Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:10, практическая работа
Сравнительный анализ темпераментов, методы традиционные воспитания, роль социальной группы в развитии личности, эффективность педагогического общения, структура психолого-педагогических способностей руководителя, эмоциональные состояния, специфика воспитания в зависимости от возраста воспитуемых, классификация социальных групп.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Дайте сравнительный анализ темперамента флегматика и сангвиника………….4
2. Опишите методы традиционные воспитания………………………………………5
3. Роль социальной группы в развитии личности…………………………………......6
4. Эффективность педагогического общения………………………………………….6
5.Структура психолого-педагогических способностей руководителя……………….7
6. Эмоциональные состояния…………………………………………………………...8
7. Специфика воспитания в зависимости от возраста воспитуемых…………………9
8. Классификация социальных групп………………………………………………....10
9. Коммуникативные свойства в деятельности руководителя………………………11
10. Психологическая характеристика управленческой деятельности………………12
11. Основные этапы развития психологии……………………………………………13
12. Соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание»…………….15
13. Характеристика свойств познавательных процессов…………………………….16
14 Основные понятия дидактики………………………………………………………17
15 Особенности поведения человека в зависимости от его характера……………...18
Заключение……………………………………………………………………………...21
Библиографический список……………………………………………………………22
Одно из первейших требований к качествам руководителя составляет его умение создавать коллектив. От того, каким будет созданный тем или иным руководителем коллектив, будут зависеть и успехи в его управленческой деятельности. В связи с этим к руководителю предъявляются определённые психологические требования. Руководитель должен обладать творческим мышлением, богатым, но реальным воображением. Умение руководителя определить в каждом работнике ту структуру качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет важное условие правильного подбора и расстановки кадров. Формирование коллектива связано с решением проблемы психологической совместимости. Это требует от руководителя, чтобы он знал психологические особенности работников и умел их учитывать при формировании отдельных звеньев коллектива.
Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие управленческого решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Каждому руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.
Еще одним качеством, характеризующим хорошего руководителя при изучении того или иного решения, является чувство ответственности, с которым он большое значение имеет умение руководителя советоваться. Умение руководителя советоваться в значительной степени определяет эффективность его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать мнения людей.
Оперативность принятия решения и его качество зависят от степени продуктивности умственной деятельности, умения использовать и применять имеющиеся знания и накопленный опыт. Поэтому и гибкость ума, и оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.
Не меньшее значение при подготовке принятия решения и его принятии имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.
Такова психологическая характеристика управленческой деятельности. Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в первую очередь развивать те качества, которые соответствуют предъявляемым требованиям.
11. Основные этапы развития психологии
В истории психологии различаются два больших периода:
-
первый, когда психологические знания
развивались в недрах
- второй, когда психология развивалась как самостоятельная наука. Таблица 1 Хронология этапов развития психологии
I. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ | ||||
Время | Предмет изучения | Важнейшие итоги | ||
От возникновения до середины X1X века | Душа | Формирование двух направлений - материализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Формирование учений о темпераменте и характере. Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное»; «аффект — интеллект». Указание на внутреннее чувство как способ познания души. Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования души. Отказ от души как предмета исследования и объяснительном принципе телесных и психических явлений. Введение термина «психология» | ||
Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания | Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистической психологии. Понятие о бессознательной психике. Возникновение психофизической и психофизиологической проблем. Идея рефлекса | |||
П. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ | ||||
Нач.
XIX-60-е гг.
XIX в. |
Деятельность
нервной системы и органов
чувств.
Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов. |
Формирование
естественнонаучных предпосылок психологии
как самостоятельной науки.
Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизика Формирование психометрии. Теории
локализации психических Теории
психофизиологического | ||
60-е
гг.
XIX в. - конец XIX в. |
Непосредственное
содержание опыта.
Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении |
Проникновение
экспериментальных методов в
психологию.
Формирование теоретических программ психологии: структурализм, психология акта, функционализм. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии |
12. Соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание».
Однако споры, возникающие вокруг этого вопроса, по-видимому, непродуктивны. Все дело в том, в каком контексте и смысле они используются. Часто встречающееся в литературе употребление слов "образование" и "воспитание" как обозначающих противоположные стороны педагогического процесса не является корректным. Образование как целенаправленный процесс социализации в любом случае включает в себя и воспитание. Однако направленность образования как педагогического процесса зависит от способов (механизмов) ее осуществления, а это уже прерогатива воспитания и обучения. Совокупность принципов, методов и форм обучения и воспитания определяет, будет ли образование (педагогический процесс) гуманистически или технократически направленным, демократическим или авторитарным, осуществляющим гражданские или политические цели.
Следовательно, воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).
Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования.
Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования - результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех "потребителей" продукции образовательной сферы - и государства, и общества, и каждого человека. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.
13. Характеристика свойств познавательных процессов.
Свойства восприятия:
Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне.
Свойства ощущения: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.
14. Основные понятия дидактики
Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование.
Обучение делится на преподавание и учение.
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.
Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.
Образование
- процесс становления
Знания
- информация, которая может
Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.
Умения - овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные.
Навыки - умения, доведенные до автоматизма.
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Под содержанием понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Познавательная
активность - характеристика деятельности
учащихся, заключающаяся в мобилизации
интеллектуальных, нравственных и волевых
сил для решения учебно-
15. Особенности поведения человека в зависимости от его характера