Темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:10, практическая работа

Описание

Сравнительный анализ темпераментов, методы традиционные воспитания, роль социальной группы в развитии личности, эффективность педагогического общения, структура психолого-педагогических способностей руководителя, эмоциональные состояния, специфика воспитания в зависимости от возраста воспитуемых, классификация социальных групп.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Дайте сравнительный анализ темперамента флегматика и сангвиника………….4
2. Опишите методы традиционные воспитания………………………………………5
3. Роль социальной группы в развитии личности…………………………………......6
4. Эффективность педагогического общения………………………………………….6
5.Структура психолого-педагогических способностей руководителя……………….7
6. Эмоциональные состояния…………………………………………………………...8
7. Специфика воспитания в зависимости от возраста воспитуемых…………………9
8. Классификация социальных групп………………………………………………....10
9. Коммуникативные свойства в деятельности руководителя………………………11
10. Психологическая характеристика управленческой деятельности………………12
11. Основные этапы развития психологии……………………………………………13
12. Соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание»…………….15
13. Характеристика свойств познавательных процессов…………………………….16
14 Основные понятия дидактики………………………………………………………17
15 Особенности поведения человека в зависимости от его характера……………...18
Заключение……………………………………………………………………………...21
Библиографический список……………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика-Темперамент.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

     Психология 

     Содержание

     Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Дайте сравнительный анализ темперамента флегматика и сангвиника………….4
  2. Опишите методы традиционные воспитания………………………………………5

     3. Роль социальной группы в развитии  личности…………………………………......6

     4. Эффективность педагогического  общения………………………………………….6

     5.Структура  психолого-педагогических способностей  руководителя……………….7

     6. Эмоциональные состояния…………………………………………………………...8

     7. Специфика воспитания в зависимости  от возраста воспитуемых…………………9

     8. Классификация социальных групп………………………………………………....10

     9. Коммуникативные свойства в деятельности  руководителя………………………11

     10. Психологическая характеристика  управленческой деятельности………………12

     11. Основные этапы развития психологии……………………………………………13

     12. Соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание»…………….15

     13. Характеристика свойств познавательных  процессов…………………………….16

     14 Основные понятия дидактики………………………………………………………17

     15 Особенности поведения человека в зависимости от его характера……………...18

     Заключение……………………………………………………………………………...21

     Библиографический список……………………………………………………………22

 

      Введение 

     Психологией называют особую действительность в  мире – психику человека, психическую  деятельность, их особенности и проявления, а также научную систему знаний о ней и ее отдельные разделы.

     В последнее время в массовом издании  появилось много различной псевдопсихологической  литературы – типа «Как стать богатым», «Как добиться успеха», «В чем секрет счастья» и т.п. В этом направлении  редко встречаются подлинно научно-популярные работы, большинство из них – не более чем житейские рассуждения, подкрепленные для научности именами видных ученых-психологов, использованием научных терминов и ссылок на серьезные психологические публикации.

     Между тем любому современному образованному специалисту в любой сфере жизни приходится сталкиваться с проблемами, требующими знания психологии и педагогики, умения решать их. В этом заключается актуальность темы работы. В работе были выбраны вопросы, вызвавшие наибольший интерес. Это вопросы об эмоциональной, познавательной сферах, по науке педагогике и др.

     Целью контрольной работы является: углубление имеющихся знаний по психологии и  дополнение теоретическими знаниями практических навыков по педагогике.

     Задачами  ставим изучение сведений:

  1. об эмоциональных состояниях;
  2. о свойствах познавательных процессов;
  3. о типах темпераментов;
  4. о влиянии характера человека на его поведение;
  5. о психологических особенностях управленческой деятельности;
  6. о психолого-педагогической деятельности и др.
  7.  
  8. Дайте сравнительный анализ темперамента флегматика и сангвиника
Черты характера      Флегматик      Сангвиник
Сензитив

ность

Низкая Незначительная
Резистент

ность

Высокая  Высокая
Пластичность Ниже, чем у  сангвиника Высокая, проявляется  в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений
Эмоцио

нальная лабиль

ность

Низкая, эмоционально индифферентен, отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью Высокая. Чаще других испытывает положительные эмоции. У него имеется некоторая склонность к неустойчивости привязанностей и интересов, могут не доводить начатое дело до конца.
Импульсив

ность

Низкая Высокая
Впечатлительность Малая Высокая
Селективность Низкая Высокая
Активность Высокая Уравновешенная
Реактивность Малая
Настроение Внешне остается спокойным при любых ситуациях. При этом тяготеет к положительным «мажорным» эмоциям, т.к. его внутренний мир сбалансирован и устойчив. Легко угадывается  по лицу, так же, как и отношение  к предмету, человеку
Работоспособность Достаточно  высокая, но медленно и с трудом переключается на новое. Высокая, активно  принимается за новое дело и может  долго работать не утомляясь, если дело ему интересно. Быстро включается в  новую работу. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками
Отношения с людьми      Интроверт      Экстраверт
Подвижность      Малая      Высокая
 

 

     
  1. Опишите методы традиционные воспитания.

