Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
Определение понятия темперамент и его свойств,
Рассмотрение основных теорий темперамента
Описание основных типов темперамента
Выявление особенностей проявление темперамента в деятельности руководителей
Рассмотреть особенности взаимодействия руководителя с подчиненными разных типов темперамента
Введение стр.3
Общая характеристика темперамента стр.5
Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека стр.5
Характеристика типов темперамента стр.7
Темперамент: управленческий аспект
Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа стр.14
Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов
темперамента стр.21
Заключение стр.30
Список используемой литературы стр.31
Пример, иллюстрирующий неверное поручение работы руководителем подчиненному-сангвинику: «Руководителю необходимо, чтобы кто-нибудь разобрал архивные данные за последние десять лет. Для этого задания он выбрал Людмилу Федоровну, активную, общительную, жизнерадостную женщину, по типу темперамента сангвиник. Через пару дней Людмила Федоровна стала выглядеть уставшей, угрюмой, у нее пропало желание ходить на работу». Перемена настроение Людмилы Федоровны говорит о том, что руководитель не подумал, что нельзя поручать монотонную работу сангвинику.
Пример неверной расстановки кадров руководителем: «Иван Иванович относится к людям с сангвиническим темпераментом, работает в компании третий год менеджером по маркетингу и успел зарекомендовать себя как высококвалифицированного специалиста. Он стремиться к самосовершенствованию, поэтому часто посещает различные тренинги, любит пробовать и внедрять новые технологии, благодаря стараниям и гениальным маркетинговым стратегиям Ивана Ивановича кампания стала занимать лидирующие место. Освободилось место начальника отдела маркетинга, и Иван Иванович приложил все усилия, чтобы занять данную должность. Но руководство посчитало, что Иван Иванович имеет слишком маленький опыт работы, и пусть он еще поработает в должности «рядового» менеджера по маркетингу. Через год Иван Иванович перешел в другую фирму на должность главы отдела маркетинга». Пример показывает то, что сангвиники стараются продвигаться по службе, он не любит долго находится в одной должности, особенно, если ему не светит перспектива повышения.
Подчиненный – меланхолик: эмоционален, не способен длительное время переносить нервные перегрузки, речь и движения у него медлительные, плавные. Работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе - низкая, он может быстро уставать. В работе меланхоликам необходима постоянная эмоциональная поддержка и регулярный отдых.
В коллективе меланхолики находятся часто в позиции ведомых, они избегают лишних волнений, стараются уйти от конфликтов, теряются от неожиданностей. Болезненно переживают всякие ошибки и неприятности, склонны их преувеличивать.
С подчиненными-меланхоликами нельзя говорить резко, с иронией и насмешкой, им следует оказывать особое, но ненавязчивое внимание. Полезно подчеркнуть те моменты в работе, в которых такой сотрудник был решительным, инициативным. Нежелательно поручать меланхоликам задания, выполнение которых требует частого общения с людьми. На опасных и ответственных работах использовать меланхоликов нельзя.
Такого сотрудника необходимо
хвалить в случае достижений, нежелательно
критиковать в присутствии
Можно найти конструктивное применение интуиции подчиненного-меланхолика, если приглашать его на переговоры в качестве наблюдателя, с тем чтобы потом получить от него точную психологическую характеристику оппонентов.
Мотиваторы для подчиненного-
1) Если непосредственный начальник ценит и уважает своего подчиненного-меланхолика, он никогда не уйдет в другую компанию. Такой подчиненный ждет похвалы за хорошие результаты. Итак, поддержка со стороны руководителя – важнейший мотиватор для меланхолика. Если руководитель несправедливо накричал на меланхолика, он будет долго и тяжело это переживать.
2) Позитивная атмосфера в компании и подразделении – тоже важные мотиваторы для меланхолика.
