе обстоятельно и тщательно, врабатывается сравнительно долго. Наиболее успешно справляется с монотонной, однообразной работой. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Как правило, доводит начатое дело до конца. Высоко продуктивен в деятельности, которая требует методичности, точности, пунктуальности. Такие руководители не подходят для организаций, где необходимо быстро приспосабливаться к изменениям, при перемене условий труд таких менеджеров или руководителей продуктивен только в том случае, если новые методы и способы деятельности основаны на хорошо проверенных, знакомых, испытанных ими решениях. Инновации применимы только тогда, когда они методично, детально, последовательно расписаны. Минус руководителя-флегматика в том, что он консервативен и не любит инновации и вносить какие-либо изменения в свою работу. Он долго усваивает новую информацию, долго думает, когда принимает решение, тщательно анализируя все «за» и «против».
Менеджеру с флегматическим
темпераментом свойственны
Как правило, руководителя с флегматичным темпераментом можно определить по мягким и неторопливые движения, негромкому голосу. Он никогда не перебивает собеседника, умеет внимательно выслушать и кивает в знак согласия. Неконфликтный, старается избегать столкновений с коллегами. Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании. Гуманный, внимательный к подчиненным. Стремится реализовать принцип справедливости.
На совещании, если руководитель-флегматик выступает с докладом или речью, говорит медленно, часто неэмоционально, с паузами. Когда выступают подчиненные, спокойно сидит и слушает, может прикрыть глаза и как бы задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостаткам. Не любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных. Отчеты просматривает от первой до последней страницы. Может проявить раздражение за плохое оформление документов, требуют аккуратности и от подчиненных.
К примеру, чтобы произвести впечатление на руководителя-флегматика, не следует суетиться, засыпать его информацией, много шутить. Лучше всего спокойно, как можно короче, логичнее и систематизирование излагать свои мысли. Такого руководителя не стоит беспокоить по незначительным вопросам, поскольку отвлекаясь, ему потом сложно возвращаться к работе.
Пример, иллюстрирующий неправильное взаимодействие с руководителем-флегматиком Анатолием Анатолиевичем. «Инициативный менеджер по персоналу Марина Сергеевна разработала новую мотивационную программу, и поспешила познакомить руководителя-флегматика со свой разработкой. «Здравствуйте, Анатолий Анатолиевич! Знаете, наша программа уже давно устарела и не мотивирую сотрудников на повышения эффективности работы... я разработала новую, посмотрите пожалуйста». Ошибкой в данной ситуации является то, что менеджер по персоналу, не учла того, что ее непосредственный руководитель флегматик и не любит без основательных изменений и нововведений. Для того, чтобы программа была принята Анатолием Анатолиевичем, Марине Сергеевне необходимо было опросить сотрудников о старой программе мотивации, спросить о пожеланиях, и вместе с программой в наглядной форме продемонстрировать результаты опроса и подробно рассказать о достоинствах свой программы, о том каковы будут затраты на ее внедрение и через какое время она себя оправдает.
Руководитель-сангвиник: этого руководителя отличает громкая, быстрая, отчетливая речь с живой мимикой, бодрость, жизнерадостность и оптимистичность. Он любит общаться с коллективом, но может быть и «толстокожим»: любит подшучивать над коллегами, не задумываясь, приятно им это или нет. Высокая общительность способствует получению самой обширной и разнообразной информации в группе, что дает возможность широкого влияния на поведение подчиненных. Быстро устанавливает социальный контакт, без затруднений находит точки соприкосновения с новыми людьми для общения; и поэтому у него широкий круг знакомств; не чувствует скованности в новой обстановке, она его только бодрит.