     В наиболее распространенной классификации  методы разделены на три группы: 
1. методы организации деятельности (методы приучения): приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

     Приучение – побуждение воспитанников к  систематическому выполнению определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков  и привычек правильного поведения. Применяется этот метод в воспитании детей с самого раннего возраста с целью выработки привычек в определенное время укладываться спать, умываться, убирать игрушки, быть вежливым и т.д. 
2. методы формирования сознания (методы убеждения): пример, рассказ, беседа, диспут, лекция. 
Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий, этических, эстетических норм, теорий и т.п. Используется этот метод в воспитательной работе с детьми всех возрастов и может проводиться с одним воспитанником – индивидуальная, группой – групповая, всем классом – коллективная, фронтальная. Тема беседы может быть определена заранее или вызвана срочной необходимостью обсуждения поступка, события.

     3. методы стимулирования: поощрение,  наказание, соревнование. 
Поощрение – стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения. Без стимулирования поведения и деятельности воспитание невозможно вообще, т.к. в основе воспитания – формирование условных рефлексов как ответных реакций на воздействие среды. В качестве поощрений используются такие виды, как: одобрение, похвала, благодарность, поручение почетных обязанностей, награда, каждый из которых применяется в различных формах в зависимости от складывающейся ситуации. Одобрение может быть выражено взглядом, жестом, прикосновением, словом и т.д., благодарность объявляется устно и в письменной форме – благодарственным письмом, в виде приказа. В качестве основных требований к использованию поощрения в воспитании можно сформулировать следующие: поощрять следует за действительные успехи; своевременность поощрения; воспитанник должен понимать и принимать поощрение как стимулирование его дальнейшей деятельности; поощрение должно находить поддержку коллектива, ближайшего окружения; нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, особенности их положения в коллективе, специфику взаимоотношений с воспитателем; не следует часто поощрять одних и тех же.
 
 

     3. Роль социальной  группы в развитии  личности.

     Ребенок с рождения является членом какой-либо социальной группы, по мере роста и развития число этих групп увеличивается: семья, классный коллектив, друзья и мн.др.

     Проявляя  социальную активность, каждый ребенок воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

     Ничем не заменима роль коллектива в организации  трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

     Коллективная  жизнедеятельность школьников открывает  практически неограниченные возможности  для реализации физического и  художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и  художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

     Роль  группы в развитии личности состоит  и в том, что она открывает  возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

     4. Эффективность педагогического  общения.

     Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя  с учащимися на уроке и вне  его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.

     Один  из критериев продуктивного педагогического  общения – создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе.

     Бодалев А.А. выделяет следующие условия  эффективности общения:

     - общение должно осуществляться  в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника;

     - общение должно сопровождаться  воспитанием отношения к человеку  как высшей ценности;

     - должно обеспечиваться усвоение  необходимых психолого-педагогических  знаний, умений и навыков познания  других людей и обращения с ними.

     Также выделяют следующие общие черты  успешного общения с детьми, характерные  для мастеров педагогического труда:

     - личностная открытость детям,  способность дать понять ученикам, что учитель не столько учитель,  сколько человек;

     - умение организовать общение от ученика: от его мыслей, чаяний, настроения;

     - умение поставить себя на место  ребенка, познать его вообще  и в данной ситуации;

     - принятие воспитанника как полноправного  партнера по общению, как человека, равного по социально-психологическим параметрам;

     - терпение, чуткость, способность к  сопереживанию, искренняя заинтересованность  в судьбе воспитанника;

     - широта познаний, разнообразие интересов  и умение их использовать в  общении с воспитанниками;

     - умение внушить воспитаннику  сознание его значительности.

     Н.Е. Щуркова формулирует следующие  общие правила плодотворного  общения:

     - формирование чувства «Мы» с  воспитанниками;

     - установление личностного контакта  с детьми; 

     - демонстрация им собственной  расположенности;

     - показ ярких целей совместной деятельности;

     - подчеркивание положительного в  поведении и характере воспитанника;

Информация о работе Темперамент