Пример, демонстрирующий неверное взаимодействие руководителя с подчиненным-меланхоликом: «Дарья Ивановна работает бухгалтером, по типу темперамента меланхолик. При начислении заработной платы сотрудникам, она допустила ошибку. При проверке ее непосредственный руководитель обнаружил ошибку и пришел в отдел сообщить о ней: «Кто в Вашем отделе так и не научился начислять заработную плату! Опять Вы, Дарья Ивановна! Нежели трудно проверить правильность начислений, прежде, чем переводить деньги сотрудникам! Нельзя же быть настолько безответственной! Немедленно все исправьте, и если, такое еще раз повториться мне придется принять серьезные меры относительно Вас!». Ошибкой руководителя в этой ситуации является то, что он зная, что Дарья Ивановна легко ранимый человек высказывал свое недовольство на повышенных тонах, иронично и в грубой форме в присутствии коллег. Он не только расстроил Дарью Ивановну, но испортил отношение с ней, так как люди с меланхолическим темпераментом тяжело переносят обиды и подолгу переживают. В данной ситуации руководителю следовала пригласить сотрудницу к себе в кабинет и сказать: «Дарья Ивановна, у Вас все в порядке? Я понимаю сейчас конец месяца и у Вас очень большая нагрузка, тем не менее, Вы всегда во время все делаете, но проверяя последние сведенья, я обнаружил, что Вами была допущена ошибка, поэтому прошу Вас исправить ее, ведь от этого зависит, как скоро наши сотрудники получат заработную плату полностью».
Пример, демонстрирующий неверное отношение к подчиненному-меланхолику: «Александр Викторович работает художником в издательстве и по темпераменту является меланхоликом, его напарник заболел. Издательство получает большое количество заказов, и руководитель всю работу поручил выполнить Александру Викторовичу до конца недели. Каждый день художник получал все новые и новые заказы. Руководитель каждый день вызывал его в свой кабинет и делал выговор, за то что работа исполняется слишком медленно. Через некоторое время он уволился». Пример показывает то, что меланхолику нельзя давать большие нагрузки. Чтобы такой сотрудник работал с максимальной эффективностью его не стоит перегружать работой и следует хвалить за достижения.
Таким образом, хорошему руководителю необходимо знать и учитывать особенности темперамента своих подчиненных. Благодаря этим знаниям организация будет рациональнее использовать потенциалы своих сотрудников и избегать межличностных конфликтов, что, в конечном счете, благоприятно отразится на конечных целях деятельности компании в целом. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Но те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха, в других при той же деятельности мешать ему, потребуют больших усилий человека для ее выполнения.
Есть профессии, предъявляющие
к определенным свойствам темперамента
очень высокие требования, например,
к выдержке, к самообладанию или
быстроте реакции. Тогда необходимым
условием успеха становится отбор людей
с тем типом темперамента, который пригоден
для данной профессии. Психологи проанализировали,
как типы темперамента проявляются в поведении
людей, в отношении к трудовой деятельности,
к другим людям и к самому себе.
Заключение
Таким образом, темперамент – это врожденные динамические свойства психики, которые зависят от типа нервной системы.
В жизни человека темперамент влияет на активность, эмоциональность, скорость реакции, в профессиональной деятельности – на успешность в той или иной деятельности, совместимость людей в работе, в управленческой на эффективность тех или иных способов воздействия руководителя на подчиненных и выстраивания отношений между ними.
Знать особенности темперамента необходимо специалиста разных профессией, например, психологам, педагогам, но наибольшую роль эти знания играют в работе руководителей, поскольку последним процессе работы приходится взаимодействовать и управлять разными людьми, координировать и контролировать их деятельность.
Несмотря на то, что люди с разными темпераментами существенно отличаются друг от друга, руководитель должен уметь определять темпераменты своих коллег и подчиненных, в первую очередь, для того чтобы знать кому какие задания лучше поручить и на какие сроки, избегать конфликтов, создавать благоприятные условия для работы. Руководителю также следует помнить, что темперамент – это устойчивое свойство человека и его не надо пытаться изменить, необходимо подбирать подходящую для темперамента работу, формируя коллектив так, чтобы большинство сотрудников подходило для данного вида деятельности.
Список используемой литературы