Темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:10, практическая работа

Описание

Сравнительный анализ темпераментов, методы традиционные воспитания, роль социальной группы в развитии личности, эффективность педагогического общения, структура психолого-педагогических способностей руководителя, эмоциональные состояния, специфика воспитания в зависимости от возраста воспитуемых, классификация социальных групп.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Дайте сравнительный анализ темперамента флегматика и сангвиника………….4
2. Опишите методы традиционные воспитания………………………………………5
3. Роль социальной группы в развитии личности…………………………………......6
4. Эффективность педагогического общения………………………………………….6
5.Структура психолого-педагогических способностей руководителя……………….7
6. Эмоциональные состояния…………………………………………………………...8
7. Специфика воспитания в зависимости от возраста воспитуемых…………………9
8. Классификация социальных групп………………………………………………....10
9. Коммуникативные свойства в деятельности руководителя………………………11
10. Психологическая характеристика управленческой деятельности………………12
11. Основные этапы развития психологии……………………………………………13
12. Соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание»…………….15
13. Характеристика свойств познавательных процессов…………………………….16
14 Основные понятия дидактики………………………………………………………17
15 Особенности поведения человека в зависимости от его характера……………...18
Заключение……………………………………………………………………………...21
Библиографический список……………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика-Темперамент.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

     - постоянное проявление интереса  к своим ученикам;

     - оказание и просьба помощи.

     5. Структура психолого-педагогических  способностей руководителя. 
Под педагогическими способностями в психологии принято понимать определенное сочетание свойств личности, являющееся условием достижения высоких результатов в руководстве.

     Выделяют  способности:

     - конструктивные – являющиеся  условием умения предвидеть результаты  своей деятельности, предугадать поведения людей в различных ситуациях;

     - перцептивные – заключающиеся  в адекватном восприятии и  понимании психологии людей, их  психического состояния в данный  момент;

     - коммуникативные – помогающие  установлению положительных взаимоотношений;

     - экспрессивные – способности к внешнему выражению своих мыслей, знаний, убеждений, чувств, прежде всего посредством речи, а также мимики и пантомимики;

     - организаторские.

     Психологи выделяют для успешности руководителя такие способности, как: уверенность  в возможностях подчиненных, их стимулирование, наблюдательность, справедливость, обоснованность, деловой характер предъявляемых требований, организаторские качества, умение работать с людьми, гуманистическая направленность, социальная ответственность, ум, терпимость, эмоциональная устойчивость, умение уважать подчиненных.

     6. Эмоциональные состояния

     Основные  эмоциональные состояния, которые  испытывает человек, делятся на: собственно эмоции, чувства и аффекты.

     Эмоции  есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

     Чувства же носят предметный характер, связываются  с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль.

     Аффекты - это особо выраженные эмоциональные  состояния, сопровождаемые видимыми изменениями  в поведении человека, который  их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.

     Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

     Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

     7. Специфика воспитания  в зависимости от возраста воспитуемых

     Возрастной  подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В педагогической практике он конкретизирует содержание принципа природосообразности воспитания.

     Возрастной  подход призван создавать условия  для их эффективного решения. В связи  с этим в педагогической литературе выделяется три группы воспитательных задач для каждого возраста: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

     Естественно-культурные задачи предполагают достижение определенного  уровня биологического созревания, физического и сексуального развития, имеющих некоторые регионально-культурные объективные, субъективные и нормативные различия. Возрастной подход разрабатывает оптимальные условия питания, ухода за ребенком, систему физического и сенсорно-моторного развития, мер коррекции отклонений в развитии, способы стимулирования осознания ценности здоровья, здорового образа жизни; формирует позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные каноны женственности и мужественности, адекватное восприятие человеком человеческой сексуальности (с учетом этнокультурных традиций).

     Социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), с одной стороны, предъявляются к личности различными институтами воспитания, с другой - существуют в виде определенных норм и ценностей в общественной практике. Возрастной подход в воспитании в этом случае определяет знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые для решения этих задач, фактически выполняя социальный заказ формирования гражданина, семьянина, труженика и т.д.

     Социально-психологические  задачи относятся к проблеме становления  самосознания личности, ее самоопределения  в различных сферах государственной, общественной и семейной жизни. Помощь личности в решении этих задач  может быть оказана через воспитательное развитие у нее рефлексии и саморегуляции, а также создание условий для адекватного самопознания, личностно-значимой и социально-приемлемой самореализации и самоутверждения. В этом случае необходимо учить человека ставить перед собой цели, адекватные возрастным возможностям и его личностным ресурсам, вносить в них коррективы в связи с изменением объективных обстоятельств, способов сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов.

