Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 05:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении особенностей возникновения мотивов и мотивации, а также самооценки личности и её взаимосвязь с мотивацией.
Задачи исследования: раскрытие понятия «мотив» и «мотивация», изучение видов мотивов и видов мотивации, анализ стадий мотивационного процесса, изучение теорий мотивации отечественных и зарубежных ученых, раскрытие понятия «самооценка» личности и её взаимосвязь с мотивацией.

Содержание

1 глава «Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности» ………………………………………………………………………….4
Понятие «мотив» и «мотивация» личности …………………..……..4
Виды мотивов ….………………………………………………………7
Виды мотивации ……………………………………………………...10
Стадии мотивационного процесса …………………………………..12
Теории мотивации ……………………………………………………14
Самооценка личности ………………………………………………...18
Заключение …………………………………………………………………24
Список литературы …………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

      Оглавление: 

      1 глава «Теоретический анализ  проблемы мотивации и самооценки  личности» ………………………………………………………………………….4

    1. Понятие «мотив» и «мотивация» личности …………………..……..4
    2. Виды мотивов ….………………………………………………………7
    3. Виды мотивации ……………………………………………………...10
    4. Стадии мотивационного процесса …………………………………..12
    5. Теории мотивации ……………………………………………………14
    6. Самооценка личности ………………………………………………...18

      Заключение  …………………………………………………………………24

  Список литературы …………………………………………………………25 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      В настоящее время человек все чаще задумывается над такими вопросами как: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?     

      Будучи  существом, наделенным сознанием, человек  сам для себя определяет смысл  жизни, ее цели и ценности, через  которые он характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития.   

      Поэтому нами была выбрана тема «Мотивация и самооценка личности». В нашей  курсовой работе мы попытались ответить на  следующие вопросы: что лежит  в основе мотивации и самооценки человека. Ведь все наши поступки  мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. Нас больше привлекает деятельность, которая развивает у нас чувство компетентности. Доказательством тому служит факт, что лучших результатов добиваются те, кто сам организовал свою работу и сам следит за тем, чтобы она была хорошо выполнена.

      Выбор наших ближайших действий направляют поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели для нас важнее, тем с большей силой они ориентируют наш выбор. При этом стимулом для наших действий служат не столько сами цели, сколько намерение их достигнуть.

      Проблемой мотивации и самооценки личности занимались многие зарубежные и отечественные ученые: Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен,  А. Маслоу, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, К. Левин и другие.

      Объектом  исследования данной курсовой работы является мотивационная сфера человека.

      Предмет исследования -  мотивация и самооценка личности.

      Цель  исследования заключается в изучении особенностей возникновения мотивов и мотивации, а также самооценки личности и её взаимосвязь с мотивацией.

      Задачи  исследования: раскрытие понятия  «мотив» и «мотивация», изучение видов мотивов и видов мотивации, анализ стадий мотивационного процесса, изучение теорий мотивации отечественных и зарубежных ученых, раскрытие понятия «самооценка» личности и её взаимосвязь с мотивацией.                    

      Метод исследования – теоретический анализ литературы для раскрытия понятий «мотивация» и «самооценка личности», а также установления взаимосвязи этих понятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 глава «Теоретический  анализ проблемы  мотивации и самооценки  личности».

    1. Понятие «мотив» и «мотивация».

      Рассматривая  определение «мотив» нельзя не затронуть  такое понятие как «потребность». В потребностях зависимость от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. В учебнике «Общая психология» можно прочитать следующее определение: потребность - это определенная необходимость, нужда в чем-то. Потребности в первую очередь зависят от конкретных жизненных условий и  проявляются в мотивах, которые выступают как непосредственные побудители к деятельности [1]. Осознанные потребности - это желания. Их человек может сформулировать, для их реализации он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности.

      Рассматривая  поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы.

        А. Маслоу писал о том, что:  внешнее проявление частного  мотива практически всегда зависит  от общего уровня удовлетворенности  или неудовлетворенности потребностей  организма, то есть от того, насколько удовлетворены прочие, более фундаментальные, более сильные по сравнению с ним потребности. Очевидно, что если бы ваш желудок постоянно был пуст, если бы вы все время изнывали от жажды, если бы вам каждодневно угрожали землетрясения и наводнения, если бы вы все время ощущали на себе ненависть окружающих, то у вас никогда не возникало бы желания написать ноктюрн, доказать теорему, украсить свой дом, красиво одеться [8].

      А. Маслоу упоминает два важных момента. Во-первых, он считает, что человек бывает крайне редко удовлетворен, а если удовлетворен, то этот момент продолжается недолго. Во – вторых одни желания бывают более сильными чем другие и разные виды желаний или потребностей зависят друг от друга. А. Маслоу обозначил это явление термином "иерархия препотентности".

      Далее он рассматривал вопрос классификации  потребностей несколько по иному  чем, другие ученые. Рассмотрим основные отличительные черты его теории:

  1. нет равноправия в желаниях, т.е. не могут быть поставлены на одну ступеньку желание утолить голод и написать картину. 
  2. ни одна из человеческих потребностей не может быть отделена от другой. А. Маслоу считал: потребность в удовлетворении или потребность в балансе включает в себя потребность в пище, которую на ином специфическом уровне мотивации можно назвать потребностью в наполнении желудка, последняя, в свою очередь, включает в себя потребность в белках, которая, в свою очередь, включает в себя потребность в определенном типе белков и т.д. [8]      
  3. одно желание может быть способом выражения других желаний.  В качестве примера он рассматривает следующее: поиск пищи, последующее пережевывание и поглощение ее может быть продиктовано не столько потребностью в пище, сколько потребностью в безопасности [8].