     Воспитательная  задача, не решенная в определенном возрасте, может проявиться через длительный период и вызвать нежелательные изменения в направленности развития личностной сферы человека. Это существенно повлияет на конечный результат воспитания – личностное самоопределение, самоосознание и самооценку личности.

     8. Классификация социальных  групп.

     Группа  – любое объединение людей  в общем словоупотреблении.

     Группы  классифицируются по признакам:

     - по масштабу (микрогруппы – 2-3 человека, малые группы – до 50 человек, большие социальные группы – общности и общества);

     - по реальности существования  (реальные и условные;

     - по способу возникновения (официальные  – создаются официально, имеют  официальный статус  и неофициальные  – создаются стихийно, как правило,  не регистрируются);

     - по длительности существования (кратковременно существующие, долговременно существующие);

     - по особенностям членов группы (молодежные, воинские и т.д.);

     - степени контактности (контактные  – тесного и постоянного общения,  малоконтактные – редкого общения  и практически неконтактные – условные группы, например, население большого города);

     - по роду занятий (учебные, производственные, управленческие и т.д.);

     - по уровню социально-психологического  развития (группы низкого, среднего  и высшего уровня);

     Ч. Кули предлагает также разделение в зависимости от характера отношений и связей индивидов на первичные и вторичные группы.

     Первичные - разновидность малой группы. Эти  группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

     Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами.

     9. Коммуникативные свойства в деятельности руководителя.

     Коммуникативные свойства руководителя - это присущие руководителю коммуникативные возможности, которые являются внутренним резервом личности, реализуются как сознательно, так и стихийно.   

       Коммуникативные свойства руководителя базируются на психологической (предопределяет попытку максимально реализовать свои индивидуальные свойства и характерологические особенности в процессе общения) и социальной (учитывает систему общественных отношений, причинно-следственные связки, социокультурный и этнопсихологические контексты общения) основах. Коммуникативный потенциал руководителя способен изменяться, реализовываться в любых проявлениях (в самосознании, практических действиях и тому подобное).  

       Участие руководителя в каждом коммуникативном акте зависит от его индивидуальных свойств (организованности, перспективности мышления, умения концентрировать внимание на решении управленческих задач, уверенности, в себе и тому подобное), содержания совместной деятельности, начерченных целей, наличия условий, которые обеспечивают достижение целей, индивидуальных особенностей других участников взаимодействия, социокультурного и этнопсихологического контекста, социально-экономической и политической ситуации и тому подобное. При любых условиях можно увидеть то неповторимое, индивидуальное, стойкое, что характеризует коммуникативные возможности руководителя и определяет его как личность, способную осуществлять эффективное управленческое общение. Это «неповторимое», «стойкое» называется также основой, стержнем коммуникативного потенциала руководителя, внутренним резервом личности, которая обеспечивает адекватную самооценку руководства, формирует авторитет руководителя в организации.   

       В этом контексте выделяют  составляющие и характеристики  коммуникативных свойств руководителя:

     - потенциальные коммуникативные  возможности, коммуникативные силы  руководителя, которые могут быть  задействованы и использованы  в управлении;

     - психологические свойства и возможности  личности руководителя, приобретенные в управленческом общении и взаимодействии с другими людьми;

     - коммуникативные возможности профессионального  развития, саморазвития личности  руководителя;

     - динамика коммуникативного потенциала, которая способствует развитию  коммуникативных свойств и способностей руководителя, который предъявляет личности повышенные требования за использование внутренних коммуникативных резервов, перевода их, из потенциальных в актуальные.   

       Следовательно, профессиональное  становление и развитие руководителя  связаны с ростом его коммуникативных возможностей, раскрытием коммуникативного потенциала (переходом потенциального в актуальное), формированием стойких коммуникативных связей и отношений, которые обеспечивают его эффективную управленческую деятельность.

     10. Психологическая характеристика управленческой деятельности.

Управление  насквозь  пронизано  психологическим  содержанием,   т.к. главным действующим лицом его  является  человек  со  своими  способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими  особенностями.  Как  сложное системное образование, управление связано  со  многими  переменными,  в  том числе  и  психологическими. 

Информация о работе Темперамент