      4) человек испытывая одну потребность вполне может испытывать в этот же момент и другую потребность. Например: за половым влечением, за ухаживанием и последующим совокуплением может стоять и потребность в половом удовлетворении, и потребность в самоутверждении [8]

      В современной литературе под мотивом понимают: тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. На основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к разной деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами [1].

      А.Н. Леонтьев считал что: до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом [7].

      Л. И. Божович рассматривала «мотив»  как: потребности и влечения, побуждения и склонности [4]

      Е.П. Ильин считал раскрытие понятия  «мотив» остродискуссионным вопросом и трудно изучаемым экспериментально. Но в своей работе он  писал: правомерность утверждения А.Н. Леонтьева становится очевидной — каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива, но это не значит, что эти действия не мотивированы. Просто для деятельности и действий имеется общий мотив. Однако цели деятельности и каждого действия в ее составе не совпадают, хотя и те и другие обусловлены смыслом деятельности как своеобразным стержнем осуществляемой программы. В то же время действия могут выступать в качестве поступков. Но может ли быть  немотивированным сознательно совершаемый поступок? Ответ очевиден. Поэтому самостоятельные действия должны иметь мотив. Само действие может выступать в качестве деятельности, если ее содержанием является только это действие [6].   

      Но  А.Н. Леонтьев рассматривая  подобные случаи пишет: когда одни и те же действия становятся деятельностью, то она приобретает самостоятельный  мотив. То есть происходит «сдвиг мотива на цель» [7]. В этом случае Е.П. Ильин ссылается на работы  А. Пилояна: мотив, наоборот, относится только к действиям, а деятельность рассматривается в контексте понятия «мотивация» [6]. В своей работе Е.П. Ильин не делает окончательного пояснения разницы между понятиями «мотив» и «мотивация» ссылаясь на невозможность подтвердить теорию экспериментально.

      В современной литературе термин «мотивация»  включает в себя:   совокупность мотивов, которые определяют поведение  человека в целом [1]. Мотивационной сферой определяется масштаб и характер его личности.

      В. Г. Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность — поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности — с одной стороны, и в необходимости — с другой. При этом он ссылается на высказывание С. Л. Рубинштейна о природе эмоций: «Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам. Таким образом, речь идет не столько о знаке побуждения, мотивации, сколько об эмоциях, сопровождающих принятие решения и выполнение его [11].

      Е.П. Ильин рассматривал мотивацию как: «процессы детерминации активности человека и животных или формирования побуждения к действию или деятельности, в это понятие можно включать что угодно; ведь детерминировать и побуждать может безграничное множество вещей и явлений. Недаром Д. Дьюсбери пишет, что понятие «мотивация» используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно ясна. Действительно, мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрениями человека и особенностями его представления о себе, личностными особенностями и функциональными состояниями, с переживаниями, знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей[6]

      Ильин рассматривает мотивацию  по двум направлениям:

  1. мотивация - это совокупность факторов или мотивов.
  2. мотивация это не статичное, а  динамичное образование, как процесс, механизм.

      Однако  и  в том и в другом случае мотивация как вторичное по отношению  к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как: средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива [6].

      Рассмотрев  вышеизложенный материал можно сделать  вывод о том,  что мотив и  мотивация тесно взаимоувязаны  между собой.  Мотивация может рассматриваться как динамический процесс формирования мотива. 

      
    1. Виды  мотивов.

      В работе Е.П. Ильина указаны следующие виды мотивов:

  1. Мотив как потребность. Е.П. Ильин говорит о том, что: потребность рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека. Принятие потребности за мотив происходит прежде всего потому, что она объясняет в значительной степени, почему человек хочет проявить активность [6].
  2. Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности).
  3. Мотив как побуждение. Здесь Е.П. Ильин рассматривает мотив следующим образом: мотив — это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку [6].
  4. Мотив как намерение. В своей работе Е.П. Ильин отмечает: намерение подчеркивает устремление человека в будущее, его замысел, предположение, готовность что-то сделать, осмысленность принимаемого решения. Но намерение не раскрывает первоначальную причину действия или поступка, Не отвечает на вопрос «почему?», а в ряде случаев не содержит и побуждения (именно из-за того, что цель, выбираемая человеком, может быть отдаленной по времени; например, подросток может заявить, что по окончании школы намерен поступить в институт; к этому случаю нельзя применить слова: «в крови горит огонь желанья», огня-то нет, а есть задумка, предположение, возможно, трезвый расчет) [6].
  5. Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции). В данном случае Е.П. Ильин говорит о том, что:  устойчивые свойства личности (интересы и склонности, предпочтения и идеалы, установки и мировоззрение) могут оказывать влияние на принимаемые человеком решения; т. е. свойства личности могут быть включены в основание действий и поступков человека [6].
  6. Мотив как состояние.  Е.П. Ильин отмечает: мотивом называется особое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать [6].
  7. Мотив как формулировка. Здесь Е.П. Ильин предлагает следующую формулировку: мотив — это ответ на вопрос,- почему человек ставит перед собой эту цель, а не другую, действует так, а не иначе [6].
  8. Мотив как удовлетворенность. Е.П. Ильин говорит о том, что: удовлетворенность скорее усиливает мотив, а не является непосредственным побудителем. Она может служить основанием, т. е. содержательной стороной мотива, объяснять, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время [6].

Информация о работе Теоретический анализ проблемы мотивации и самооценки личности